Конспект урока по чтению во 2 классе Анна,не грусти


Автор: Джетиева Зарема СайдахметовнаУчитель МБОУ « СОШ №16»
Урок литературного чтения во 2 г классе
Тема Н.Булгаков «Анна, не грусти».
Педагогические цели
Образовательные:.Познакомить учащихся с творчеством Н. Булгакова. -.Формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков.3- Работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения.
Воспитательные:.Раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании.-.Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.
Развивающие: Развивать коммуникативные возможности учащихся.- Развивать умение учащихся вести рассуждение, аргументировать свою точку зрения.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат Предметные:
Познакомить с произведением Н.Булгакова
Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
Познавательные УУД:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Основные понятия Сопереживание, сочувствие,взаимопомощь,товарищество.
Межпредметные связи Русский язык, литература.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные - Т.Г.Рамзаева, В.Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 2-го класса. Часть 2; рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение» для 2 класса;
  мультимедиапроектор, демонстрационный экран, презентация, портрет писателя. карточки с цитатой В.А. Сухомлинского для игры «Оставьте за мной последнее слово».
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Ход урока.
Этапы урока Содержание урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент   – Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки, возьмитесь за руки со своим соседом и произнесите дружно хором “Здравствуйте!”
Мы не случайно так необычно начали наш урок. На прошлом уроке мы познакомились с первыми рассказами из раздела “Я и мои друзья”. Сегодня продолжим знакомство с рассказами о дружбе и о друзьях..
1. Проверка готовности.
2. Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.
3. Наличие общей установки на урок 1. Самоконтроль готовности.
2. Реакция на учителя, внимание.
Речевая разминка Женя с Жанной подружилась.Дружба с Жанной не сложилась.Чтобы жить с друзьями дружно,Обижать друзей не нужно"
- Прочитайте скороговорку медленно, в полголоса.
- Прочитайте скороговорку быстрее на выдохе.
-Прочтите вместе, быстрее, скороговоркой, с ударением на каждое слово. Проверка домашнего задания.
Напомните мне, пожалуйста, какое было домашнее задание.
1 группа-Чтение стихотворения выразительно или наизусть. 2 группа - Объяснить смысл пословиц. 
"Без беды не узнать друга. Дружба любит дело.3 группа - Нарисовать мир, где люди дружат друг с другом.  1. Выбор способа проверки. Дифференциация по способу сложности заданий. Индивидуальная работа с учащимся. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.
Слайд 1.
- Мы продолжаем говорить о дружбе. Если вчера мы говорили об обиде и выгоде, о том, как не поступают настоящие друзья, то сегодня поговорим о взаимовыручке, соучастии, сопереживании. 
Слайд 2.- Как вы понимаете слово сопереживание? 
Сочувствие?Взаимопомощь? Товарищество?Слайд 3- Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.
Слайд 4Сопереживать – сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние. Сопереживание - способность к сопереживанию. 
Сочувствие-отзывчивое, участливое отношение к чьему-л. горю, переживаниям; сострадание.

Слайд 5.
Групповая работа СИНКВЕЙН на тему
"ДРУЖБА"
-Мы продолжим сегодня разговор о дружбе и о друзьях, прочитав рассказ, название которого вы сейчас разгадаете:
КАРТОЧКИ-темаН. Булгакова “Анна, не грусти!”
Слайд 6.
Пора познакомиться с автором рассказа “Анна, не грусти!”.
- Какой он?

