Экологизация профессиональной подготовки специалистов архитектурно-строительного профиля на основе проектно-исследовательской деятельности. Инновационная программа


Министерство образования Республики Башкортостан
ГАОУ СПО Башкирский архитектурно-строительный колледж
Экологизация профессиональной подготовки
специалистов архитектурно-строительного профиля
на основе проектно-исследовательской деятельности
Инновационная программа
Уразметова Н.А.
Преподаватель ГАОУ СПО БАСК
Уфа 2013
Актуальность. В последнее десятилетие заметно повысилось внимание мировой общественности к проблеме экологического образования, от эффективности которого зависит решение существующих экологических проблем. Будущие специалисты должны иметь четкие представления о взаимосвязи природных явлений и ограниченности природных ресурсов, уметь предвидеть и оценивать последствия вмешательства человека в естественное течение различных процессов. Особую актуальность приобретает формирование отношения будущих специалистов к развитию у них профессионально-ориентированных экологических представлений в процессе обучения. Это позволяет осознать студенту, что и как происходит между человеком и природой, и как следует поступать в профессиональной деятельности с точки зрения экологической целесообразности.
Формирование экологической компетентности у специалистов архитектурно-строительного профиля особенно важно, т.к. стремительный рост числа городов и городских жителей является одной из важнейших особенностей современной жизни на нашей планете. Города, крупные поселения — это центры возникновения основных экологических проблем и вместе с тем места сосредоточения жителей Земли, призванные удовлетворить их потребности и обеспечить достаточно высокое, экологически обоснованное качество жизни. Перед специалистами — архитекторами и строителями стоят две важнейшие задачи: создать высокое качество жизни и одновременно обеспечить экологичность городов, снизить поступление загрязнений в среду и достичь экологического равновесия между городами и природой.
С другой стороны, одним из условий успешного формирования личности современного специалиста являются его способности к творческому мышлению, планированию, исследованию, анализу, умению работать в команде, стремление к лидерству. Необходимо выработать у будущих специалистов привычку и склонность к осознанию и оценке собственных профессиональных действий.
Для реализации этих требований необходимо специально организованное обучение. Одним из методов, способных решить поставленные задачи может являться метод проектов. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых.
Целевые ориентации программы:
формирование экологической компетентности студентов архитектурно-строительного профиля
реализация гуманно-личностного подхода к студенту – субъекту учебной деятельности;
конструирование содержания образования в направлении экологизации, интеграции, диалектизации, гуманизации.
Задачи: активизация у будущих специалистов:
экологически ориентированной деятельности;
готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности;
навыков межличностных отношений, умений работать в команде, способности ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений;
активной жизненной и профессиональной позиции;
экологического мировоззрения.
Теоретическая основа инновационной программы:
Педагогика сотрудничества (Е.С. Полат, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, и др.)
Технология «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов);
Философское течение «Русский космизм» (Н.А. Бердяев, И.В. Киреевский, Е.И. Рерихи, К.Э. Циолковский)
Интеграция в образовании (Р.М. Асадуллин, А.С. Гаязов, М.Н. Берулава, А.П. Беляева, Н.К. Чапаев и др.)
Позиция студента:
заинтересованный исследователь;
организатор процесса познания, несущий личную ответственность за (последствия) результаты своей деятельности,
активный субъект взаимодействия, признающий за другими право иметь свою точку зрения.
Позиция преподавателя:
«фасилитатор» (от англ. facilitator) – тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться:
помогает студенту активно строить свою образовательную траекторию;
поддерживает студента, способствует его успешной ориентации в насыщенном информационном пространстве;
воспринимает себя и студентов в едином поле мироощущения.
Концептуальная основа
Исходные теоретические позиции метода проектов, можно обобщить в следующих положениях:
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучаемого, что повышает его мотивацию в учении;
решение конкретной проблемы окружающей действительности ставится в центр процесса создания проекта;
педагог является лишь направляющим звеном деятельности, процесс создания проекта ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых;
комплексный подход к разработке проектов способствует развитию проектно-исследовательской компетентности;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучаемого на свой уровень развития;
глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Принципы:
последовательности: метод проектов предполагает постепенный переход от проектного замысла к формированию цели и задач, а затем планированию действий. От него – к программе действий и ее реализации. Причем, каждое последующее действие основывается на результатах предыдущего;
принцип интегративности: объединение в целое, в единство каких-либо элементов, состояние взаимосвязи отдельных компонентов системы и процесс, обуславливающий такое состояние;
принцип индивидуализации и дифференциации: учитывающий возможности и индивидуальные способности студентов;
принцип научности: использование методологии компетентностно-ориентированного обучения;
принцип самореализации: развитие социальной активности студентов в образовательном процессе
принцип гуманизма: студент – субъект образовательного процесса;
принцип мотивации: особый вид мотивации – проблемный.
Деятельность преподавателя при реализации метода проектов осуществляется по трем основным направлениям:
формирование банка заданий,
создание условий для разработки и осуществления обучаемыми проектов
вооружение студентов, необходимыми для выполнения проекта знаниями и умениями.
Новизна программы состоит в том, что обоснована и апробирована технология развития профессионально-ориентированных экологических представлений студентов будущих специалистов архитектурно-строительного профиля.
Теоретическая значимость состоит в том, что:
данная программа может служить базой для дальнейших теоретических исследований в области изучения аспектов экологизации профессионального образования,
в программе рассмотрены особенности применения проектного-исследовательского метода обучения в условиях подготовки специалистов среднего звена архитектурно-строительного профиля.
Практическая значимость программы заключается в следующем:
способствует развитию профессионально-ориентированных экологических представлений студентов, что приводит к возможности реализации экологического поведения в будущей профессиональной деятельности;
повышает познавательную активность обучаемых, повышается результативность как урочной, так внеурочной деятельности студентов;
результаты использования программы можно использовать в практике работы преподавателей колледжей технического профиля.
Содержание
Основные направления:
разработка проектных уроков и уроков с элементами проектной деятельности;
интеграция знаний по экологическим основам природопользования со специальными дисциплинами
создание интегрированных творческих проектов
Содержание проектно-исследовательской деятельности по дисциплинам выстроено с учетом модульно-компетентностного подхода. Это модель организации учебного процесса, в качестве цели обучения в которой выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение структуры и содержания профессионального обучения.
Структура модульной программы включает основные модули базовой и вариативной части. В содержание базовой части включены такие вопросы, которые способствовали бы формированию у студента качеств, необходимых специалисту любого профиля. Например, для дисциплины «Экологические основы природопользования», это теоретические основы экологии, основы рационального природопользования. Содержание вариативной части должно иметь конкретную профессиональную ориентацию. Для студентов строительного и архитектурного профиля вариативная часть должна способствовать развитию таких качеств, как способность оценить воздействие на биосферу строительства в целом и отдельных его этапов в частности, ориентироваться в современных экологичных строительных технологиях, способность к самообучению, владение навыками самостоятельного получения знаний, умение решать нестандартные профессиональные задачи.
Каждый модуль можно выразить в виде таблицы:
Модуль Б1. Теоретические основы экологии (8 часов)
После изучения модуля студент должен:
Уметь:
строить цепи и экологические пирамиды
показывать зависимость строения организмов от среды обитания,
видеть распределение организмов по экологическим нишам,
приводить примеры экологических сукцессий, их значение для экосистем.
Знать:
основные среды обитания и их особенности,
классификацию экологических факторов
структуру и экологические характеристики популяции
признаки и основные характеристики типов экологических взаимодействий
Содержание
модуля Направления
деятельности Деятельность преподавателя Деятельность студента Организационные формы
История возникновения экологии.
Развитие взаимоотношений между человеком и природой.
Среды обитания. Обоснование значимости экологических знаний.
Создание проблемной ситуации. Обсуждение проблемы. Выдвижение гипотез. Уточнение целей науки «Экология» Беседа, дискуссия
Экологические факторы.
Экосистема.
Экологическое равновесие Определение проектной деятельности. Актуализирует мотивационные состояния студентов. Предлагает идеи, консультирует Уточняют информационные источники. Формируют задачи. Выбирают и обосновывают свои критерии Беседа, дискуссия, самостоятельная работа с информационными источниками
Осуществление целей проекта Наблюдает, консультирует, поддерживает положительные эмоции и состояние уверенности студентов в своих действиях Собирают и уточняют информацию. Корректируют цели. уточняют ход действий Самостоятельная работа по технологическим картам проекта
Анализ выполненной части проекта Наблюдает. Направляет процесс анализа Анализируют и обобщают полученную информацию Семинар. Консультация
Подобные таблицы составляются для каждого базового модуля и каждого вариативного модуля. Каждый модуль базовой части является частью проекта. По завершении базовых модулей студенты представляют проект «Естественные экосистемы нашей республики».
