Пути совершенствования техники чтения. Какие технические умения и навыки должен приобрести младший школьник, чтобы избежать трудностей в чтении

Тема: Пути совершенствования техники чтения. Какие технические умения и навыки должен приобрести младший школьник, чтобы избежать трудностей в чтении
Анализ трудностей обучению грамоте.
Выступление на школьном методическом объединении.
Учитель Г. Ш. Рахимзянова

Младший школьник при выпуске из начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. Однако за четыре года обучения развивается лишь начальная ступень синтетического чтения. По мнению известного психолога проф. Т.Г. Егорова, контекстное выразительное чтение вслух и беглое осознанное чтение «про себя» складывается только на последующих ступенях развития чтения. Следовательно, в начальной школе формирование навыка чтения не заканчивается. Оно проходит длительное развитие: вначале ребёнок овладевает знаковой системой языка, затем учится читать с ориентировкой на гласный, далее осваивает чтение сочетаниями слов (синтагмами). Между чтением отдельного предложения и целого текста существует значительное различие, так как текст – это новая единица чтения со своими особенностями, с которыми ребенок должен быть знаком.
Трудности обучения контекстному синтетическому чтению заключаются в том, что если слияние техники и понимания плана значений (предметного, фактического содержания) происходит относительно быстро, то слияние техники и понимания смысла текста – длительный процесс.
Кроме того, цели и мотивы чтения в жизни ребенка значительно меняются, поэтому его чтение должно обладать таким качеством, как гибкость, - изменение характера чтения в зависимости от цели. Различные качественные характеристики имеет чтение изучающее и просмотровое, поисковое и ознакомительное. Фактически эти виды чтения отрабатываются окончательно в среднем звене школы.
В начальной школе учащиеся осваивают изучающее чтение (или равномерно-внимательное, как его называл Л. Шварц). Изучающее чтение требует от ученика определённых технических навыков и понимания информации, степень полноты которого должна достигать 100%.
Ученику начальных классов необходимо дать представление об ознакомительном чтении, то есть о чтении «для себя», чтобы воспринять основной материал, содержащийся в тексте, и изучить его далее подробно. Этот вид чтения характеризуется неполным пониманием текста(70%). Конечно, элементы других видов чтения также имеют место в практике ребенка (просмотровое, поисковое), но они используются в следующих классах. А нам важно сформировать изучающее чтение в двух его формах – вслух и молча.
Изучающее чтение вслух, предназначенное для слушателей, – это четкое , внятное чтение целыми словами без неоправданных пауз, безошибочное, осуществляющееся в нормальном темпе ( в программе указан темп чтения для каждого класса) и достаточно выразительное.
Изучающее чтение «про себя», молча – это чтение «глазами», без внешних речедвижений. Наличие шепотного чтения и шевеления губами свидетельствует о переходной форме от чтения вслух к чтению молча и не может считаться чтением про себя. Если темп чтения молча не превышает темп чтения вслух, значит, оно ещё не сложилось.
Начинать обучение элементам молчаливого чтения надо с конца первого года обучения, когда ребенок приступает к чтению контекста, а упражнения чтения «глазами» отдельных слов и предложений проводить уже в период чтения «Азбуки».
Освоение чтения молча, необходимо вводить со второго полугодия второго года обучения. Известно, что изучающее чтение вслух и молча должно быть обстоятельным, неторопливым, поэтому сложившаяся в последнее время погоня за скоростью чтения неоправданна.
Чтение текста с несвойственной данному ребенку скоростью чтения, увеличенной из желания читать, как другой ученик, приводит к искажениям слов, повторам и другим ошибкам, а следовательно, и к непониманию содержания текста.
При наличии во многом общей психофизиологической базы каждая форма чтения обладает своей спецификой, имеет свою сферу применения.
Чтение вслух обеспечивается более сложным механизмом, чем молчаливое. Чтение вслух, как правило, обслуживает, прежде всего, слушающего, а не читающего. В школьном обучении оно способствует орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия и воспроизведения интонационного ритмомелодического строя речи, обогащению словарного запаса и набора структурных моделей и тем самым совершенствованию устной и письменной речи школьника. При чтении вслух активно действуют зрительный, речедвигательный и слуховой каналы, а также аппарат смысловой переработки воспринятой информации.
При чтении молча психофизиологический механизм упрощается, так как процессы переработки информации замыкаются на читающем. А процесс выдачи её отсутствует. Темп зрительного восприятия возрастает в два раза. Молчаливое чтение обеспечивает развитие любви к обильному чтению книг.
Развивая навык и привычку чтения «про себя» необходимо постоянно и настойчиво контролировать понимание детьми читаемых текстов. Разнообразные формы контроля и понимания призваны поддерживать интерес к чтению и дух соревнования.










13PAGE 15


13PAGE 14115




15