Построение развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе по ФГОС


Построение развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды.В нашей группе развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы, выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции и создана с учетом основных критериев: • содержательно-насыщенная – включает средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением; возможность самовыражения детей; • трансформируемая – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей; • полифункциональная - обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности; • доступная– обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; безопасная – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарноэпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.Все компоненты РППС связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься различными видами деятельности, не мешая друг другу.ОСНАЩЕНИЕ ГРУППОВОГО ПОМЕЩЕНИЯ:Групповое помещение условно подразделяется на четыре зоны: Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр природы»Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр воды и песка», «Лаборатория», «Центр изо-деятельности»Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр ряженья», «Центр игры»Мини-музей «В гостях у сказки»: «Центр книги», «Центр музыки», «Центр театра»
Спокойная зона
«Центр познания» - ведущая образовательная область программы «Познавательное развитие». Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания.Центр условно разделен на два блока: «Сенсорное развитие» - материал обеспечивает возможность накопления представлений о форме, величине, цвете. Сюда входят предметы и игрушки из разного материала, разной формы и величины, мозаики, рамки-вкладыши, сборно-разборные игрушки, пирамидки, матрешки, наборы для забивания и другие. Также были изготовлены авторские игры с прищепками «Ежики», коробки с закручивающимися крышками «Фрукты», игра «Яблоня»для закрепления цвета, «Цветочная поляна», набор шумовых коробочек, клеенчатые полоски различной длины и ширины. Изготовлен ящик для манипулирования со звуковыми эффектами.«Мир вокруг нас» - материал обеспечивает возможность для проведения деятельности по ознакомлению с окружающим миром и формированию экологического сознания, знакомству с социальным миром, для развития у ребенка символической функции мышления и расширению представлений о предметах быта, их функционального назначения.Сюда входят игры для интеллектуального развития, парные картинки, настольно-печатные игры разнообразной тематики, наглядно-дидактические пособия из серии «Мир в картинках». Были изготовлены авторские игры «Посуда и ее назначение», «Что за чем», «Собери картинку». Собрана коллекция сюжетных и предметных картинок «Одежда», «Обувь», «Игрушки», иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания. Собрана коллекция «Загадочных предметов»«Центр природы» - ведущая образовательная область «Познавательное развитие» В центре собран материал для обогащения знаний детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, формирования экологической культуры. В центре имеются комнатные растения по программе, не требующие для содержания много времени и сложного оборудования, игротека экологических развивающих игр, муляжи овощей и фруктов, реалистические игрушки-животные, имеется необходимый материал для развития трудовых навыков (лейки для полива, пластмассовые ведерки и др.). Были изготовлены авторские игры: «Животные и их детеныши», «Кто, где живет», «Времена года», «Что растет на огороде, что на дереве».Приобретена дидактическая кукла, к которой пошиты наборы одежды по временам года.Для обогащения представления детей о животном мире и мире рыб сделаны макеты «Скотный двор», «Террариум», «Аквариум»Были составлены дидактические мультимедийные игры «Скотный двор», «Птичий двор», «Четвертый лишний».Собраны коллекции камней, ракушек, семян.Подготовлены картотеки экологический игр, ситуаций для активного поиска.«Уголок уединения» - ведущая образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Направлен на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, саморегуляции собственных действий.Центр включает в себя огороженный занавеской уголок с пуфиком и отличается определенной изолированностью от остальных центров.В нем собраны игры для спокойной деятельности: книги, мягкие игрушки, мозаика, парные картинки.
Зона средней интенсивности
«Центр конструирования» - ведущая образовательная область «Познавательное развитие». Целью направления является интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов, их форм. В центре нами были собраны: конструкторы разного размера, мягкие модули, фигуры для обыгрывания построек, альбом со схемами построек.«Центр воды и песка» - ведущая образовательная область «Познавательное развитие». Он включает в себя: стол с поддонами, предметы – орудия: совочки, лопатки, ведерки, игрушки; наборы рыбок, игрушки для переливания. Мною были собраны наборы для экспериментирования с водой и песком, составлены картотеки игр и экспериментов.«Лаборатория» - ведущая образовательная область «Познавательное развитие». Располагается вблизи окна. Лаборатория для детей младшего возраста содержит материал для проведения опытов без приборов.В нашей лаборатории собран такой материал как: емкости для измерения, пересыпания, хранения, формочки для изготовления цветных льдинок, трубочки для продувания, просовывания, мыльные пузыри, магниты, игрушки со звуковым эффектом.«Центр изо-деятельности» - ведущая образовательная область «художественно-эстетическое развитие». В данном направлении основой является развитие эстетического восприятия, эстетического чувства и творчества дошкольников. Для формирования элементарных представлений о видах искусства нами были собраны альбомы: «Картины русских художников», «Глиняные игрушки», «Матрешки», «Деревянные игрушки».В группе собраны множество разнообразных и очень простых в использовании материалов для изобразительной деятельности: цветные и восковые мелки, кисти, краски, кисти и розетки для клея, емкости для промывания ворса кисти от краски, собраны заготовки для рисования различной формы, рисунки иллюстрации знакомых детям предметов, готовые формы для выкладывания и наклеивания.Составлены тематические альбомы: «Сказки», «Сказочные животные», «Сказочные предметы».Изготовлены авторские дидактические игры: «Найди такую же картинку», «Украсим тарелочку», «Выложи узор», «Неваляшки-яркие рубашки».