Аналогично, организуются занятия и по вариативной части. Результатом изучения вариативной части становится интегрированный профессионально-ориентированный исследовательский проект.
Технология организации проектной деятельности включает три этапа, каждый из которых имеет соответствующее педагогическое сопровождение, свои средства и виды деятельности студентов, направленные на развитие определенных умений
031115Педагогическое сопровождение
00Педагогическое сопровождение
20574002767330Исследовательский проект по
вариативной части
00Исследовательский проект по
вариативной части
20574001852930Исследовательский проект по базовой части
00Исследовательский проект по базовой части
422910024130Вид деятельности студента
00Вид деятельности студента
205740024130Основные средства
00Основные средства

36576008312150036576002734310004229100607060Репродуктивный
00Репродуктивный
48006002724150027432002176145004914900105537000365760048260001485900482600042291001613535Репродуктивно-продуктивная
00Репродуктивно-продуктивная
42291002510155Продуктивно-творческая
00Продуктивно-творческая
49149002061845002057400497205Самостоятельное изучение материала по технологической карте проекта
00Самостоятельное изучение материала по технологической карте проекта
27432002724150027432001393825000607060Руководящее
(1 этап)
00Руководящее
(1 этап)
01613535Направляющее
(2 этап)
00Направляющее
(2 этап)
02649220Ориентирующее
(3 этап)
00Ориентирующее
(3 этап)
57150010553700057150020618450014859008312150014859001837690001485900284416500571500386715003543300183769000
Основные этапы организации проектной деятельности
Этапы Задачи Деятельность обучающихсяДеятельность учителя Результаты
Ценностно-ориентированный Формулировка проблемы и моделирование проблемной ситуации Сознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию Раскрытие значимости и актуальности темы, мотивация студентов к проектной деятельности, педагогическое наблюдение Выбор рабочих групп
Конструктивный
Анализ проблемы, выдвижение гипотез Определение путей нахождения источников информации помощь в планировании этапов практической деятельности, стимулирование поисковой деятельности студентов, консультирование Распределение заданий по группам, определение сроков
Практический
Поиск необходимой информации Поиск необходимой информации, поэтапная реализация содержания деятельности по решению проблемы координация деятельности студентов, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятельности, педагогическое наблюдение Дискуссия, оформление промежуточного отчета
Заключительный
Обсуждение результатов работы и их оценка Предварительная защита по группам, проведение коллективной оценки полученных результатов, оформление проекта и формулировка выводов помощь в оформлении проекта, участие в обсуждении и оценке результатов Создание черновых моделей, отчетов
Презентационный
Защита результатов работы Защита основных позиций проекта подготовка экспертов, организация проведения презентации, консультирование Оформление процесса решения
Оценочно-рефлексивный
Предоставление окончательных результатов исследований Защита групповых работ, экспертная оценка результативности осуществленной работы, самооценка вклада в проект собственной деятельности. Участие в анализе полученных результатов и их оценке, стимулирование студентов к самоанализу и самооценке Утверждение результатов и окончательное оформление
Для каждого проектного задания разрабатывается контрольный лист проекта, где выделены основные этапы проектирования и обозначены сроки проектирования.
Контрольный лист проекта «Экореконструкция жилой застройки»
№ Этапы Вид деятельности Вид
отчета Норма времени
1 Исследование проблемы Сбор информации по теме, ее анализ:
экологические требования к градостроительной деятельности,
экологическое градостроительное проектирование,
инженерно-экологические изыскания для целей градостроительства,
экологические требования к архитектурно-планировочным решениям,
урбоэкологическое зонирование,
анализ известных концепций экоситиЛитературный обзор 2 Планирование проектной деятельности выбор района для анализа.
