Роль игры в психическом развитии ребёнка.


Министерство образования Московской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Факультет профессиональной переподготовки работников образования
Кафедра филологии
РЕФЕРАТ
Роль игры в психическом развитии ребёнка.
Выполнила:
слушательница курсов по программе
«Содержание и методика
преподавания предмета «Русский язык и литература»
Никифоровская Людмила Васильевна,
МОУ «СОШ «Веста» г. о.ЧерноголовкаНаучный руководитель:
к.п.н., доцент
Ашихмена Ольга Анатольевна
Москва, 2015 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………....…..2
1.Игра как часть общечеловеческой культуры…………………………………..…..3
2.Развитие эмоционально – волевой сферы ребёнка………………………….……..5
3.Развитие познавательной сферы ребёнка…………………………………………...9
4.Развитие навыков общения со сверстниками и со взрослыми……………..…….14
5.Развитие физической сферы ребёнка………………………………………….…...18
Заключение………………………………………………………...…..……………….21
Список литературы…………………………………………………………….……….23
Содержание
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1.
Как появляется игра 4
1.1. Общая характеристика игровой деятельности 4
1.2. Игрушка – средство психического развития ребёнка 8
1.3.Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника:
- предпосылки возникновения
- игровые отношения детей
- сюжет и содержание игры
- взаимоотношения детей в ситуации игры. 9
1.4. Значение игры для психического развития ребёнка 10
Глава 2. Развитие способностей ребенка. 11
2.1. Роль взрослых в развитии ребенка 11
2.2.Четыре этапа развития способностей 13
Заключение 14
Список литературы 16
Дети, детство, игра. Эти понятия на первый взгляд многим кажутся ясными и неотделимыми. Все так просто: если ребенок здоров, он, естественно, играет. Игра настолько присуща каждому ребенку, что мы редко задаем себе вопрос, почему же возникает игра и как она развивается?
Детская игра – один из сложных теоретических вопросов. Изучение игры детей дает представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания. А как играли дети наших далеких предков? А может быть, когда-то игры и вовсе не было? Ответы на эти вопросы важны и потому что понять природу детской игры – это значит понять природу самого человека.
«Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений». (Д.Б.Эльконин)
Как же возникла детская игра? Ответить на этот вопрос непросто. Оказалось, что необходимо понять, что же такое человеческое детство? Когда появилось детство и почему стало важнейшим этапом в жизни человека?
В обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры, ребенок рано включался в производительный труд взрослых. Дети жили со взрослыми общей жизнью. Воспитание ребенка еще не выделялось как особая общественная функция. Все члены общества осуществляли воспитание детей. Основная задача воспитания – сделать детей участниками производительного общественного труда. А основное средство воспитания – непосредственное включение детей в трудовую деятельность взрослых. Вот тогда-то детства не было, не было и игры.
Итак, детство существовало не всегда. О возникновении детства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственного включения детей в производительный труд взрослых.
Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни.
Вместе с постепенным усложнением форм производства происходит новое распределение трудовых обязанностей. Дети перестают принимать непосредственное участие в некоторых, наиболее сложных трудовых операциях. Но все больше разнообразных действий формируется у детей на уменьшенных копиях реальных предметов. Причем многие из этих предметов начинают утрачивать свою результативную производительную функцию. Игровые действия приобретают в группе детей соревновательный характер, возникают игры-соревнования, игры с правилами. Дальнейшее развитие производства, усложнение орудий труда, возникновение новых производственных отношений приводят к тому, что возможность включения детей в производительный труд осложняется, возникает производство специальных предметов для детей. Причем теперь это предметы не для формирования специальных профессиональных умений и навыков, а для развития некоторых общих зрительно-двигательных и других координаций. Возникают современные игрушки, и рождается сюжетно-ролевая игра. Возникновение игры связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе.