ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧТЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ КОМИКСОВ для начальных классов


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)АЛЛАЙХОВСКОЕ УЛУСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ОЛЕНЕГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» 
ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧТЕНИЮ
ПОСРЕДСТВОМ КОМИКСОВ

Лебедева Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов,
высшая категория
Стаж работы: 29 лет
с. Оленегорск
ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧТЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ КОМИКСОВ
У меня в руках Положение о конкурсе «Современный урок». Прочитав это Положение, я решила участвовать в нем со своим уроком. 1 апреля 2009 г. мировая общественность отметила 200-летие Николая Васильевича Гоголя. 2009 год объявлен ЮНЕСКО Годом Гоголя. Мероприятия, приуроченные к этой знаменательной дате, проводились и в нашем северном крае. С 14 по 16 апреля с. г. на базе МОУ «Белогорская гимназия им. Н. Н. Ефимова» состоялся межулусный семинар-практикум в рамках инновационного педагогического проекта межпредметного педагогического проекта межпредметного интегрирования «Приглашение к чтению», посвященный 200-летию великого русского писателя.
Мне порекомендовали провести урок чтения якутским детям, обучающимся в русском классе. За основу надо было взять одно из произведений Гоголя и перевести его на якутский язык. Я долго думала, как же передать смысл произведения детям, плохо знающим якутский язык, и нашла выход из ситуации. Я решила взять «Ночь перед Рождеством» и преподать его в форме комикса. В данной ситуации (согласитесь, это довольно затруднительно, учить детей на языке, который они плохо понимают) меня комиксы буквально спасли. Почему же я выбрала именно комиксы?
Комикс становится привычным атрибутом нашей жизни, он всё чаще приходит к нам в дом в виде рекламных листовок, плакатов, брошюр, становится обычным делом в сетке популярных еженедельников, детских и молодёжных периодических изданий, в виде журналов и книг появляется в киосках и на прилавках книжных магазинов. Уже есть выбор: можно приобрести комиксы для детей и взрослых, дошкольников и школьников, истории весёлые и серьёзные, западные и отечественные, сказки и триллеры, фантастику и приключения, мелодрамы и боевики, детективы и фэнтези. У нас появились собственные художники, проекты, издатели. Комиксмейкеры начали, объединятся в студии, издатели создали свою гильдию. На наших глазах сформировалась новая субкультура. Но отношение к комиксу в России весьма специфичное, его априори подозревают в ущербности, неполноценности, в каком-то страшно разрушительном влиянии на формирующуюся личность ребенка, недооценивают, игнорируют. Говоря о комиксе, мы, как правило, имеем в виду не жанр как таковой, а те его убогие, дешёвые по сути своей образцы, которые доводилось видеть на книжных развалах, не разделяем форму и содержание комикса, зёрна и плевела. Нам трудно разглядеть достоинства и недостатки жанра, его специфику, а уж тем более, дидактический потенциал, который в течение ряда лет с успехом используется в образовательных системах многих стран мира. Одно из обстоятельств, вводящих всех нас в заблуждение, отталкивающее от комикса и заставляющее относиться к нему с пренебрежением, - это перевод самого слова "комикс". "Комикс" в переводе с английского значит смешной, весёлый. На самом деле комиксы были впервые придуманы не в Америке, как все считают, а в Японии, много тысяч лет назад. Это неприемлемая часть японской культуры, с помощью комиксов пересказывались целые эпопеи, романы. И только потом, относительное недавно, американцы переняли у японцев эту технику и начали использовать как развлекательные журналы для детей, поэтому и назвали – «комиксами». Но комиксы бывают и несмешными, они бывают драматическими, трагическими и просто серьёзными. Протестантские, католические средства массовой информации, например, очень активно используют комиксы как средство ознакомления людей с христианскими сюжетами. Комикс не должен замыкаться в нашем представлении в рамках комизма, это в корне неверно. Комикс - вещь серьёзная. Моменты прямого выхода философии есть в восточных комиксах (там эта форма искусства практикуется уже тысячи лет) - они-то, эти моменты, ошарашивают и заставляют искать журналы с хорошими западными комиксами. Все вопросы, поставленные в антропологии, - жизнь, смерть, свобода воли и предопределение и т.