Зона насыщенного движения
«Центр двигательной активности» - ведущая образовательная область «Физическое развитие». Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Для успешной реализации программы в данном направлении нами было собрано необходимое оборудование: для ходьбы и бега, для прыжков, для катания, метания и ловли, ползанья и лазанья. Был собран физкультурный инвентарь: кегли, обручи, скакалки, воротца, игрушки – качалки, кубики, погремушки.Для профилактики плоскостопия сделаны коврики массажные со следочками, для закаливающих процедур дорожки здоровья.Для успешного разучивания новых подвижных игр с детьми были изготовлены маски, медали, шапочки. Собраны картотеки различных видов игр: подвижных, малоподвижных, дидактических. Собраны картотеки утренней гимнастики, гимнастики пробуждения. Для ознакомления детей с разными видами спорта подготовлены альбомы для рассматривания: «Виды спорта», составлен альбом «Мама, папа, я – спортивная семья». «Центр ряженья» - ведущая образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Направлен на усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. формирование основ безопасного поведения в быту, социуме.В центре собраны разные узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, кофточки, ленты, косички. Подобраны аксессуары сказочных персонажей, шапочки, рисунки – эмблемы на ободках, бижутерия из различных (не опасных для здоровья ребенка) материалов.«Центр игры» - ведущая образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».Для накопления детьми опыта игровых действий игровая зона разделена на тематические блоки: «Столовая», «Кухня», «Спальня», «Водители», «Парикмахерская», «Больница». В них собраны игрушки, изображающие предметы труда и быта, предметы заместители. Нами составлена картотека игр-ситуаций, к которой подобраны ролевые атрибуты, отображающие простые жизненные ситуации и действия. Также альбом для рассматривания «Игровые действия». Составлена мультимедийная дидактическая игра «Для какой игры игрушка?»Из ниток связаны муляжи овощей и фруктов, из теста изготовлены муляжи кондитерских изделий.Мини-музей «В гостях у сказки»«Центр книги», «Центр музыки», «Центр театра» мы условно объединили в единый комплекс «Мини-музей «В гостях у сказки» - ведущие образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате и на самой стене. Например, дидактические и другие виды игр располагаются на нижней полке стенки, поэтому всегда доступны для детских игр. Коллекция фигурок сказочных героев из различных материалов, картины в рамках стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем. На нижней и верхней полке представлена детская литература, подборки картинок, отдельный стеллаж занимает театральная деятельность (виды различного театра)Разделы мини-музея: - «Галерея сказочных героев и волшебных предметов» - Выставка книг- Игротека- Театр сказки«Галерея сказочных героев» экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации образовательной деятельности. «Выставка книг» экспонаты данной коллекции собранные родителями, воспитателями. Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и т.д. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет чувства и мысли, воздействует, возбуждает и воспитывает. Здесь собраны детские книги: произведения русского фольклора, народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики. К ним собраны иллюстрации (ламинированные), игрушки, изображающие сказочных персонажей.«Игротека» экспонаты данной коллекции собраны родителями, воспитателями группы. Игротека – развивающее пространство, место для проведения развивающих занятий, игр. Основные задачи игротеки - это стимулирование познавательной активности детей, развитие речевых навыков и умений, активация словарного запаса детей, совершенствование грамматического строй формирование мотивации, ориентированной на удовлетворение интересов в творчестве. В этом блоке собраны авторские дидактические игры «Что за чем?», «Из какой сказки герой», «Стоит в поле теремок». Создана мультимедийная дидактическая игра «Путешествие в сказку». Приобретены настольно-печатные игры по тематике.«Театр сказок» - экспонаты данной коллекции выполнены родителями, воспитателями группы. Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает память. Виды театра: бумажный, театр на руке, театр теней, театр на тарелках, театр на ложках, масочный театр, театр на фланелеграфе. Мною изготовлены декорации, театральные атрибуты для постановки сказок согласно программе. Сделана красочная ширма.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС в первой младшей группе
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС в первой младшей группе
Развивающая предметно -пространственная среда
В 1 младшей группе
(дети 2-3 года)
Воспитатель: Мастрюкова Снежана Петровна
2017 год.
