Конспект урока литературы по теме Своеобразие решения конфликта в повести Н.М.Карамзина Бедная Лиза

Астапкова Валентина Васильевна, учитель русского языка и литературы Фёдоровской средней школы, Узункольского района, Костанайской области.


Открытый урок литературы в 8 классе
Тема:   Своеобразие решения конфликта в повести. Образы-персонажи, пейзаж, образ автора в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
Цель: Формирование у учащихся знаний об образах персонажах, конфликте в произведении, пейзаже, образе автора. Уметь вести беседу об особенностях изображения человека в русской литературе в эпоху рассвета сентиментализма. Развивать навыки анализа, воображение.
Воспитывать нравственные понятия.
Оборудование: портрет Карамзина, видео-материал, электронная презентация.
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Я рада видеть вас! Давайте вспомним, какой праздник мы с вами отмечали недавно. 25-летие независимости РК. За эти 25 лет много сделано в Казахстане.
В настоящее время обновляется система образования. Вводятся инновационные технологии и методики по изучению истории государства, государственного языка, национальных культурных ценностей, а также формирование патриотических ценностей на идеях казахстанского патриотизма.  С этой целью был разработан и принят 26 апреля 2016 года на XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана Патриотический акт «М‰Sгілік Ел». Акт призывает всех укреплять, хранить и передавать из поколения в поколение семь незыблемых основ «М‰Sгілік Ел»: независимость и Астана; общенациональное единство, мир и согласие; светское государство и высокая духовность; устойчивый экономический рост на основе инноваций; общество всеобщего труда; общность истории, культуры и языка; национальная безопасность и глобальное участие Казахстана в решении общемировых и региональных проблем.

Давайте вернём себе праздничное настроение и скажем с выражением по очереди: «Люблю Казахстан!» Кто сказал слово «люблю» будут работать в первой группе, кто сказал слово «Казахстан» будут работать во второй группе. (На партах лежат оценочные листы)
2. Сообщение темы и цели урока.
О каком писателе и произведении мы говорили на прошлом уроке? Какое домашнее задание вы получили? (Дочитать повесть «Бедная Лиза») Как вы думаете, что мы будем разбирать сегодня (давать характеристику героям). Сформулируйте цели урока.
3. Усвоение нового материала.
1) Давайте вспомним, как начиналась повесть. Показ видеофильма (отрывок).
- Какое настроение создаёт у вас пейзаж? Какова его роль в повести? (Автор не только знакомит с местом действия, но и передаёт читателям печальное настроение, предвещающее трагическое развитие событий. Необычность пейзажа в том, что он имеет духовно-эмоциональный характер.)
2) Что же случилось дальше?
Задание группам
Начертить график взаимоотношений Лизы и Эраста, определив в нём кульминацию.
1. Встреча. 2. Они понравились друг другу. 3. Эраст пришел к Лизе домой. 4. Признание в любви. 5. Первый поцелуй. 6. Прошло несколько недель. 7. Лиза признаётся Эрасту, что её хотят выдать замуж. 8. Погибла непорочность Лизы (кульминация) 9. Пять дней не было его. 10. Эраст ушёл на войну. Лиза страдает. 11. прошло около 2 месяцев и Лиза встречает Эраста в карете. 12. Эраст дал Лизе 100 рублей и отправил домой. 13. Лиза бросилась в пруд. 14. Эраст был несчастлив.
Оценки в оценочные листы

- Можно ли сказать, что эта повесть о Любви? Какие ассоциации у вас возникают при слове ЛЮБОВЬ?

3. Построение кластера
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Какой, по-вашему была любовь Лизы и Эраста? (Из духовной она переходит в любовь-страсть)

4. Характеристика героев повести.
- Давайте выполним следующее задание.
1 группа Начертить кластер «Характеристика Лизы»
2 группа Начертить кластер «Характеристика Эраста»

Лиза
Эраст

Имя Елизавета означает «почитающая Бога»
Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная крестьянка, чувствительная, скромная, робкая, услужливая, любезная.
Лиза-страдалица, святая и грешница, жертва социального неравенства
Имя Эраст означает «возлюбленный». Молодой, хорошо одетый, приятный голос.
Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии
Искал его в светских забавах, скучал и жаловался на судьбу. Обманул Лизу.

