РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы туристской деятельности»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Основы туристской деятельности»
I. ВВЕДЕНИЕ
Необходимость введения учебного курса «Основы туристкой деятельности» в учебный план обучающихся по программам дополнительного образования обусловлена особым местом спортивного туризма.
В программе развития туризма в Воронежской области ее богатый природный потенциал (географические и природные достопримечательности, особо охраняемые природные территории, благоприятные биоклиматические условия) расценивается как фактор развития не только спортивно-оздоровительного туризма, но и экономики региона в целом.
Исходя из этого, обучающийся по данному курсу должен овладеть технологиями организации спортивно-оздоровительного туризма, что позволит ему в дальнейшем выполнять обязанности гида-проводника в коммерческих и самодеятельных группах, совершающих походы по спортивным классификационным маршрутам, а также исполнять роль организатора туристской работы на территории национальных и природных парков.
Программа составлена с учетом программы подготовки кадров спортивного туризма в РФ (Направление А) по пешеходному и другим видам туризма. В соответствии со схемой подготовки общественных туристских кадров освоение данной программы дает обучающемуся право руководить походами выходного дня, а при условии приобретения опыта руководства походом первой категории сложности, - быть руководителем таких походов.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373;
Приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 30. 08. 2013 г. №840 «О внесении изменений в приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27. 07. 2012 г. №760»;
Учебный план МКОУ Аннинская СОШ №3 (утверждён решением педагогического совета протокол №1 от 27. 08. 2014 г., приказом директора МКОУ Аннинская СОШ №3 № 136/1 от 27. 08. 2014Г.);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год (Приказ Министерства образования РФ от 31 марта 2014 г. №253).
Цель курса: сформировать у учащихся систему знаний, умений и навыков, необходимых для организации оздоровительных и спортивных походов, а также других форм работы в сфере спортивно-оздоровительного туризма.
Задачи курса:
ознакомление с историей зарождения и развития самодеятельных форм спортивно-оздоровительного туризма России как уникальным общественным явлением;
ознакомление с нормативно-правовой базой функционирования спортивно-оздоровительного движения в России;
ознакомление с географией спортивных походов по стране и региону;
формирование системы знаний об организации деятельности туристских клубов и секций;
о работе с группой в условиях природной среды на маршрутах различной категории сложности с учетом возрастных, физических и других особенностей участников; знаний об обеспечении безопасности проведения туристских мероприятий;
обеспечение условий для овладения техническими навыками пешеходного и лыжного туризма, спортивного ориентирования;
ознакомление с технологиями проведения туристских мероприятий: походов, путешествий, слетов и соревнований;
формирования любви к Родине, природе; представлений о путях и средствах использования природного потенциала страны для повышения благосостояния людей.
Учебная работа по курсу «Основы туристкой деятельности» проводится в форме практических занятий в помещении и на местности в объеме часов, предусмотренных учебным планом.
В полевых условиях в связи со спецификой занятий изучаются темы «Топография и ориентирование на местности», «Техника движения и преодоления препятствий».
По завершении курса проходит учебно-тренировочный поход. Разработка маршрута, подготовка снаряжения, продуктов, оформление документов проводятся учащимися самостоятельно под общим руководством преподавателя.
В целях приобретения практических навыков по руководству туристской группой во время путешествий в каждой группе назначается руководитель (из числа учащихся, имеющих опыт участия в походе), а также завхоз, медик, ремонтник и т.д. Во время 4 путешествия учащиеся должны вести дневники, в которых фиксируется описание маршрута.
Преподаватель ежедневно анализирует деятельность всех участников путешествия. Контроль знаний, умений и навыков по курсу «Основы туристкой деятельности» проводится в форме зачетов с учетом результатов участия во всех видах учебной работы.
Тематическое планирование
№ ТЕМА Количество часов
в 1 Основы туристской подготовки 1.1 Туристские путешествия, история развития туризма. 0,5 0,5 1.2 Личное и групповое туристское снаряжение. 0,5 0,5 1.3 Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. 5 5
1.4 Подготовка к походу, путешествию. 6 6
1.5 Питание в туристском походе. 1 1
1.6 Туристские должности в группе. 2 2
1.7 Правила движения в походе, преодоление препятствий. 6 6
1.8 Техника безопасности при проведении походов, занятий 2 2
1.9 Туристские слёты, соревнования 26 26
1.10 Подведение итогов похода. 1 1
2 Топография и ориентирование 2.1 Понятие о топографической и спортивной карте 1 1 2.2 Условные знаки. 0,5 0,5 2.3 Ориентирование по горизонту, азимуту. 1 1
2.4 Компас, работа с компасом. 1 1
2.5 Измерение расстояния. 0,5 0,5 2.6 Способы ориентирования. 1 1
2.7 Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки. 5 5
3 Краеведение 3.1 Родной край, его природные особенности, история, известные земляки. 1 1
3.2 Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи 1 1
3.3 Изучение района путешествия 1 1 3.4 Общественно полезная работа в походе 1 1
4 Основы гигиены и первая доврачебная помощь 4.1 Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний. 0,5 0,5 4.2 Походная медицинская аптечка. 0,5 0,5 4.3 Основные приёмы оказания первой помощи. 1 1
4.4 Приёмы транспортировки пострадавшего. 1 1
5 Общая и специальная физическая подготовка 5.1 Краткие сведения о строении и функциях организма, влияние физических упражнений. 0,5 0,5 5.2 Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм. 0,5 0,5 5.3 Общая физическая подготовка 5.4 Специальная физическая подготовка Итого за период обучения 68 6 62
Литература
1. Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для институтов и техникумов физической культуры, М.: Просвещение, 1987.
2. Курилова В. И. Туризм: учеб. Пособие для студентов пединститутов по специальности «Физическое воспитание» и «Начальное u1086 овоенное обучение и физическое воспитание». М: Просвещение, 1998.
3. Моргунов Б.П. Туризм, М.: Просвещение, 1978.
4. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. М.: Советский спорт, 2002 г.
5. Штюрмер Ю.А Краткий справочник туриста. 3-е изд. М.: Профиздат, 1986.
6. 6.3. Дополнительная литература
7. Алексеев С.С., Рубель Р.Б. Размышления о туризме. Свердловск: Средне-Урал. Кн. издво, 1974.
8. Бардин К.В. Азбука туризма (о технике пешеходного туризма): Пособие для учителей, руководителей школьных походов, школьников. 2-ое изд. М.: Просвещение, 1981.
9. Кондыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю.А. Туристские слеты и соревнования. М.: Профиздат, 1984.
10. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат, 1986.
11. Кустов Л.М. Спелеологические походы и экспедиции со школьниками. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1977.
12. Лысогор Н.А. и др. Десять писем Робинзону. М.: Физкультура и спорт, 1983.
13. Методические рекомендации по проведению велосипедных туристских походов. Киев, 1982.
14. Остапец А.А. В походе юные. М.: Просвещение, 1978.
15. Подготовка туристских общественных кадров. Положение, учебные планы и
программы. М.: Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», 1982.
16. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. М.: Профиздат, 1987.
17. Сергеев В.Н. Туризм и здоровье. М.: Профиздат, 1987.
18. Туристско-краеведческая работа в пионерском лагере: Методические рекомендации для старших и отрядных вожатых загородных пионерских лагерей /сост. Е.3. Базыкина. М., 1974.
19. Туристские спортивные маршруты. Справочник. М.: Профиздат, 1989.
20. Шимановский В.Ф., Ганопольский В.И., Лукоянов П.И. Питание в туристическом путешествии. М.: Профиздат, 1986.
21. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, действительные и мнимые, 2-е изд. М.:
Физкультура и спорт, 1983.
22. Энциклопедия туриста. М.: Большая Российская энциклопедия,1993.
VII. Выходные данные авторов программы
Скок Наталия Васильевна, канд. геогр. наук, доцент кафедры физической географии УрГПУТел.: 334-33-90 (раб.), 235-76-18 (дом.)
Плетенева Надежда Леонидовна, канд. пед. наук, доцент кафедры социально-культурных технологий УрГПУ