Конспект урока по литературному чтению на тему Н,Булгаков Анна, не грусти!


Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления с рассказом Н. Булгакова «Анна, не грусти!»; способствовать развитию навыков чтения и пересказа, умений определять главную мысль произведения, составлять план текста
Тип урока Решение частных задач
Планируемые образовательные результаты Предметные: научатся: прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; получат возможность научиться: определять последовательность событий в произведении, объяснять нравственный смысл рассказа, понимать и объяснять нравственные поступки героев.
Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.
Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость
методы и формы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; портрет Н. Булгакова
организационная структура (сценарий) уроков
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Поздоровайтесь с гостями! Улыбнитесь им, повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь ему, прикоснитесь ладошками к ладошкам соседа, почувствуйте тепло.
Я надеюсь, что на уроке вам будет также тепло и уютно. Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.
Демонстрируют готовность к уроку
II. Актуализация знаний 1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка. В. Берестов «Гляжу с высоты», В. Лунин «Я и Вовка».
Женя с Жанной подружилась.Дружба с Жанной не сложилась.Чтобы жить с друзьями дружно,Обижать друзей не нужно"
- Прочитайте скороговорку медленно, в полголоса.
- Прочитайте скороговорку быстрее на выдохе.
-О чем скороговорка? Какое правило дружбы она раскрывает? А кого можно назвать настоящим другом? Читают стихотворение выразительно.
Выполняют задание
III. Постановка темы, цели урока Мозговой штурм
Работа в группах(получают карточки, выбирают качество, которым обладает настоящий друг, составляют «Цветок дружбы») «Друг – это тот, кто...»
• готов помочь в беде;
• умеет хранить тайны;
• добрый, чуткий человек;
• сочувствует и сопереживает;
• верный и преданный;
• честный.
-Смысл каких слов вам непонятен? Вызывает вопрос?
Как понимаете слова сочувствие, сопереживание? Где можно уточнить смысл непонятных слов?
- Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.
1 ребёнок зачитывает:
Сопереживать – сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние. Сопереживание - способность к сопереживанию. 
Сочувствие-отзывчивое, участливое отношение к чьему-л. горю, переживаниям; сострадание.
-Как думаете о чем пойдет речь на уроке? Какие цели поставим перед собой?
Мы продолжим сегодня разговор о дружбе и о друзьях, прочитав рассказ Н. Булгакова “Анна, не грусти!”
– Как вы думаете, по названию можно предположить, о чём будет рассказ? Выполняют задание.
Отвечают на вопрос
IV. Работа по теме урока 1. Рассказ учителя о Н. Булга-кове.
2. Работа над произведением Н. Булгакова «Анна, не грусти!».
2. Словарная работа Писатель Николай Булгаков в жизни священник.Он написал книгу про двух сестёр, которую назвал “Аня и Катя”. Они учатся жить между собой в любви и мире. На конкурсе “Просвещение через книгу 2008” Издательского Совета Русской Православной Церкви книга заняла второе место в номинации “Лучшая детская и юношеская книга”.
1) Чтение рассказа хорошо читающими детьми.
– Какое чувство вызвало это произведение?
– Что понравилось? Чем? Что не понравилось?
– Прежде чем мы начнем читать рассказ, необходимо научиться произносить трудные слова. Прочитайте (по ходу чтения уточняется значение непонятных слов).
Спе-ци-аль-ная – специальная.Про-ко-ря-бал – прокорябал.Полу-ле-жа-ла – полулежала.Встре-пе-ну-лась – встрепенулась.Не-за-кра-шен-ную – незакрашенную.Трол-лей-бус – троллейбус.За-пла-кан-ное – заплаканное Внимательно слушают. Отвечают на вопросы.
Сначала читают слова по слогам, затем целым словом
V. Закрепление знаний и способов действий 1. Перечитывание текста учащимися по цепочке.
2. Анализ художественного произведения.
Беседа по содержанию.
3. Работа с иллюстрацией. Работа в парах.
4.Работа с пословицами.
5. Работа в группах Проводит необходимую словарную работу по ходу прочитывания и комментирование текста.
– Как вы думаете, почему произошло это несчастье с Катей?
– Почему больницу называют особой, строгой?
– Почему автор обращает наше внимание, что
Катя была в сереньком халате?
– Почему Катя стала счастливая?
– Подберите синонимы к слову «печальная».
– Почему Аня заплакала, увидев Катю?
– Как девочки разговаривали через стекло?
– Какой мы видим Катю в начале рассказа и в конце?
– Чему радовалась Катя, лёжа в больнице?
– А почему Аня оставалась печальной?
– Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль рассказа?
– Какая пословица на с. 84 подходит к этому рассказу?
– Всё ли так нарисовал художник, как было в рассказе?
-Прочитайте пословицы, какие из них передают смысл рассказа?
*Ищи друга, а найдешь - береги.
*Друг в беде - друг вдвойне.
*Друг рядом лучше, чем два или три вдалеке.
1. Без хорошего друга человек не знает своих ошибок.
2. Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.
3. Не бойся умного врага, бойся глупого друга.
4. Друга узнать – вместе пуд соли съесть.
5. Кто дружбу водит, тот счастье находит.
6. Когда нет друга, и свет не мил.
7. Зло забывай, а дружбу помни.
8. В беде легче с хорошим товарищем Читают «по цепочке» с остановками, отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы.
Обсуждают в парах.
Высказывают своё мнение.
Составляют из слов предложения-пословицы
VI. Итоги урока.
Рефлексия Обобщение полученных на уроке
сведений.
Заключительная
беседа.
Выставление оценок – Что нового вы узнали о Н. Булгакове?
– С каким произведением мы познакомились?
– Какие эмоции вызвал у вас этот рассказ?
– Закончите предложения:
• Я сегодня узнал…
• Я научился…
• Мне было…
• На этом уроке я похвалил бы себя…
• Сегодня я сумел… Отвечают на вопросы