Сделайте вывод о том, только ли социальные барьеры разделяют героев. (Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.)
Определяем по тексту повести, какие ценности значимы в каждом из миров героев. Два ученика записывают на доске версии, предлагаемые учащимися. На доске и в тетради фиксируется запись:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
“Мир Лизы”
“Мир Эраста”

деревня идиллия природа цветы ландыши старушка-мать чувства слёзы пастушок
деньги обман город рассудок большой свет алчность Москва громада


Оценки в оценочные листы

Физминутка

5. Чтение по ролям диалога «Прощание со слов «Пять дней сряду она не видала его»

6. Уроки нравственности Н.М.Карамзина. Эвристическая беседа:

- В чём особая сложность человеческих отношений? (Они меняются)
- Всегда ли согласуются чувства и рассудок? (Не всегда.) Вспомните «Слова назидания великого Абая, как поспорили разум и сердце, кто из них важнее»
- К чему приводит удовлетворение всех желаний? (Пресыщение, охлаждение чувств.)  
- Как природа реагирует на падение Лизы? (Начинается буря, «натура сетовала о потерянной Лизиной невинности».)
- Закономерно ли охлаждение Эраста? Можно ли назвать героя пошлым и бессердечным соблазнителем, чуждым чести и долгу? Почему он так поступил с Лизой? (Образ героя неоднозначен. Он не бесчувственный, он славный «малый», но, получив светское воспитание, книжное, искусственное, его мечты оказались безжизненны, а характер испорчен, нетвёрд.)
Для него же начался новый виток пресыщения удовольствиями. Лиза перестала быть ангелом непорочности – пропал интерес к ней.
Автор даёт молодым людям урок- предупреждение, которое звучит как афоризм: “Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви”.
И, наконец, ещё одно нарушение норм морали – предательство. Вместо верности слову, данным обещаниям, верности в любви – погоня за деньгами, которые откроют путь к новым удовольствиям, к прелюбодеянию: карты, распутство, из-за которых Эраст и потерял своё имение.
А в результате – покинутая, опозоренная, униженная бедная (несчастная) Лиза решается на самый страшный поступок – самоубийство.
Она не может жить с грехом (“Мне нельзя жить”, - думала Лиза), с чувством вины перед матерью и бросается в воду. Цена любви - загубленная душа и жизнь.
Поэтому повесть названа “Бедная Лиза”, что следует понимать «бедняжка» Лиза. «Бедная» и в значении «несчастная», и в значении «духовно и нравственно обедневшая».
Вывод: Чтобы жить честной, чистой жизнью, нужно помнить о нормах поведения.

Оценки в оценочные листы
- Есть ли нечто такое в душевном облике Эраста, что позволяет ему сочувствовать? Он очищается через страдания.
- В чём смысл названия повести? Почему повесть не названа «Эраст и Лиза» или «Лиза», а именно «Бедная Лиза»?
7. Составление синквейна.
1 группа Эраст
Молодой. Приятный
Пирует, играет, предаёт
Он вёл рассеянную жизнь
Ветреный
2 группа Лиза
Прекрасная, любезная
Любит, работает, мечтает
Лиза помогала матери , продавая цветы
Страдалица
Оценки в оценочные листы
5. Итог урока. Рефлексия.
- Соберём же букет в память о Лизе! Кому понравился сегодняшний урок, прикрепите цветок в корзинку.
6. Дом. задание: написать эссе: «В чем трагедия Лизы?

Любовь

счастливая

страстная

безответная

взаимная

пылкая

несчастная

Любовь

счастливая

страстная

безответная

взаимная

пылкая

несчастная