Методическая разработка урока на тему Конфликты и способы их разрешения

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Краевой политехнический колледж»









Методическая разработка урока по теме
«Конфликт и способы его разрешения»













Чернушка - 2015
Автор – составитель:
Вычужанова Галина Николаевна, преподаватель, ГАПОУ «Краевой политехнический колледж»



Рецензенты:
Миниахметова О.В., методист ГАПОУ «Краевой политехнический колледж»
Новикова Г.А., зам. директора по НМР ГАПОУ «Краевой политехнический колледж»



Вычужанова Г.Н.: Методическая разработка урока по теме
«Конфликт и способы его разрешения»/ Краевой политехнический колледж – Чернушка, 2015. – 11 с.



Утверждено методическим советом ГАПОУ «Краевой политехнический колледж»




Краевой политехнический колледж, 2015
Вычужанова Г.Н., 2015



Методическая разработка урока по теме
«Конфликт и способы его разрешения»

Пояснительная записка

В соответствии с ФГОС нового поколения «Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность» входит в перечень общих компетенций выпускника учреждения СПО.
Актуальность темы урока обусловлена тем, что студентам по роду своей профессиональной деятельности необходимо выстраивать отношения с клиентами. Каждый клиент – это личность, обладающая набором своих внутренних характеристик и качеств. В связи с этим возможно возникновение различных конфликтных ситуаций.
Урок носит компетентностно-ориентированный характер, поскольку задания на уроке выстроены на компетентностной основе и способствуют формированию коммуникативной компетенции.
Содержание урока способствует не только формированию знаний на основе жизненного опыта, но также способствует адекватной самооценке учащихся, что очень важно при их будущей перспективе в профессиональной деятельности.










Тема урока: Конфликт и способы его разрешения

Цели урока:
Образовательный аспект: Познакомить учащихся с понятием «Конфликт» и способами его разрешения. Формировать готовность к разрешению проблем.
Развивающий аспект: Способствовать формированию умений работы в команде; развитию самоменеджмента, оценки и коррекции собственной деятельности
Воспитательный аспект: содействовать воспитанию личностных качеств: внимательности, ответственности за результаты своей работы.

Педагогические приемы:
Притча
Совместное целеполагание.
Таблица Д. Огле
Работа с ассоциациями
Домино
Вербальной и невербальной коммуникации.

Вид урока: компетентностно-развивающий на основе технологии критического мышления.
Организационные формы: Индивидуальное и групповое обучение.
Методы обучения: частично-поисковые, наглядно-демонстративные.
Методическое обеспечение: интерактивная доска, карточки с заданиями, видеосюжет, психологический тест.
ТСО: Компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска
Межпредметные связи: социальная психология, производственное обучение

Ход урока

Стадия вызова

Организационный момент
Вступительное слово преподавателя (рассказывается притча):

Я просил Бога забрать мою гордыню
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что гордыню не забирают. От нее отказываются.

Я попросил Бога даровать мне терпение,
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что терпение результат испытаний.
Его не дают, а заслуживают.

Я попросил Бога подарить мне счастье,
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что дает благословение,
А буду ли я при этом счастлив, зависит от меня.

- Преподаватель: Точно так же будет зависеть от вас и то, как вы будете работать на этом уроке. А оценивать свою работу на уроке предлагаю вот в этих листах (лист самоконтроля).

А теперь предлагаю посмотреть видеоряд.
Просмотрев данный видеоряд, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
- О конфликтах. Тема урока: «Конфликт и способы его разрешения»


Совместное целеполагание:
- Преподаватель: Сейчас я вам предлагаю заполнить вот такую таблицу:
Знаю
Хочу знать
Узнал






Графу «Знаю» и «Хочу знать» вы заполняете сейчас, а графу «Узнал» предлагаю заполнить в конце урока (заполняют, спрашиваю, что записали).
- Преподаватель: Все мы с вами стремимся стать компетентными специалистами.
- Преподаватель: Вы можете себя назвать компетентными специалистами? (отвечают)
- Преподаватель: Кто такой компетентный специалист? (отвечают)
- Преподаватель: Скажите пожалуйста, что необходимо знать или уметь чтобы стать компетентным специалистом? (отвечают)
- Преподаватель: А в рамках нашей темы урока? (отвечают)
Ответы учащихся записываются на доске в графе таблицы «Хочу знать»
- Преподаватель: А теперь, из всего вами сказанного, попытаемся поставить цель на наш урок (учащиеся формулируют свой вариант). Цель урока: познакомиться с понятием «Конфликт» и способами его разрешения.

