Конспект урока математики в 1 классе на тему: Прибавление числа 5


Муниципальное образовательное учреждение № 84 г. Оренбурга
Конспект урока математики в 1 классе
по теме: « Прибавление числа 5»
Подготовила:
учитель начальных классов
Полякова О.Д.
2016 г.
ПРИБАВЛЕНИЕ ЧИСЛА 5
Цели: создать условия для знакомства обучающихся со случаями сложения, в которых второе слагаемое равно 5; научить выполнять сложение вида Ђ + 5; закреплять знание натурального ряда чисел до 9; развивать речевые умения и умения анализировать, обобщать.
Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия):
Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные: проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ); владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений; подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков; использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных задач.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Ход урока
I. Устный счет.
1. Задание.
– Запишите в карточки пропущенный знак: больше (>), меньше (<) или равно (=).
7 8 5 4 8 10
6…7-2 8…10-3 6-2….3 7…5+2 10+5….16
В посёлке построили 9 деревянных домов, а кирпичных на 5 больше. Сколько кирпичных домов построили?
Логическая задача. – Какими числами заменить *, чтобы запись 5 > * была верной?
а) 1, 2, 3, 4, 5в) 0, 1, 2, 3, 4
б) 1, 2, 3, 4г) 6, 7, 8, 9
3. Задание
В большой клетке 6 попугайчиков, а маленьких5.Из большой клетки в маленькую пересадили1 попугайчика. Поровну ли попугайчиков стало в клетках?
4. Задание на развитие внимания, умения устанавливать закономерности.
– Не нарушая закономерности, дорисуйте пятый квадрат. Сколькими способами это можно сделать? Раскрасьте большие и маленькие квадраты разными карандашами.

II. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите схемы и составьте по ним суммы. Запишите их.
Ђ + Ђ Запись:
3 + 5
Ђ + Ђ 4 + 5
– Сегодня на уроке будем учиться прибавлять число 5.
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 90–91).
Задание № 1.
При выполнении задания учащиеся знакомятся с составом числа 5. так как различных вариантов разложения числа 5 на слагаемые существует достаточно много, необходимо ограничиться рассмотрением лишь тех случаев, в которых представлены различные множества слагаемых. Если разложения числа отличаются только порядком следования слагаемых, то в данном случае мы их считаем одинаковыми.– Сколько нарисовано палочек?– Представьте число 5 в виде двух слагаемых.
Запись: 5 = 2 + 3 и 5 = 1 + 4.
– Проверьте свое решение, разложив 5 палочек в две коробки.– Представьте число 5 в виде трех слагаемых. Выполните проверку.Запись: 5 = 3 + 1 + 1 и 5 = 2 + 2 + 1.– Представьте число 5 в виде четырех слагаемых. Выполните проверку.Запись: 5 = 2 + 1 + 1 + 1.– Представьте число 5 в виде пяти слагаемых. Выполните проверку.
Учащихся необходимо сориентировать на порядок следования слагаемых, начиная с большего.
Задание № 2.
– Прочитайте запись суммы слагаемых. (4 + 5.)
– Назовите первое слагаемое.
– Назовите второе слагаемое.
– Как будете прибавлять число 5? (Прибавлять по частям, так как 5 = 4 + 1.)
– Объясните предложенный способ прибавления числа 5.

– Предложите другой способ прибавления числа 5.
Запись:


Задание № 3.
В этом задании от учащихся потребуется умение применять рассмотренные способы прибавления числа 5. Выполните сложение любым удобным вам способом.– Чем похожи данные суммы?– Объясните свои способы вычислений.– Сравните свои способы с теми, которые применяли ваши одноклассники.
Физкультминутка
IV. Продолжение работы по учебнику (с. 91).
Задание № 4.
– Сравните данные суммы.– На какие группы можно разбить данные суммы?I группа – суммы, в которых первое слагаемое – число 9.II группа – суммы, в которых первое слагаемое – число 8.
III группа – суммы, в которых первое слагаемое – число 7.
– Сколько всего прибавили к первому слагаемому в каждой сумме? (В каждой сумме к первому слагаемому прибавляли по 5.)– Объясните, как вы рассуждали.
Задание № 5.
– Какие фигуры нарисованы?– Сколько треугольников нарисовано?– Сколько нужно дорисовать треугольников, чтобы их число увеличилось на 5?– Сколько треугольников теперь нарисовано?
– Запишите, как найти это число.
Запись:
V. Работа в печатной тетради № 1 (с. 116–118, № 1–9).
Регулятивные УУД: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Список литературы:
1. А.Л. Чекин. Математика: Методическое пособие для учителя, 1 класс – М.: Академкнига/Учебник.
2. А.Л. Чекин. Математика: Учебник, 1 класс - М.: Академкнига/Учебник.
3. Сост. Р.Г. Чуракова. Программы по учебным предметам, 1-4 кл. 1 часть. М.: Академкнига/Учебник.
Интернет-ресурсы:
- http://pedsovet.org
- http://festival.1september.ru