Разработка урока по теме: Басни И.А.Крылова как источник мудрости и творческого вдохновения.


Автор: Бахирева Зинаида Григорьевна, учитель русского языка и литературы.
ОУ: МАОУ СОШ №10.
Учебный предмет, класс: литература, 6 класс.
Учебник: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной, 6 класс.
План-конспект урока.
Тема: Басни И.А.Крылова как источник мудрости и творческого вдохновения.
Цель: научить понимать обучающихся иносказательный подтекст басен и их мораль.
Задачи:
1. Образовательная:
- повторить жанровые признаки басни;
- учить внимательному и осмысленному чтению литературного произведения;
- формировать навыки анализа художественного произведения с точки зрения его жанра.
2. Развивающая:
- учить через ассоциативное мышление (образное) развивать умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль.
3. Воспитательная:
- воспитывать любовь к слову и родному языку, духовность и нравственность через художественные произведения;
- прививать интерес к творчеству великого баснописца.
Оборудование: презентация Power Point, карточки-помощники, магниты, листки с названиями, шкатулка, фонохрестоматия.
Ход урока.
Организационный момент.
(слайд № 1)
- Сегодня мы вместе проведём урок литературы.
II. Постановка проблемного вопроса и определение темы урока.
(слайд № 2)
- Я большая любительница разгадывать различные головоломки: ребусы, кроссворды, шарады; поэтому и тему нашего урока для вас зашифровала в ребусе. Отгадав ребус, вы сможете сами назвать тему нашего урока.
(слайд № 3)
- Ваш ответ «басня»; следовательно, речь сегодня пойдёт о баснях И.А.Крылова как источнике мудрости и творческого вдохновения.
Создание образа-рисунка дерева.
(слайд № 4)
- Очень часто вы слышали слово басня. А я сегодня задумалась, с чем может у вас ассоциироваться это слово. Почему?
(Опрос нескольких ребят)
- Мы получили разные варианты ответов. Сегодня на уроке мы вместе создадим единый образ басни. Сейчас мы будем и теоретиками, и практиками, и художниками. У вас на столах есть карточки-помощники (приложение № 1), которые смогут вам помочь в случае затруднения. Карточки перевёрнуты, вы к ним обращаетесь в случае затруднения.
– Назовите известных вам баснописцев?
(Иван Иванович Дмитриев «Муха», Эзоп (Греция), Федр (Рим), Лафонтен (Франция), Василий Кириллович Тредиаковский, Александр Петрович Сумароков)
- Значит, у нашего образа обязательно есть автор.
(Учитель рисует ствол дерева на доске, прикрепляю листок «автор»)
- Без чего не может существовать басня. Что самое основное в ней? (Мораль).
(Учитель рисует корни у дерева, прикрепляет листок «мораль»)
-Какие вы знаете жанровые особенности басни?
(-Небольшой рассказ, часто стихотворный;
-2 части: основное повествование и мораль (нравоучение);
- аллегорическая форма (иносказание);
- сатирическое изображение;
- герои – чаще животные, насекомые, предметы и т.д.;
- олицетворение;
- диалог;
- использование просторечной лексики;
- лаконизм (краткость);
афористичность языка;
- особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь.)
(По ходу ответов учитель условно рисует ветви, прикрепляет листки
с определениями жанровых признаков басни)
- А кто всегда присутствует в баснях? (Герои) Кто же выступает в роли героев? (Животные «Свинья под дубом», насекомые «Стрекоза и муравей», птицы «ворона и лисица» и т.д.). Поскольку в баснях много разных героев, мы на ветвях нарисуем много листьев.
(Учитель рисует листы)
- Посмотрите, перед нами получился законченный образ басни - дерево.
Анализ басни «Листы и корни»
Знакомство с басней.
- У нас получился образ басни в виде дерева неслучайно. Созданный образ поможет нам ответить на вопрос «Какую басню мы сейчас будем изучать?» Помочь ответить на мой вопрос вам поможет страница учебника 37.
(Ребята, открыв названную страницу учебника, дают ответ.)
(слайд № 5)
- Сейчас мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова «Листы и корни».
- Я вам прочту басню, а вы проследите по тексту глазками. После прочтения басни назовите непонятные вам слова и выражения. Познакомимся с первым словом – обратите внимание на слово «зефиры». (Тёплые летние ветры.) Приготовились, слушаем и следим!
(Учитель рассказывает басню наизусть)
2. Работа над лексическим значением слов и выражений.
а) Отвечал... смиренно — отвечал смирно, покорно.
б)   ...Дерзко так считаться с нами стали — дерзко, то есть высокомерно стали выяснять, кто важнее.в)  На коем вы цветете — на котором вы цветете.г) Не станет дерева, ни вас — не станет ни дерева, ни вас.
Е) Зефир - приятный, легкий ветерок.ж) Толковали – рассказывали.з) Раскидисто- пышно.к) Надменно – высокомерно.
3. Анализ басни.
- Кто герои басни? Чей разговор мы слышим в этой басне? (Листы и корни)
- Что рассказывают листья ветру? Чем они гордятся?- Согласны ли с листьями корни? О чём они предупреждают листья?