Первую младшую группу посещают дети 2-3 лет. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной в детском саду в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и с использованием проекта примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В нашей группе разработана рабочая программа, которая является частью основной образовательной программы дошкольного образования. Развивающая предметно- пространственная среда организована в соответствии с вышеуказанной программой, соответствует основным требованиям организации развивающей предметно- пространственной среды изложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Развивающую предметно – пространственную среду в нашей группе мы старались организовать так, чтобы она была комфортной для малышей, эстетически привлекательной исоответствовала возрасту детей.
В группе оборудованы уголки.
Игровой уголок «Жилая Комната» - направлен на развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей. Осуществляется развитие детей в следующих образовательных областях:социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Физкультурный уголок - включает атрибуты для подвижных игр, физкультурный материал для утренней гимнастики и нестандартное физкультурное оборудование для детей -«Дорожка здоровья». Осуществляется развитие детей в образовательной области: Физическое развитие.
Музыкальный уголок - оснащен музыкальными инструментами, которые доставляют детям много радостных минут. Погремушки, бубны,платочки, флажки. Музыкальные игрушкиразвивают музыкальный и фонематический слух, чувство ритма у малышей. Осуществляется развитие детей в образовательной области: художественно- эстетическоеразвитие.
Уголок настольно-печатных и дидактических игр – в уголке находятся игры и игрушки для самостоятельной деятельности детей, (домашние и дикие животные, птицы а так же дидактические пособия для совместной деятельности воспитателя с детьми. Осуществляется развитие детей в следующих образовательных областях: познавательноеразвитие, развитие речи.
Уголок сюжетно - ролевых игр - «Семья», «Больница», «Магазин». В процессе этих игрразвиваются коммуникативные навыки, дети воплощают социально-коммуникативное общение друг с другом. Игровые умения навыки закрепляют то, что дети узнали и чему научились в совместной деятельности с воспитателем.
Строительный уголок - в нем находится конструктор разного типа: деревянный, пластмассовый, «LEGO», мягкие модули. Дети с удовольствием играют в конструктор, используют их в разных видах детской деятельности, например: мягкие модули используются в двигательной деятельности, "LEGO" в качестве предметов заместителей в играх.
Уголок «Шофёры» и уголок по ПДД - включает машины разного вида: большие и маленькие, легковые и грузовые, трактора, мотоциклы, а также макет перекрестка, что позволяет всоответствии с программой формировать у детей первичные представления о машинах, улице, дороге.
Уголок развивающих игр - направлен на сенсорное развитие, мелкой моторики, воображения, в него входят: пирамидки, вкладыши разной формы, детская мозаика, растегайчики, игры забавы и т. д.
Уголок природы - здесь мы знакомим детей с комнатными растениями и уходом за ними. В уголок входит: шесть видов комнатных растений, инвентарь для ухода за цветами, альбом«Времена года», паспорт комнатных растений.
Уголок детского экспериментирования – уголок предназначен для проведения игр-экспериментов с детьми (с водой, песком, природным материалом и т. п.)
Книжный уголок - в книжном уголке много яркой, красочной и интересной детской литературы. Дети самостоятельно могут брать книги, рассматривать их, на верхней полке находится литература для чтения детям.
Театральный уголок – укомплектован различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть кукольный театр, настольный театр, пальчиковый театр. Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Сюда же входит уголок "ряжения" для театрализованных игр.
Уголок изобразительной деятельности – в уголке изобразительной деятельности есть: фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, разного качества и формата, гуашь, кисти, акварельные краски. Весь материал используется в совместной деятельности по художественно- эстетическому развитию детей.
Таким образом: развивающая предметно пространственная среда обеспечивает реализацию основной образовательной программы разработанной в нашем детском саду исоответствует требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно пространственной среде.
Развивающая предметно- пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Содержательно –насыщенной - это требование я раскрыла, когда рассказывала об игровых уголках и их содержании. Наша развивающая предметно-пространственная среда соответствует возрастным возможностям детей и содержанию уголков.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими) соответствующими материалами,в том числе расходным игровым,спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Трансформируемость пространства – мы имеем возможность изменять предметно- пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации,в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность пространства: это возможность перемещения различных составляющих предметной среды например: детской мебели, мягких модулей, ширм, а также предметов пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов заместителей в детской игре)
Вариативность - насколько развивающая предметно пространственная среда пополняется, меняется, обновляется в зависимости от интересов и потребностей детей.
Доступность - все игрушки находятся в свободной зоне доступа для самостоятельной деятельности детей.
Безопасность - когда все материалы и игрушки безопасны, исправны, мебель закреплена.