д., - все они поставлены в комиксах, И в этом смысле комиксы не уступают старым формам искусства. Существует великое множество комиксов для взрослых. Мир комиксов обладает системой стилей, своих авторских школ, там существуют свои моды, свой сленг. Комиксы активно используются в рекламе, это известно. Почему рекламщики любят комикс? Потому что он превосходно доносит до сознания людей информацию, он - прекрасный информатор. Другое дело, что это за информация. Пока комиксы насыщают информацией легковесном, развлекательной. Но комиксы способны оказывать влияние на сознание человека, может быть, даже большее, чем литература, хотя и это влияние более грубое, прямолинейное. И прежде всего это касается сознания тех, кто не привык и не любит читать книжки. Взрослые - педагоги и родители - должны принять комикс, это незаконнорождённое дитя искусства XX века (именно тогда в журналах «Ёж», «Веселые картинки», «Крокодил» и «Мурзилка» были первые отечественные комиксы), это продолжение древнего обычая японцев, а в развлечение его превратили американцы. Возможно, для этого им придётся взять в руки фломастер и начать рисовать с ребёнком первый в его жизни комикс. Отрадно, что комиксы используются в учебном процессе, например при изучении иностранных языков. Комиксы здесь имеют массу преимуществ перед другими традиционными учебными средствами, в частности, перед учебными фильмами на иностранных языках. В отличие от тянущегося времени фильма комикс членится на фрагменты и человеку не надо поспевать за заданным в фильме темпом. Комикс в этом смысле более органичен. Исходя из всего этого, я сделала такой вывод: проникновение комиксов в учебники для начальной школы сделало бы процесс обучения более эффективными и интересным. В частности, это относится к урокам чтения. Имеется в виду не то, что надо перевести в комиксы всю детскую литературу, это просто смешно. Просто есть фрагменты, которые дети не понимают или просто отказываются читать, а на объяснение уходит очень много времени, так же это относится к детям разных национальностей, изучающих русскую литературу. Вот эти-то трудные рассказы и можно преподавать в комплекте с комиксами, тогда ребенку будет понятней и интересней. Но ни в коем случае не учить исключительно по комиксам, это было бы серьезной ошибкой. Почему комикс привлекает ребёнка? Часто в комиксах и столь любимых сегодня детьми кинофильмах действуют одни и те же герои - Микки Маус, Бэтмен, Человек-паук, Супермен. Посмотрев мультфильм о Микки Маусе или фильм о Бэтмене, юный зритель восхищён, однако динамичные образы любимых героев ускользают от него, ребёнку трудно удержать их в памяти, и уж тем более он не может ими обладать. Комикс же это желание ребёнка удовлетворяет, причём создаёт иллюзию жизни героя, поскольку фиксирует его в момент движения. Благодаря комиксу любимый образ всегда с ребёнком, он у него в руках, малыш им не только обладает, но и, если хотите, имеет над ним некоторую власть. Но главная, на мой взгляд, причина популярности комикса в том, что он значительно упрощает и ускоряет процесс познания. Комикс - это не просто удобная форма передачи информации, а принципиально новый способ и подход к её усвоению. Краеугольный камень обучения - это умение найти, ухватить, выделить главное. Рассматривая и рисуя комиксы на разные учебные темы и в рамках любого из предметов школьной программы, ребёнок это умение оттачивает, приучается видеть суть и соль проблемы. Приобрести эти умения в процессе словесно-логического обучения, пытаясь подчеркнуть главную мысль в параграфе или лекции учителя, весьма затруднительно, а может быть, и вообще невозможно. Таким образом, комикс не только облегчает и интенсифицирует процесс обучения, но и делает его по-настоящему результативным и осмысленным. Ребёнок, знающий, что такое комикс, умеющий его читать и рисовать, не зубрит, а стремится понять суть проблемы; не мучается, а мыслит; не механически усваивает учебный материал, а приучается самостоятельно добывать знания. Нам надо избавляться от стереотипов, шире смотреть на простые и знакомые вроде бы вещи.
Для создания мультимедийного урока-комикса нам потребуется программа Microsoft Power Point 2003 или 2007, мультимедийная доска и обычные карандаш и бумага. Сначала нужно усвоить азы рисования комиксов. Это трудная задача, надо сказать. Сначала нужно все произведение разделить на составные части, или действия, как в пьесах. Эти действия делим на картины, картины в свою очередь на кадры. Все запомнили, записали, если надо и – начинаем рисовать. Всё нарисовали – на это уйдет немало времени, теперь все это сканируем, загружаем в компьютер. В компьютере в свою очередь каждый рисунок обрезаем, копируем по нескольку раз в Power Point в виде слайдов, имитируем движения, динамику (анимация), в общем, делаем фильм, склеивая его кусочки кадр за кадром. Но надо учесть, что совершенно все произведение переводить на комикс не надо, это было бы глупо, ведь основную информацию все-таки дети будут брать из книги, сопровождая все это просмотром комиксов и прослушиванием комментариев учителя, да и слишком длинный комикс затянет урок. Презентация закончена, теперь приступаем к обработке самого хода урока. Какие вопросы после какого кадра задавать, какие дополнительные комментарии сказать во время презентации. Обязательно надо попрактиковать ролевые игры, когда всплывают слова персонажей. Будет создаваться такое впечатление, как будто это все происходит на твоих глазах, ты это все видишь и слышишь. Теперь презентацию выводим на доску и кликаем мышкой, идем кадр за кадром, комментируем вместе с детьми.