Классный час под девизом: «Знание – сила!»

Классный час под девизом: «Знание – сила!»
Тема. Учимся общаться.
Цель: выработать у учащихся правильное отношение к   нравственным ценностям                                                          человека; учить рассуждать и отстаивать свою точку зрения;
воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения.      
Задачи:    Дать детям представление об этикете, как форме взаимоотношений между    людьми.                                                                                        
            Объяснить   смысл этикета общения, подчеркнув связь манеры общения с    
             внутренним состоянием человека.
             Раскрыть понимание силы слова, значение умения пользоваться словом.
             Показать детям возможность угадывать настроение человека по его движениям,
             мимике, жестам, позе.
             Раскрыть характеристику движений с точки зрения
             нравственных черт.
Средства обучения:
Для учащихся: Упаковки с различными этикетками; графические рисунки с изображениями поз, мимики, жестов; .
Для педагога: магнитная доска с буквами э т и к е т, Цветок Нравственности, картонные «лепестки» с правилами этикета;  электронная презентация «Угадай, что я чувствую», компьютер, проектор.
                                              ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I  Организация класса. Эмоциональный настрой.
-Здравствуйте ребята!  Как вы думаете, чего хотят все люди без исключения, что они    ищут всё свою жизнь? (Счастья)
-А вы знаете, что такое счастье?
- Ответы детей.
- Вы обязательно это узнаете. Все вы его найдёте, у каждого оно будет своё. Только это трудно, найти счастье. На это вам даётся целая жизнь.
II  Содержание классного часа.
 
Тем не менее, люди хотели быть счастливыми, и они придумывали такие формы взаимоотношений, которые были бы удобны, приятны всем людям. Так появились правила поведения со звучным и красивым названием. Каким ?
-У меня на доске есть буквы, из которых состоит это слово. Они разбросаны не по порядку. Давайте попробуем собрать.
(Дети собирают слово ЭТИКЕТ)
-Что же определяет этикет?
-Очень много всего - внешний вид, манеру вести себя в разных местах.
-А как вы думаете, что ещё входит в правила этикета? (Кто назовёт больше правил)
-Знакомства, обращения, телефонного разговора, поведения в школе, на улице, в гостях, как дарить цветы, как вести себя за столом..
-Какое значение имеет знание и выполнение правил этикета для человека?
-Огромное. Это то, что бросается людям в глаза при знакомстве с нами,
- Да, это как бы наша вывеска, этикетка.
-Что такое этикетка?
-Это то, что указано на товаре.
- Мальчики, помогите мне пожалуйста - раздай ребятам эти предметы.
-Дети, прочтите, что написано на этикетках?
-На  каждой упаковке  этикетка с названием вещи, кто её сделал, для чего она служит.
Соответствует ли этикетка содержимому?
 (Ответы детей)
-Как вы думаете, важна ли этикетка?
- Да
-Для чего?
- Для правильного выбора вещи.
-Скажите, ребята, похожи ли эти слова: этика и этикет?
-Можно ли красивую этикетку приклеить на плохой товар?
-Нет. Это – обман, он обязательно проявится.
-А вот воспитанность, знание этикета - это не просто вывеска. Они связаны с внутренним миром человека.)
Итак, чему нас учат правила этикета?
-Внешний вид должен соответствовать внутреннему.
- Встречая человека, мы обращаем внимание на то, как он одет, как он выглядит, но вот он произносит первые слова. Что происходит?
-Наше отношение к нему либо меняется, либо закрепляется соответственно нашему первому впечатлению.
-Помните описание Царевны -лебедь в сказке А.С.Пушкина  «О царе Салтане» ? Прочтите.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, словно пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
- Значит человек может выразить себя не только с помощью внешности, но и с помощью чего?
-Слов.
-Открою вам секрет: словом можно убить человека, а можно и исцелить. Доказать это, мне помогут ребята.
Сценка 3 «Б» класса.
-Спасибо, нам удалось доказать?
-Да.
-А какие рассказы вы помните, на эту тему?
-Сухомлинский «Доброе слово».
-Ребята из предыдущих уроков мы уже знаем, что существует целое искусство обращения со словом. Помните, мы с вами учились чувствовать  слова?
 (Ребята демонстрируют).  Произнесём слово «злой» - какое оно?
-Колючее, чёрное, кусачее,
-А   теперь слово «ласковый».
-Светлое, мягкое.
Все эти умения обращения со словом люди сложили в этикет общения.
Посмотрите, какое у нас выросло дерево.
Какие правила мы уже знаем ?
-Правила знакомства.
Например?
 Рассказы «Почему мужчины встают, когда входит женщина»?  , «Сними шапку,  когда входишь  в помещение»
-Давайте научимся следующему правилу, правило общения. Кто  хочет помочь мне?
-Ко всем взрослым и незнакомым людям надо обращаться на «вы».
 -К кому можно обращаться на «ты»?
-К очень  близким или к тому, кто разрешил.
Научиться слушать собеседника  не перебивая.
-Слушая, смотреть в глаза.
-Подбирать красивые слова, говорить выразительно.
 Релаксация. Гимнастика чувств и эмоции.
 -Итак, встречая человека, мы обращаем внимание на его внешний вид, на его слова. Но не менее важно, как мы двигаемся. Что проявляется в движениях?
-В движении проявляется характер, состояние человека.
- Что вы имеете в виду под движением?
- Движение тела.– это поза, движение рук – это жесты , движение лица –это мимика.
-Хорошо. Сейчас мы с вами поиграем и посмотрим, насколько вы сообразительны, внимательны и умеете быть актёрами. Кто самый смелый?
Задание 1. У тебя день рождения. Утром тебе подарили подарки и ты пришел в школу
Задание 2. Ты получила   2 балла.
Задание 3  -Мы приготовили для вас сюрприз. Это  небольшая презентация. Попробуйте догадаться какие эмоции испытывали ваши одноклассники.
Презентация.
-Молодцы!
-Поиграем в светофор?
-Итак, что мы узнали нового на этом уроке? Какие мы можем сделать выводы?
-Внешний вид должен соответствовать внутреннему )
- У слова огромная сила, надо учиться  правильно  пользоваться  этой силой.
- Если мы будем наблюдательными, внимательными, чуткими, то по походке, по жестам, по мимике всегда сможем определить настроение человека и догадаться, что с ним случилось.
- Ребята, давайте завершим  классный час  нашей любимой песней «Дорога добра» и продолжим просмотр презентации.