Фотографии,
План-схема
3 Реализация проекта разработка экологических мер:
наличие плана по предотвращению загрязнения воздуха при строительстве,
выбор места размещения объекта в соответствии с экологическими требованиями,
соблюдение экологических требований по плотности застройки и транспортному обеспечению,
соблюдение экологических требований к площади застройки,
снижение теплового загрязнения поступающего через кровлю и другие поверхности,
мероприятия по экономии энергии,
эффективное использование воды,
мероприятия по переработке отходов и сточных вод
архофитомелиорация,
использование бионических форм для зданий и сооружений План микрорайона и описание системы мер по улучшению экологической ситуации с необходимыми схемами
4 Оформление проекта Подготовка пояснительной записки, результатов экспериментальной части, компьютерной презентации Оформленная работа, презентация 5 Защита проекта Отчет о проделанной работе Выступление 6 Анализ и оценка проекта Недостатки и достоинства, значимость проекта Обсуждение Таким образом, содержание проектно-исследовательской деятельности можно выразить с помощью схемы:
11430026733500
Организационные формы и методы
Метод проектов предполагает использование совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов. Все методы основаны на стимулировании активной познавательной деятельности обучающихся, предполагают поиск и решение сложных вопросов, требуют актуализацию знаний, аналитической деятельности.
Совокупность методов возможно представить следующей классификацией:
Проблемно - поисковые методы;
Творческие методы: презентация;
Информационные методы.
Надо отметить, что развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение студентов в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности.
Проектное обучение придает образовательному процессу деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику. Соответственно, организационные формы каждого этапа проектной деятельности могут быть различны: эвристические беседы, «мозговой штурм», дискуссия, решение кейсов, выполнение практических работ, деловая игра, конференция, ток-шоу и т.д. Особое внимание уделяется результату проектно-исследовательской деятельности.
14914821578600
Результаты проектно-исследовательской
деятельности
1943100274955- умение выдвигать и обосновать гипотезы;
- умение планировать деятельность;
- умение формулировать цель;
- умение осознавать и анализировать информацию;
- умение выполнять эксперимент;
- умение представление результаты эксперимента.
- умение осуществлять рефлексию.
00- умение выдвигать и обосновать гипотезы;
- умение планировать деятельность;
- умение формулировать цель;
- умение осознавать и анализировать информацию;
- умение выполнять эксперимент;
- умение представление результаты эксперимента.
- умение осуществлять рефлексию.
457200614045Расширение и углубление предметных знаний
00Расширение и углубление предметных знаний
4800600501650Знания о структуре проектной и исследовательской деятельности.
00Знания о структуре проектной и исследовательской деятельности.
19431002660015Проектно-исследовательская
компетенция
00Проектно-исследовательская
компетенция
125730046355004572000463550032004002319020001028700152273000457200015227300032004004635500
Таким образом, результатом проектно-исследовательской деятельности является формирование проектно-исследовательской компетенции, как совокупности физических знаний в определенной области, знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, наличие проектных и исследовательских умений, наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.
Анализ результативности
Анализ результативности инновационной программы можно провести по нескольким направлениям:
1. Позитивная динамика степени обученности и качества знаний студентов.
Учебный год 2010-2011 уч. год 2011-2012 уч. год 2012-2013 уч. год Динамика, %
Средний показатель степени
обученности53% 62% 70% 17%
-5080-31242000
Динамика качества знаний студентов
Учебный год 2010-2011уч. год 2011-2012 уч. год 2012-2013 уч. год Динамика, %
Средний показатель
качества обучения
44% 60% 70% 26%
-8763024828500
2. Результативное участие студентов на научно-практических конференциях различного уровня
Уровень Результативность
Республиканский
(Республиканский конкурс исследовательских проектов «Будущее экологии - в руках молодежи!») 2007г Диплом 3 степени
(Шептухин А, Гаврилов А. гр.А-31)
Республиканский
(Республиканский конкурс исследовательских проектов «Будущее экологии - в руках молодежи!»)2008г Диплом 1 степени
(Ахмадуллин Р. гр.С-21)
Республиканский
(Республиканский конкурс исследовательских проектов «Будущее экологии - в руках молодежи!»)2009г Диплом 3 степени
(Хисматуллин Д. гр.А-31)
Всероссийский
(Всероссийский смотр-конкурс научно-технического творчества студентов (г.Тверь) 2008г Номинация
(Салихов Р.гр. КМС-41)
Всероссийский
(Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «Национальное достояние России») 2009г Звание лауреата
(Ахмадуллин Р. гр.С-21)
Республиканский
(Конкурс на именную стипендию Министерства экологии и природопользования РБ) 2009г Диплом 3 степени
(Хисматуллин Д. гр.А-41)
Всероссийский
(Всероссийский смотр-конкурс научно-технического творчества студентов (г.Тверь) 2009г Номинация
(Хисматуллин Д. гр.А-41)
Всероссийский
(Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «Юность.Наука.Культура») 2010г Звание лауреата
(Хисматуллин Д. гр.А-41)
Республиканский
(Республиканский конкурс исследовательских проектов «Будущее экологии - в руках молодежи!») 2010г Диплом 1 степени
(Зинченко Е. гр.А-31)
Всероссийский
(Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «Национальное достояние России») 2009г Серебряный нагрудный знак «Национальное Достояние России» (Ахмадуллин Р. гр.С-31)
Всероссийский с международным участием
(Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «ЮНЭКО 2009») Диплом 1 степени
(Ахмадуллин Р. гр.С-31)
Всероссийский с международным участием
(Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «ЮНЭКО 2010») Диплом победителя и
нагрудный знак «ЮНЭКО»
(Зинченко Е. гр.А-31)
Всероссийский с международным участием
(Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «ЮНЭКО 2011») Диплом 1 степени
(Бочкарев А. С-31)
Республиканский конкурс «Молодые ученые – родной столице» 2012 г Диплом финалиста
(Бочкарев А. С-41)
3. Обобщение опыта в публикациях:
Уровень Название публикации (доклада) Место публикации и год
Республиканский Проектная деятельность в изучении химии и экологии Сб. статей преподавателей республиканского семинара «Инновационные формы и средства обучения, передовые технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин», РУМНЦ МО РБ, 2008г.
Республиканский «Бионика» методическая разработка урока Сборник материалов по итогам конкурса «Лучший преподаватель года 2009», РУМНЦ, 2009г
Приволжский
регион Будущие строители изучают экологию журнал «Табигат» №1 2010 год
Всероссийский Исследовательская работа как современный метод обучения Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию БИРО, 2008г
Международный Модульно-компетентностный подход в преподавании естественнонаучных дисциплин на основе проектного метода обучения Сборник тезисов международной конф.
Обобщение опыта в методических и учебных пособиях
Название Уровень и место публикации
Инновационная программа «Интеграция и экологизация профессиональной подготовки специалистов СПО на основе принципов Педагогики сотрудничества» Республиканский Уровень. Сборник материалов по итогам конкурса «Лучший преподаватель года 2009», РУМНЦ
план-конспект «Антропогенные экосистемы Республики Башкортостан» Дисциплина «Биология». Раздел «Экология» гриф УМС РУМНЦ МО РБ и рекомендованы к изданию
Учебное пособие «Руководство к практическим работам по химии» гриф УМС РУМНЦ МО РБ и рекомендованы к изданию
Учебное пособие «Рабочая тетрадь по экологии» Дисциплина «Биология». Раздел «Экология» гриф УМС РУМНЦ МО РБ и рекомендованы к изданию
Электронное учебное пособие «Экология Республики Башкортостан» Муниципальный
Методическая разработка «Междисциплинарная интеграция в практике преподавания химии, биологии, экологии» Муниципальный
Методическая разработка «Применение компьютерной модели при изучении экологии» Муниципальный
Учебное пособие «Задания для практических и самостоятельных работ по биологии» Муниципальный
Методическое пособие «Организация проектной деятельности» Муниципальный
4. Результативное участие преподавателя в конкурсах:
1 место на Республиканском конкурсе «Лучший преподаватель года 2009», муниципальный этап;
1 место на Республиканском конкурсе «Лучший преподаватель года 2009», региональный этап;
1 место на Республиканском конкурсе «Лучший преподаватель года 2009», республиканский этап;
Диплом победителя на Республиканском конкурсе методических разработок в номинации «Электронный учебник».
5. Обобщение результатов работы по инновационной программе
№ Форма обобщения и распространения Уровень
1 Проведение методического семинара «Организация и планирование исследовательской деятельности» муниципальный
2 Выступление на методическом семинаре «Ключевые компетенции» муниципальный
3 Выступление на курсах повышения в Институте развития образования РБ республиканский
4 Мастер-класс республиканский
5 Презентация инновационной программы республиканский
6 Презентация электронного учебного пособия республиканский
7 Проспект диссертационного исследования муниципальный
8 Интернет сайт колледжа «Презентация Инновационной программы» bsk.ufanet.ru
9 Вики проект http://wiki.iteach.ru/index.php/ Участник:Наталья Уразметова