- Кто из героев на самом деле говорит «нагло и надменно»?
- Без какой части дерева не могут существовать листья? Почему?
- Вы знаете, что И.А.Крылов – большой мастер иносказания: под одним он подразумевает что-то другое. Поэтому и нам предстоит ответить на вопрос «Кто подразумевается под листами и корнями?» А поможет вам в этом иллюстрация на странице 38. (Дворяне и простой народ.)
(Если вопрос вызывает затруднение, дальнейшая работа корректируется.
- Мой вопрос вызвал у вас небольшое затруднение. Мы не должны забывать, что на уроке у нас всегда есть верный помощник – учебник. Познакомьтесь со статьёй на стр. 39 и найдите ответ на поставленный вопрос: «Кого же подразумевал И.А.Крылов под листами и корнями?»)
- Встаньте, пожалуйста, те, кто выступает на стороне листов; а теперь я прошу подняться ребят, которые принимают сторону корней. Объясните свой выбор.
- Когда мы создавали образ басни, наше дерево, мы говорили, что самое основное в басне– это корни, мораль. Найдите строки морали, зачитайте и объясните их смысл.
- Иногда бывает так и среди людей. Те, кто на самом деле выполняет очень важную работу, остаются в неизвестности. А не столь важный человек имеет славу и популярность. Можете ли вы привести пример?
Y. Анализ басни «Ларчик».
Знакомство с басней.
- А теперь посмотрите на меня внимательно. (Учитель берёт в руки шкатулку). Обратите внимание на предмет, который я держу. Что это? (Шкатулка, сундучрк…) Это в нашей современной речи называется шкатулкой, а во времена И.А.Крылова называлось «ларец».
(слайд № 6)
- Предлагаю познакомиться с басней «Ларчик». Приготовьтесь слушать, следить по тексту. После прочтения басни назовите непонятные вам слова и выражения.
(Рассказывает басню наизусть учитель или заранее подготовленный ученик.)
2. Работа над лексическим значением слов и выражений.
Исподтишка – когда никто не видит.Голову ломает – усердно думает.Скобка – скоба, используется в качестве ручки у сундуков, дверей и других предметов.В ушах отдаётся – слышится.Пуще – ещё больше.
3. Анализ басни.
- Был ли мудрец уверен, что откроет Ларчик? Старался ли он?- Тогда почему у него ничего не вышло?- Правильно ли вёл себя мудрец, хвастаясь и рассказывая всем, какой он умелый? Хотел бы ты вести себя, как этот мудрец? - Всегда ли то, что кажется нам трудным, нелегко на самом деле? Подумай о случаях, которые могли бы это подтвердить. А что думают по этому поводу взрослые?
- Над чем смеётся баснописец в басне «Ларчик»?
- Что изменилось бы в басне от перестановки ударения (на слове «просто» или открывался»)?
- Найдите строки морали, зачитайте и объясните их смысл. (Не надо мудрствовать, если можно легко и просто выполнить работу.)
(слайд № 7)
- Каждая шкатулка, сундучок, ларец что-то бережно хранит. Так и наш ларец хранит вечную память и искреннюю любовь к великому баснописцу И.А.Крылову.
- Закончим нашу работу словами поэта Михаила Васильевича Исаковского:
Все знал и видел ум певца пытливый, Всего сильней желая одного, Чтоб жили жизнью вольной и счастливой, Народ его и Родина его.
YI. Подведение итога.
- Сегодня мы познакомились с двумя замечательными баснями И.А.Крылова: «Листы и корни» и «Ларчик». Чему мы учимся, читая произведения великого баснописца? (Иван Андреевич научил нас различать положительные и отрицательные качества людей, оценивать себя, свои мысли и поступки.)
- Что объединяет все басни И.А.Крылова? (У каждой басни есть своя мораль, которая является источником мудрости и творческого вдохновения.)
YII. Рефлексия.
- Ребята, всё ли вам понятно, о чём шла речь на уроке? Какие есть у вас вопросы?
- Оцените вашу работу на уроке:
А) если вам понравилась ваша работа на уроке, поднимите правую руку;
Б) если вы недовольны своей работой – левую руку.
(слайд № 8)
YIII. Домашнее задание:
1. Вклейте в тетради карточки-помощники и повторите по ним жанровые особенности басни.
2.Сочините басню, используя следующую мораль: "Надо уметь выбирать друзей". Используйте крылатые выражения из басен Крылова. Басню можно сочинить и в стихотворной форме, и в форме рассказа.
- Понятно ли вам домашнее задание? Выполнять его совсем не сложно. Вам «просто нужно» за него взяться и сделать, как говорится в басне «Ларчик».
(слайд № 9)
Приложение № 1.
Жанровые особенности басни.
1. Небольшой рассказ, часто стихотворный.
2. Две части: основное повествование и мораль (нравоучение).
3. Аллегорическая форма (иносказание).
4. Сатирическое изображение.
5. Герои – чаще животные, насекомые, предметы и т.д..
6. Олицетворение.
7. Диалог.
8. Использование просторечной лексики.
9. Лаконизм (краткость); афористичность языка.
10. Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь.