Организация туристской работы в школе



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32 ИМ.И.С.ИСАКОВА ХУТОР ОСТРОВСКАЯ ЩЕЛЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН









ДОКЛАД

на тему

«Организация туристской работы в школе»










подготовила:
учитель физической культуры
Тополян Каринэ Ардашесовна








2015г.

Сегодняшний век - это век высоких технологий, и именно сейчас появилась у детей (людей) гиподинамия - нарушение функций организма из-за недостаточности движения. По данным Научно-исследовательского института детей и подростков Академии педагогических наук, школьные уроки физкультуры - трижды в неделю по 40 мин - дают лишь 16% двигательной деятельности, необходимой для развития растущего детского организма. Внеклассные и внешкольные занятия физической культурой и спортом, в том числе и туризмом, призваны восполнить этот пробел. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно-сосудистую систему. Туризм способствует воспитанию любознательности, волевых качеств, закаливанию, укреплению мышечной массы. Так же происходит знакомство с новыми районами, природой. Походная жизнь развивает наблюдательность, сообразительность, смелость, решительность, самостоятельность.
Походная жизнь учит многому. В туристском походе мы учим детей переносить тяжести. Учим оказывать помощь пострадавшему товарищу: делать носилки и волокушу из подручных средств, преодолевать любые препятствия. Учим чтобы ребят не тревожило отсутствие крыши над головою - они должны сами организовать свой ночлег. Кончились продукты? Не страшно! Турист знает съедобные грибы и растения. Заблудились? Не страшно! Турист может ориентироваться на местности по местным предметам, звездам, солнцу, компасу.
В школе увеличилось число часов в учебном плане на физическую подготовку школьников, следовательно, и туристской работе можно уделять больше внимания.
Туризм, как средство физического воспитания, способствует тесному общению школьников с природой; располагает большими возможностями и позволяет учащимся расширить и углубить знания, полученные в школе; создает благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых качеств. В походе турист учится преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку. Трудно представить себе путешествие без общественно полезной работы. И учить всему этому должен учитель – руководитель похода. Он терпеливо показывает ребятам, что и как надо делать, личным примером.
Во время походов юные туристы проходят по местам воинской славы, осматривают достопримечательности города и села, мемориальные места, связанные с деятельностью выдающихся людей нашей страны. Они видят замечательные памятники старины, памятники от благодарных потомков, наводят там порядок. Обязанность руководителя – воспитывать у ребят любовь к родной земле, ее полям, лесам, рекам, городам, наследию прошлых веков, которое надо ценить, изучать и беречь. Каждый юный турист, призванный впоследствии в армию, покажет себя образцовым, смелым, мужественным, выносливым воином, готовым встать на защиту своего Отечества.
Туристский поход чаще бывает пеший - это переход группы школьников по определенному маршруту с воспитательными, спортивно-оздоровительными и познавательными целями продолжительностью в один, два, три дня.
Походы, путешествия, экскурсии, туристский лагерь, слеты-соревнования, школьные туристические вечера, фестивали, степенные походы – вот перечень форм массовой туристской работы в школе.
Постановка туристской работы в школе зависит от многих факторов. Прежде всего, от того, как администрация школы понимает оздоровительную, познавательную и воспитательную роль туризма. Помощниками в организации туристской работы в школе могут стать и родители учащихся.
Начинать работу по организации секции по туризму можно с проведения со школьниками нескольких походов выходного дня (ПВД) и осветить эти походы на школьном сайте в социальных сетях, на стендах в холле школы. В школе можно устроить вечер туристской песни. Все это поможет найти желающих заниматься в школьной туристской секции. Учебный год желательно закончить общешкольным туристским вечером.
При проведении туристской работы в школе ни турклуб, ни администрация школы не должны забывать о младших школьниках (до 12 лет). С ними проводится начальная форма туристской работы: прогулки на природу, экологические прогулки, экскурсии с посещением памятников культуры и истории, простейшие соревнования с элементами туризма.
Организация туристского похода
Любой туристский поход (степенной, категорийный или ПВД) должен быть итогом большой подготовительной работы. Заблаговременное продумывание и планирование мероприятий в походе является основой успешного и интересного путешествия. В походе все взаимосвязано: цель похода, например, определяет состав группы, снаряжение и маршрут; от распределения обязанностей среди участников зависят разработка маршрута, сбор сведений о маршруте, организация питания и т. д. Каждый занимается своим делом: одни разрабатывают маршрут, другие собирают сведения о маршруте, третьи приводят в порядок групповое снаряжение, четвертые организовывают питание: составляют меню, записывают перечень продуктов и т. д.
Данная очередность этапов подготовки к походу оправдала себя на практике:
определение задачи (цели похода);
подбор группы участников;
распределение обязанностей среди участников похода;
определение района похода;
сбор сведений о районе путешествия;
разработка маршрута;
составление сметы похода;
подбор личного снаряжения;
подбор группового снаряжения;
организация питания;
документация похода;
сам поход;
подведение итогов похода.
Цели у похода бывают разные: оздоровительные (прогулки по лесу, по городу, по селу), пропагандистско-агитационные (пропаганда здорового образа жизни, самодеятельного туризма, туристской песни), экскурсионные (посещение музеев, выставок), военно-патриотические (походы по местам боевой и трудовой славы), учебные (обучение технике туризма), спортивные (повышение туристской квалификации), экологические (установка кормушек для птиц, очистка от мусора родников), тренировочные (подготовка к более сложным походам) и т. д. Главное, чтобы каждый участник знал, куда и зачем он идет. Это исключает ошибки в комплектовании группы. Ребята, объединенные единой целью, лучше выдерживают трудности экстремальных ситуаций (дождь, холод, комары, нехватка продуктов, воды).
Подбор группы участников похода

Туристская группа должна представлять собой коллектив, каждый член которого связан с другими дружбой и единством поставленной цели. Желательно, чтобы все туристы в группе имели примерно одинаковый возраст и физическую подготовку, сходные навыки и знания, близкие интересы.
Комплектование группы рекомендуется проводить из туристов, обучающихся в одной школе. Желание идти в поход можно использовать как стимул в занятиях по физическому воспитанию: хочешь идти в поход тренируйся. В походе можно воспитать внимательность в отношении друг к другу.
Рекомендуется ходить группами не менее 6 не более 12 человек: так легче создать микроклимат с психологической совместимостью. Такая группа легче управляется.
При подготовке и проведении похода каждый участник должен отвечать за конкретные дела. Обязанности распределяются с учетом подготовленности и склонностей ребят. Часто бывает, что приходится готовить ребят к выполнению определенных обязанностей (кострового, реммастера, санитара, повара и т. д.).

Документация похода

Документом для походов является маршрутный лист - это путевой документ группы, отправляющейся в ПВД или на маршрут некатегорийного путешествия. В маршрутный лист вносят список участников путешествия, маршрут с разбивкой по участкам, указанием способов передвижения. Следует помнить, что инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации определяет, что минимальный возраст участников некатегорийных походов и экскурсий - 7 лет, к участию в пеших походах 1-й категории сложности допускаются лица не моложе 12 лет, 2-й - 14 лет, 3-й категории сложности - 15 лет.

Составление отчета
Во время проведения похода туристы ведут походный дневник и записывают результаты различных наблюдений на маршруте.

Отчеты о походах должны содержать следующие разделы:

1. Справочные сведения о походе;
2. Сведения о районе похода;
3. Подробная таблица дневных переходов с указанием километража и способа передвижения, краткая характеристика погоды;
4. Техническое описание маршрута;
5. Списки личного и группового снаряжения и продуктов питания;
6. Смета расходов.
Подведение итогов похода имеет большое воспитательное значение. Кроме отчета в подведение итогов похода входят разбор похода (где каждый может высказать свое мнение о любом из своих товарищей), финансовый отчет, выпуск фотостендов, фотоальбомов, изготовление слайдов. Все это способствует агитации и пропаганде туризма.


ЛИТЕРАТУРА

1. Ужбаноков Х.С., Кузнецов Д.С. Спортивный туризм (пешеходный). Учебное пособие - Майкоп: Издательство АГУ, 2011
2. Бардин К.В. Азбука туризма. Москва, «Просвещение», 1981.
3. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование. Москва, «Академия», 2001.
4. Вяткин Л.А. организация и проведение туристских пешеходных походов со школьниками. Ульяновск, 1994.
5. Лукоянов П.И. Самодельное туристское снаряжение. Москва, «Просвещение», 1986.
6. Маслов А.Г., Константинов Ю.С.. Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. Москва, «Владос», 2000.
7. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. Москва, «Просвещение»,1987.
8. Уваров В.А., Козлов А.А. В поход пешком. Москва, «Просвещение», 1988.
9. Холодов Ж.К., Кузнецов Д.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Москва, «Академия».
10. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. Москва, 1985.









13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915