Урок по литературе на тему Повесть Н.М.Карамзина Бедная Лиза. Черты сентиментализма в повести.

Урок литературы в 9 классе
ПОВЕСТЬ Н. М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА». ЧЕРТЫ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В ПОВЕСТИ

«Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби».
(Н.М. Карамзин)

Цели:
продолжать формирование практического представления о сентиментализме на примере повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»;
проследить развитие чувств главных героев, выявить отношение автора рассказчика к происходящим событиям;
формировать понимание нравственно-философских проблем повести.
ХОД УРОКА:

Организационный этап.
Целеполагание.
Н.М. Карамзин был одной из выдающихся фигур своего времени. Он рано вошёл в литературу и довольно быстро получил славу первого писателя. Карамзин – автор «Истории Государства Российского», названной Пушкиным «созданием великого писателя». Неподдельный интерес писателя к истории своего отечества – это качество, достойное глубокого уважения человека любого возраста и любой эпохи
Но сегодня Н.М. Карамзин нас интересует прежде всего как глава школы русских сентименталистов и как автор повести «Бедная Лиза» Повести, в которой есть нечто такое, что неподвластно времени, что живет в сердцах людей, волнует их разум и тревожит душу вечно
- Что же это? (чувства)
- Действительно, сегодня мы проследим развитие чувств Лизы и Эраста и сделаем акцент на нравственно-философских проблемах повести. Попытаемся понять, что такое «чувствительность» в понимании современников Карамзина и как это понятие связано с направлением в искусстве сентиментализма. (Обратить внимание на записи на доске, записать тему и эпиграфы к уроку.)
1. Анализ поступков героев. Аналитическое выборочное чтение.
- Итак, опираясь на текст повести, побываем в психологической лаборатории Карамзина, который изображает историю любви Лизы и Эраста как непрерывный, меняющийся, неоднозначный поток чувств, впечатлений, настроений.
- Кто главная героиня повести? Откуда это видно?
- Как жила Лиза до встречи с Эрастом?
Встреча состоялась. Что почувствовала Лиза? (удивилась, осмелилась взглянуть, закраснелась, потупив глаза в землю, сказала)
Выборочное чтение характеристик Лизы и Эраста с выписыванием ключевых слов и словосочетаний).
- Как Эраст относится к Лизе?
- Какой эпизод явился кульминацией отношений Лизы и Эраста.
Выразительное чтение сцены, где речь идёт о гибели непорочности.
Беседа.
- Изменились ли отношения Лизы и Эраста после случившегося?
- К какому выводу приходит автор?
Пересказ эпизода прощания Эраста с Лизой перед его отъездом на войну.
Чтение описания душевного состояния Лизы после известия об отъезде Эраста на войну: «Лиза рыдала – Эраст плакал – оставил её – она упала – стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся – далее – далее – и, наконец, скрылся, – воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».
- Эраст постарался откупиться от Лизы. Героиня кончает жизнь самоубийством. Как поступает Лиза с матерью?
(Деньги в повести – порочные «ценности» цивилизации, символ неестественных, неискренних отношений.)
- Лиза кинулась в озеро, как в начале повести в Москву-реку со словами «Никто не владей вами!» были брошены «непродажные» ландыши. Могут ли быть связаны эти эпизоды? (Ландыш. Этот образ символичен. Он символизирует чистоту, свежесть. Цветы, брошенные в реку, предрекают гибель героини.)
2. Мотивация поведения героев.
- А виновата ли сама Лиза в том, что с ней произошло? В чем же ее вина? (Какие законы своего общества нарушила Лиза?) Как в тексте автор указывает нам на эту ошибку? (Потеря невинности; самоубийство.)
- Чтение заключительного абзаца. Можно ли оправдать Эраста? (Ходит на могилу, был несчастлив. Законы его общества: неодобрение женитьбы на подобных Лизе вовсе не оставляет за крестьянкой права на страстную взаимную любовь с барином)
- Как понимать оксюморон «страстная дружба?» (Не собирался жениться, хотя Лиза поняла его именно так.)
3. Автор и природа в произведении.
– Итак, мы рассмотрели историю любви Эраста и Лизы, проследили развитие чувств и влияние обстоятельств.
- Скажите, а были ли наши герои счастливы? (У счастья нет завтрашнего дня У него есть настоящее – и то не день – а мгновение) Кому принадлежат эти строки? В чём связь? Не прошли испытания любовью Эраст и Лиза. Значит, для счастья только любви не достаточно. Что ещё необходимо? (Разум) Кто выступает носителем разума в повести? (Автор, мать)
- Как автор выражает свои мысли? (напрямую, через героев, через природу) Итак, мы назвали ещё один образ – природа. Почему она играет большую роль? (Сентиментализм. Связано с Лизой)
- Почему природа не связана с Эрастом? О чём это говорит?
4) Этико–философский мир повести
- Повесть Карамзина очень многогранна, и, как любое истинное произведение искусства, вызывает у нас разноречивые чувства, борьбу мнений и оценок. Писатель вовлекает нас в сложный мир, побуждает видеть в одном и том же герое доброе и дурное, в одном и том же событии высокое и ничтожное, искать и находить гармонию чувств и разума
- Так какие же нравственные уроки извлекаем мы из повести Карамзина «Бедная Лиза»? (Человек, способный видеть радужный мир в капле воды, обязательно будет счастлив, потому что научится видеть прекрасное не только в большом, но и в малом.
5. Литературоведческие понятия (разбор).
Жанр произведения – реальная быль, повесть-быль (указания на реальное место и время).
Идея произведения – «И крестьянки любить умеют».
- Насколько прочитанное нами произведение отличается от тех, которые обсуждались на прошлых уроках? Введение понятия сентиментализм. Составление сопоставительной таблицы. (Приложение 1)
- Проблемный вопрос. Что пришлось бы изменить в повести Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать её с точки зрения эстетики классицизма?
Домашнее задание. Подготовиться к сочинению «Любовь в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

























Приложение 1.
Основные черты
Классицизм
Сентиментализм

Основной пафос
культ разума
культ чувства

Взаимоотношения личности и государства
человек-гражданин, интерес к государственным деятелям
приоритет личной жизни, интерес к простому человеку

Изображение героя
внешняя сторона жизни, акцент на поступках героев; однозначность характера
внутренняя жизнь человека, мысли, чувства, настроения героев; неоднозначность характера

Авторская позиция
объективность повествования
субъективность повествования, неоднозначность авторской позиции

Ведущие жанры
ода, трагедия, комедия
повесть, дневник, письма, песня, романс

Роль литературы
поучать, воспитывать
сострадать, пробуждать лучшие чувства

Нормированность
строгие правила
нарушение норм; культ природы; элементы психологизма



13PAGE 15


13PAGE 14115




15