ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Сегодня одним из приоритетных направлений деятельности Минобрнауки РФ является работа по обеспечению доступного качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей. В связи с этим возникла необходимость реализации Федеральных образовательных стандартов в условиях инклюзивного и интегрированного образования.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.  Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому.
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание специальной образовательной среды, обеспечивающей условия и равные возможности для получения качественного образования в пределах образовательных стандартов, а также развитие их индивидуальных способностей.
Обучение на дому - это одна из форм индивидуального обучения и организации учебных занятий, при которой осуществляется педагогическое воздействие учителя на обучающегося, находящегося вне коллектива.
Организация обучения детей с ОВЗ на дому осуществляется образовательным учреждением, в котором обучается данный ученик.
Основными задачами индивидуального обучения детей на дому являются:
реализация общеобразовательных программ с учётом состояния здоровья обучающегося, его потребностей и рекомендаций ПМПК (выполнение минимума содержания образования в соответствии с учебным планом класса, в котором обучается ребёнок);
обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации образовательного процесса на дому;
социализация ребёнка с ОВЗ, обучающегося на дому (инклюзивное обучение).
Щадящий режим проведения занятий обеспечивается посредством составления рационального расписания уроков. Расписание занятий составляется на основании недельной учебной нагрузки, согласовывается с родителями (законными представителями) и утверждается приказом директора образовательного учреждения.
Занятия с детьми с ОВЗ желательно проводить в первой половине дня. В процессе обучения необходимо учитывать здоровьесберегающие технологии, предполагающие физкультминутки и динамические паузы. В середине недели детям дается один выходной день.
Необходимо осуществлять инклюзию детей с ОВЗ через проведение совместных с учащимися классов учебных занятий, воспитательных мероприятий, включение во внеурочную деятельность.
С помощью индивидуальной программы реабилитации дети, обучающиеся на дому, могут получить сопровождающую помощь логопеда, психолога и других специалистов.
У детей с ОВЗ интенсивность и качество работы ниже, чем у здоровых детей. Отвлечение внимания приводит к слабой дифференциации элементов воспринимаемого, к неразличению их по степени важности, к восприятию не ситуации в целом, а лишь отдельных и не самых главных её звеньев, что обуславливает ослабление познавательных способностей ребёнка и значительно снижает эффективность обучения. Характер усвоения учебного материала детьми с ОВЗ, обучающимися на дому, несколько отличается от возможностей обычных школьников, в силу их образовательных потребностей. Чтобы помочь ребёнку более качественно усвоить учебный материал, необходимо тщательно разрабатывать и реализовать индивидуальную образовательную программу ребёнка с ОВЗ. Педагогу, обучающему на дому детей с ОВЗ, необходимо адаптировать объём и характер учебного материала к познавательным возможностям обучающихся, для чего необходимо систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо использовать способы облегчения трудных заданий. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её целесообразно переключать ребёнка с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды заданий. Поддерживать интерес к занятиям поможет введение игровых приёмов. При обучении детей с ОВЗ большую роль играют доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрения его малейших успехов. Темп урока необходимо задавать в соответствии с возможностями ребёнка. Обучение детей с ОВЗ должно носить коррекционно-развивающий характер, направленный на развитие высших психических процессов.
В практике нашей школы есть опыт инклюзии детей с ОВЗ в образовательную деятельность: с умственной отсталостью – 8 человек, с ЗПР – 35 человек, инвалидов – 8 человек. Практически все дети частично или полностью включены в образовательную деятельность школы. Им оказывается разносторонняя посильная помощь специалистов. Обучающиеся с ОВЗ принимают участие в классных и массовых мероприятиях, посещают кружки.
Правильная организация процесса обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья даёт значительные результаты в обучении детей и их социализации.
Список литературы:
Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Под ред. Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
Коновалова Е. Ю. Обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебно-методическое пособие. – Красноярск, 2009.
Корнеева И. Г. Об индивидуальном обучении на дому// Администратор образования, №12. – 2009, с.81-92.
Коррекционная педагогика в начальном образовании/ Под ред. Г. Ф. Кумариной. – М., «Академия», 2003.