- Преподаватель: И так, мы поставили цель на этот урок и спланировали нашу работу. А теперь предлагаю оценить себя по первым трем позициям (листы самоконтроля).

Стадия осмысления содержания

Работа с ассоциациями
- Преподаватель: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите термин «Конфликт» (все ассоциации записываются на доске).
Составляется совместно определение «Конфликт», записывается в тетрадь.

- Преподаватель: Скажите между кем могут происходить конфликты.
Ответы записываются преподавателем на доске, из этого выделяется четыре типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой, между группой и личностью. Записывается в тетрадь.

- Преподаватель: И так, мы выяснили, что такое конфликт и выделили четыре типа конфликтов. Предлагаю оценить себя по следующим двум позициям (лист самоконтроля).

Осмысление проблемы на основе жизненного опыта и проблемной кейс-ситуации.
- Преподаватель: Для того чтобы успешно выполнить следующее задание вам необходимо внимательно посмотреть отрывок из фильма (для просмотра предлагается кусок фильма «С меня хватит»)
После просмотра учащимся дается задание для работы в группе.
- Преподаватель: Обсудите в группе, какой это конфликт. Между кем он происходит, тип конфликта. Что можно сделать, чтобы избежать конфликта. Как бы в этой ситуации поступили вы (на столах в группах аналогичный текст имеются на карточках)
Задается время для работы.
После отведенного для работы времени учащимися дается полный анализ ситуации. Каждая группа высказывает свое мнение.
- Преподаватель: Каждый из вас предложил свой вариант решения проблемы. Так вот то, что вы сейчас предложили, имеет название «Стратегии поведения в конфликтной ситуации».
- Преподаватель: Предлагаю попробовать выстроить термин «Стратегия» (на интерактивной доске предлагается набор слов, учащимся необходимо посовещавшись расположить их в нужном порядке). Записывают определение в тетрадь. Затем учащимся на слайде предлагается пять стратегий поведения в конфликтной ситуации с их расшифровкой (на столах в группах аналогичный текст имеются на карточках). Записывают в тетрадь.

- Преподаватель: И так мы с вами выяснили, что каждый человек в конфликтной ситуации ведет себя по разному. И выяснили, что авторами в литературе выделяется пять стратегий поведения в конфликтной ситуации. Предлагаю оценить себя по следующим трем позициям (лист самоконтроля).

3. Стадия рефлексии

- Преподаватель: Предлагаю проверить то, как вы ведете себя в конфликтной ситуации (для работы индивидуально каждому предлагается психологический тест с его интерпретацией).
На слайде, на графике отражаются данные учащихся в группе, т.е. какая стратегия выраженная и количество человек. Отображается график, т. е. в целом какая стратегия поведения присуща данной группе. Затем, учащимися дается анализ графика. Задача преподавателя подвести учащихся к тому, какая стратегия для них как компетентных специалистов будет более грамотной во взаимоотношениях и почему.

- Преподаватель: А теперь предлагаю вернуться к нашей таблице. Помните, у нас третий столбец таблицы не заполнен. Заполните его.
- Преподаватель: В начале урока мы с вами говорили, для того чтобы стать компетентным специалистом, в рамках нашей темы и урока нам необходимо (то что мы записывали в таблице в графе «Хочу знать»). А теперь давайте сравним с тем, что написано в графе «Узнал». Анализируем. Совпадает или нет. Достигли цели урока или нет.
Домашнее задание.