Литературное чтение во 2 классе. Тема. Н. Булгаков «Анна, не грусти!»


Литературное чтение.
Тема. Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
Цели урока: ознакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи учащихся.
Урок общеметодологической направленности
Планируемые результаты
Предметные. Научатся читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, анализировать произведения, прогнозировать продолжение рассказа
УУД.
Р: учитывать установленные правила в планировании
П: поиск и выделение необходимой информации
К: эмоционально – позитивные отношения к процессу сотрудничестваЛичностные результаты. Развитие этических чувств
Ход урока
I.Мотивирование к учебной деятельности
II.Постановка цели. Актуализация знаний
Мы продолжаем говорить о дружбе. Если вчера мы говорили об обиде и выгоде, 6 том, как не поступают настоящие друзья, то сегодня поговорим о взаимовыручке, соучастии, сопереживании.
Как вы понимаете слово СОПЕРЕЖИВАНИЕ? (Умение мысленно представишь себя на месте другого человека, пережить вместе с ним горе, беду, уловить его настроение, умение понять чужое душевное состояние.)
Прочитайте и подумайте над высказыванием В.А. Сухомлинского: «Быть верным дружбе - значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту - значит нравственно готовить себя к предательству».
Были ли в вашей жизни трудности и испытания, в которых ваши друзья приходили к вам на помощь? III.Изучение нового материала
1. Подготовка к чтению. Словарная работа. Давайте прочитаем рассказ Н. Булгакова «Анна, не грусти!». Но сначала научимся читать трудные слова. Прочитайте по слогам, затем плавно, целым словом (по ходу чтения уточняется значение непонятных слов):
спе-ци-аль-на-я – специальнаяпро-ко-ря-бал - прокорябал не-зна-ко-мых – незнакомых
ку-дря-вы-ми - кудрявыми
по-лу-ле-жа-ла - полулежала
встре-пе-ну-лась – встрепенулась
у-лыб-ну-лась – улыбнулась
сча-стли-ва-я - счастливая - (Щ)
не-за-кра-шен-ну-ю – незакрашенную рас-крас-ку - раскраску
за-пла-кан-но-е - заплаканное
трол-лей-бус - троллейбус
о-ка-зы-ва-ет-ся - оказывается
2.Чтение по цепочке по 1 предложению.
(Перед чтением объяснить, где заканчивается предложение с прямой и косвенной речью.)
3.Беседа после чтения.
Какое впечатление произвел на вас рассказ? Понравился ли он вам? Чем?
Как зовут девочку, попавшую в беду?
Что произошло на горке?
Как описана в рассказе больница? Прочитайте.
Какой Аня увидела палату?
Что делала Катя?
Почему Аня заплакала?
А как отреагировала на приход подруги Катя?
Как девочки разговаривали через стекло?
Кто из девочек был печальным Аня или Катя? Почему?
А чему радовалась Катя, лежа в больнице?
Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль этого рассказа?
IV.Физкультминутка
V.Закрепление изученного материала
Домашним заданием будет пересказ этого текста.
Попробуем разделить рассказ на части и составим план для пересказа.
С чего начинается этот рассказ?
-Где заканчивается 1 часть и начинается 2? …Примерный план:
Случай на горке.
Описание больницы.
Катя рассматривает палату в больнице.
Катя в больничной палате (описание внешности и поведения).
Почему Аня заплакала?
Разговор через стекло.
Почему Кате было радостно?
Какие части главные?
Что при пересказе нужно рассказать подробно, чтобы донести до слушателей главную мысль? (Части 5 и 7, где говорится о чувствах девочек, о сопереживании.)
VII. Итог урока. Рефлексия.
О каких человеческих качествах и чувствах мы сегодня говорили?
Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Анна, не грусти!»?
Сформулируйте главную мысль рассказа.
Какая пословица на странице 84 точнее выражает главную мысль рассказа?
Докажите свою точку зрения.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение и пересказ рассказа «Анна, не грусти».
Задание № 3 на с. 84, по желанию учащихся.
Задание № 4 устно.