Слайд7Писатель Николай Булгаков в жизни священник.
Слайд 8.
Он написал книгу про двух сестёр, которую назвал “Аня и Катя”. Они учатся жить между собой в любви и мире. На конкурсе “Просвещение через книгу 2008” Издательского Совета Русской Православной Церкви книга заняла второе место в номинации “Лучшая детская и юношеская книга”.
-Как вы думаете, по названию можно предположить, о чём будет рассказ?
Постановка темы урока, проблемы.
Прогнозирование содержание рассказа по его названию.
Постановка целей урока с учётом общей ( учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
1. Чтение текста учителем с прогнозированием.
2. Организация медленного «вдумчивого» чтения, вычитывание подтекста. Краткий и ёмкий комментарий текста. Постановка вопросов разной смысловой направленности.
3. Обобщение прочитанного
По названию определить смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста
Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению.
. Слушание.
Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.
Проверка своих предположений о содержании текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным?
.
ФизминуткаРабота над произведением Н. Булгакова «Анна, не грусти!». Словарная работа
Прежде, чем мы начнёте читать рассказ, необходимо научиться читать трудные слова. Прочитайте слова по слогам, затем целым словом ( по ходу чтения уточняется значение непонятных слов).
Слайд 9.
Спе-ци -аль-ная – специальная.Про-ко-ря-бал – прокорябал.Полу-ле-жа-ла – полулежала.Встре-пе-ну-лась – встрепенулась.Не-за-кра-шен-ную – незакрашенную.Трол-лей-бус – троллейбус.За-пла-кан-ное – заплаканное.
Первичное чтение учителем
Слайд 10.
А теперь найдите начало рассказа.
а) Первичное восприятие произведения.
Какое чувство вызвало это произведение?
- Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Понравился ли он вам? Чем?
6. Беседа по содержанию.
- Как зовут девочку, попавшую в беду?
- Что произошло на горке?
- Как описана в рассказе больница?
- Какой Аня увидела палату?
- Что делала Катя?
- Почему Аня заплакала?
- А как отреагировала на приход подруги Катя?
- Как девочки разговаривали через стекло?
- Кто из девочек был печальным Аня или Катя? Почему?
- А чему радовалась Катя, лежа в больнице?
- Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль этого рассказа?
Что случилось с Катей?
Почему больницу называют особой, строгой?
Почему Катя стала счастливая?
Какой мы видим Катю в начале рассказа и в конце?
А почему Аня оставалась печальной?
- О каких человеческих качествах и чувствах мы сегодня говорили?
- Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Анна, не грусти!»?
Жужжащее чтение(вполголоса)
Чему учит нас Булгаков своим рассказом?
(Если мы не можем ответить на этот вопрос сейчас, поищем ответ завтра. У нас 2 урока по этому рассказу)
В жизни очень важно уметь сопереживать, т.е. уметь мысленно представить себя на месте другого человека, помочь пережить вместе с ним горе, беду.

По названию определить смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста
Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению
. Слушание.
Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.
Проверка своих предположений о содержании текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным?
2. Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.
3. Участие в коллективной дискуссии.
Самостоятельное выделение основной идеи текста.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Слайд 11.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…         я попробую…
было интересно…   меня удивило…
было трудно…            урок дал мне для жизни…
я выполнял задания…     мне захотелось…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
ДРУГ
Готов помочь в  беде
Умеет хранить тайну
Честный
Аргументированное оценивание качества чтения, деятельности учащихся.
Повторение выведенных законов.
Организация подведения итога урока учениками. Домашнее задание.
Слайд 12.
Уровень А.
Придумать продолжение рассказа.
Уровень В.
Выразительно читать рассказа и нарисовать рисунок на тему “Я друзей своих рисую”.
Выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока, целей следующего урока.
Дифференцированный характер домашнего задания, учёт способностей и возможностей учащихся. Уровень А
Придумать продолжение рассказа.
Уровень Б
Выразительно читать рассказ, нарисовать рисунок на тему «Я друзей своих рисую»
Первый пример:
Дружба.Искренняя, взаимная.Сближает, связывает, выручает.Позитивные взаимоотношения между людьми.Друг.
Второй пример:
Дружба.Настоящая, верная.Зарождается, хранится, рушится.Несчастен тот, кто ее не испытал.Доверие.
Открытый урок по литературному чтению
Н.Булгаков "Анна,не грусти!"
во 2 г классе
02.03.16