Программа по ПДД 2-3 класс Зелёный огонёк

Программа для начальных классов по изучению правил дорожного движения «Зелёный огонёк»
Пояснительная записка
В современном мире проблемы безопасности движения приобрели первостепенное значение, так как с каждым годом возрастает количество дорожно - транспортных происшествий. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения. Актуальность обучения детей школьного возраста основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге. Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города,беседы-анализ конкретных дорожных ситуаций, тесты на знание правил дорожного движения, проектные работы, тематические занятия в «городке безопасности».
В программу входят занятия, которые помогают детям успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести пропаганду по предупреждению дорожно- транспортного травматизма.
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. Настоящая программа предназначена для работы с детьми, начиная с первого класса. Знания и навыки, полученные учениками в первом классе, расширяются и углубляются в последующие годы обучения. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка в целом: умение сравнивать и обобщать, делать выводы; на совершенствование речи школьников, их мышления и творческих способностей.
Цель программы:
1. Воспитание у детей культуры поведения на дорогах.
2. Формирование устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
1. Знакомство с историей ПДД.
2. Развитие дорожной грамотности детей.
3.Подвести учащихся к мысли о необходимости соблюдать правила дорожного движения.
4. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.
5. Воспитание ответственности у детей за своё поведение.
К концу 2 класса дети должны знать:
1. Дорожные знаки.
2. Сигналы светофора.
3. Виды транспорта.
4. Как безопасно перейти улицу.
5. Причины ДТП (где можно играть, кататься на санках и коньках; правила перехода улицы при высадке из транспорта).
6. Обязанности пассажиров.
Уметь:
1. Ориентироваться в дорожных ситуациях.
2. Оценивать своё поведение на дорогах.
3. Уметь пользоваться общественным транспортом (правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки-высадки и т.д.).
Количество часов: 1 час в неделю.


Тема занятия
Количество часов по теме

1.
Вводное. Повторение изученного в 1 классе.
1

2.
Безопасный путь из школы домой.
1

3.
Улицы с односторонним и двусторонним движением.
1

4.
Правила перехода улицы.
1

5.
Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой»
1

6-8.
Дорожные знаки, их виды.
3

9.
Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».
1

10.
Проектная работа по теме: «Дорожные знаки»
1

11.
История возникновения светофора.
1

12.
Виды и сигналы светофора.
1

13.
Викторина «Красный, жёлтый, зелёный».
1

14.
Виды транспорта.
1

15.
Правила поведения в общественном транспорте.
1

16.
Правила ожидания транспорта на остановке.
1

17.
Правила перехода дороги при высадке из транспорта.
1

18.
Проектная работа по теме: «Общественный транспорт».
1

19.
Тесты на знание ПДД.
1

20.
Причины ДТП.
1

21.
Где можно и где нельзя играть.
1

22-23
Зимние забавы. Где можно кататься на санках и коньках.
2

24.
Движение по улице группами.
1

25.
Разбор дорожных ситуаций.
1

26.
Экскурсия по зимнему городу.
1

27.
Проектная работа по теме: «Зимняя дорога»
1

28.
Игра по ПДД «Подскажи словечко»
1

29.
Обобщающее занятие. Письмо-обращение к водителям и пешеходам.
1

30.
Музыкальный перекрёсток. Стихи и песни по ПДД.
1

31.
Экскурсия на улицы города.
1

32.
Проектная работа по теме: «Дорожные ситуации».
1

33.
Праздник «Зелёный огонёк»
1

34.
Итоговое т
·°естирование.
1


К концу 3 класса дети должны знать:
1. Дорожные знаки.
2. Сигналы светофора, регулировщика и транспортных средств.
3.Различные виды транспорта.
4. Как безопасно перейти улицу и перекресток.
5. Причины ДТП (где можно играть, кататься на санках и коньках; правила перехода улицы при высадке из транспорта).
6. Обязанности пассажиров и пешеходов.
7.Дорожную разметку и ее предназначение.
8. Предназначение железнодорожного переезда.
Уметь:
1. Ориентироваться в дорожных ситуациях.
2. Оценивать своё поведение на дорогах.
3. Уметь пользоваться общественным транспортом (правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки-высадки и т.д.).
Количество часов: 1 час в неделю.

Тема занятия
Количество часов по теме

1.
Вводное. Повторение изученного в 2 классе.
1

2.-3
Загородная дорога.( экскурсия)
2

4.
Перекрестки и их виды
1

5.
Викторина « Веселый перекресток».
1

6
Сигналы регулировщика
1

7-8.
Предупредительные сигналы транспортных средств.
2

9.
Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям ».
1

10.
Организация движения, технические средства регулирования движения
1

11.
Проезд специальных транспортных средств
1

12-14
Викторина «В гостях у Светофорчика».
3

15
Проектная работа по теме: «Дорожные знаки»
1

16
Дорожная разметка и ее предназначение
1

17.
Элементы улиц и дорог
1

18
Урок-игра « Поле чудес»
1

19.
Экскурсия по зимнему городу
1

20.
Транспорт
1

21.
Тормозной путь транспортных средств
1

22
Условия безопасности при пользовании общественным транспортом
1

23
Проектная работа по теме: «Общественный транспорт».
1

24
Тесты на знание ПДД.
2

25
Причины ДТП.
1

26-27
Когда ты становишься водителем
2

28-29
Железнодорожный переезд
2

30-31
Государственная автомобильная инспекция
2

32
Экскурсия на предприятие.
1

33
Повторение изученного в 3 классе.
1

34
Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»
1


















К концу 4 класса дети должны знать:
1. Поведение на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.) и правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее);

2.учатся понимать сигналы светофоров и регулировщиков;

усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, конь­ках, лыжах и т. д.;

учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем ( соблюдать правила

ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.);

знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, линий до­рожной

разметки проезжей части улицы (дороги).



Тема занятия
Количество часов по теме

1-4
Безопасность пешеходов
4

5
Детский дорожно - транспортный травматизм
1

6
Остановочный путь.
1

7-8
Скорость движения.
2

9-10
Нерегулируемые перекрестки
2

11
Поездка в общественном транспорте
1

12
Перевозка детей в транспорте
1

13
Игра « Поездка по Татарстану»
1

14
Проектная работа по теме: « Культура поведения в транспорте и на улице».
1

15-17
Дорожная разметка и ее предназначение.
3

18
Труд водителя. За рулем – хороший человек.
1

19-20
Оборудование автомобилей спец.приборами.
2

21
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.
1

22-23
Безопасность на дорогах ради безопасности жизни.
2

24
Урок-экскурсия по улицам города
1

25
Пусть утро будет ясным.
1

26-27



28



29
Конкурс рисунков и сочинений по теме: « Заглянем в будущее».


30



31



32



33



34



Использованная литература:
1. Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах. Под редакцией Р.Н. Минниханова, И. А. Хамидуллина.- Казань, 1995 год.
2. Три сигнала светофора. Дидактические игры и викторины. М., Просвещение, 1998 год.
3. Школьникам о правилах дорожного движения. М. Н. Филенко, М., Просвещение, 1985 год.
4. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу. В. И. Ковалько.М., Вако, 2006 год.
5. Конкурсы, КВН, викторины, ребусы. М. Р. Максиняева. М., Сфера, 2004 год.

15