Рабочая программа по музыке (6 класс) в соответствии с ФГОС ООО


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Нерастанновская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МКОУ
Нерастанновской СОШ
№____ от «___» ______2015 г.
_______ И. А. Заболотнева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Искусство (Музыка)
(базовый уровень)
6 класс
Составитель: учитель музыки
МКОУ Нерастанновской СОШ
Заболотнева И.А.
Московская область, Чеховский район, п. Нерастанное
2015 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений) для V-VII классов, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Москва: “Просвещение”, 2011 год, Предметная линия учебников Г.П. Сергеева, Е.Д Критская, которая составлена в соответствии с положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.
Программа составлена в соответствии с учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ на 2015-2016 учебный год. с федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, в 2015-2016 учебном году.
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современной школы, потребности педагога музыканта в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Цель программы – музыкальное образование и воспитание, развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры – наиболее полно отражает действительность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умений ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.
Задачи музыкального образования учащихся 6 класса:
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Форма работы: классно – урочная.
Программа направлена на постижение того, что музыка является важной частью жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека. Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моментах, требующих наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя. Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы. стремление сделать что – то свое, новое, лучшее. Развитие творческих способностей, учащихся осуществляется через исполнительскую деятельность: хоровое и сольное пение, импровизация, пластическое интонирование, драматизация песен, сочинение попевок.
Место предмета в учебном плане МКОУ Нерастанновской СОШ
В соответствии с учебным планом МКОУ Нерастанновской СОШ в 2015-2016 учебном году на изучения предмета Музыка в 6 классе выделяется 34 часа в год, 1 час в неделю.
Основное содержание программы
Содержание и последовательность программного материла полностью соответствует, авторской программы, за исключения сокращения второго раздела на 1 час, согласно учебного графика МКОУ Нерастанновской СОШ на 2015-2016 учебный год
№ п.п. Разделы курса Количество часов по авторской программе Количество часов по рабочей программе
1. “Мир образов вокальной и инструментальной музыки” 17 17
2. «Мир образов камерной и симфонической музыки» 18 17
ИТОГО 35 34
Тема I полугодия: “Мир образов вокальной и инструментальной музыки” (17 часов)
На протяжении пяти лет обучения, ребята учились слышать в каждом произведении частицу жизни. Музыка, прежде всего, рассказывает о человеке, о людях, выражает их чувства и мысли, рисует их характеры.
Музыка отражает жизнь и рождена самой жизнью: музыка о школе рождена самой школьной жизнью, музыка революции – самой революцией, музыка о войне – самой войной, спортивная музыка – самим спортом. Музыка веселая,
радостная – отражение человеческих радости и веселья, музыка печальная, грустная – отражает человеческую грусть и печаль. В 6 классе вопрос ставится глубже: если жизнь рождает музыку, то, как музыка воздействует на жизнь? Музыка сама по себе, непосредственно, не может оказывать какое – либо воздействие на жизнь. Но она способна с большой силой влиять на человека. Рождать в нем те или иные чувства и мысли, воспитывать в нем высокие человеческие качества или, наоборот, возбуждает низкие, примитивные чувства. Влияние музыки сказывается на всей деятельности человека, на его отношение к миру, к людям, на его труде, на том, как он сам влияет на жизнь, как воздействует на нее. Значит, музыка воздействует на жизнь через человека и в этом ее огромная преобразующая сила. На новом и знакомом музыкальном материале усваивается основная мысль о связи музыки с жизнью – жизнь рождает музыку и музыка воздействует на жизнь. Хорошо усвоенное ребятами представление о жизненном содержании музыки значительно обогатится пониманием ее преобразующей роли. Во много раз расширится представление учащихся о роли музыки в жизни человека, в жизни человеческого общества.
Тема II полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки» (17 ч).
После того, как ребята усвоили о влиянии музыки на человека, надо выяснить, в чем же заключается способность музыки оказывать это влияние.
Прежде всего, в самой музыке, в красоте ее звучания, которая определяется средствами музыкальной выразительности, а также ее правдивостью. Противоположность красоты – уродство, противоположность правды – ложь.
Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, успокоить или наоборот, подбодрить, развеселить человека. А что может сделать музыка уродливая и лживая? Только лишь вред принести человеку, изуродовать его духовный мир. Ребята учатся понимать и чувствовать жизненное содержание, правдивость музыки и красоту ее художественной формы в разных музыкальных жанрах: в вокальном сочинении, где важным помощником становится слово, а также и в симфонической музыке без «программных» заголовков, то есть учимся воспринимать содержание самого музыкального образа, сопоставляя его с правдой, богатством и красотой человеческих чувств, мыслей и поступков.
Требования к планируемым результатам изучения программы 6 класса по Музыке
В результате изучения музыки учащиеся 6 класса должны:
- понимать жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
- иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
- различать полифоническую и гомофонную музыку;
- уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;
- владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- уметь раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусств.
- развивать навыки исследовательской художественно – эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
- совершенствовать умения и навыки самообразования
Обучение музыкальному искусству в 6 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
Личностные УУД: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог; присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
Познавательные УУД: стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона; расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности; идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий; применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Регулятивные УУД: самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности; саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании; развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах; сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
Коммуникативные УУД: решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности; формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры; адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности; развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки; совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности; развитие письменной речи в процессе выполнения самостоятельных и контрольных работ, диагностических тестов, анкетирования, работы в творческих тетрадях.
Информационные УУД: владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, в том числе электронными, сетью Интернет; самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача; ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию; развитие критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, умение аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений; применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозаписи, электронной почты, Интернета; увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ; осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Контроль знаний учащихся
№ урока Тема урока Вид контроля Формы контроля
Текущий
(письменный, устный) Тест, зачет, контрольная работа, диктант, практическая, лабораторная работа и т.д.
10. Обобщающий урок. Музыкальная викторина. Письменный Музыкальная Викторина
34. Заключительный урок – обобщение. Защита исследовательского проекта. Устный Защита проекта
Календарно-тематическое планирование

п/п № урока Наименование разделов и тем уроков Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне универсальных учебных действий) Дата
Плановые сроки прохождения программы Скорректированные сроки прохождения программы
тема I полугодия: “Мир образов вокальной и инструментальной музыки”
I триместр
1. 1. Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов. Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов. 2. 2. Старинный русский романс. Песня- романс. Мир чарующих звуков. Осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира 3. 3. Два музыкальных посвящения. «Вальс - фантазия».
Романс М.И. Глинка «Я помню чудное мгновенье». Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров. 4 4. Портрет музыке. Картинная галерея. «Уноси мое сердце в звенящую даль» С.В. Рахманинов Формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных),
особенностям музыкальной культуры своего края. 5. 5 Музыкальный образ и мастерство исполнительства. Картинная галерея. Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой деятельности. 6. 6. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Песня в свадебном обряде. Сцены свадьбы в операх русских композиторов Осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона. 7. 7. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Осознание и понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог. 8. 8. «Старинный песенный мир». Песни Франца Шуберта. Баллада. Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, деятельности;
Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки; 9. 9. Баллада. «Лесной царь». Картинная Галерея. Присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
10 10. Обобщающий урок. Музыкальная викторина. Развитие письменной речи в процессе выполнения самостоятельной работы, работы в творческих тетрадях II триместр
11. 11.
Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт. «Фрески Софии Киевской». «Перезвоны». Молитва Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, в процессе восприятия и исполнения народной музыки; 12. 12. Образ духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке И.С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Осознание и понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог. 13. 13. Образы скорби и печали. Реквием. Совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий) 14. 14. -15 Авторская песня прошлое и настоящее. Песни вагантов. Авторская песня сегодня. Применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования 15 16.-17. Джаз искусство XX века. Спиричуэл и блюз. Джаз – музыка легкая или серьезная? Осознание и понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог. тема II полугодия “Мир образов камерной и симфонической музыки”
16. 18. Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Вдали от Родины. Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки 17. 19. Инструментальная баллада. Рождаются великие творения. Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея. Присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
18. 20. Инструментальный концерт «Времена года». Итальянский концерт. Присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
19. 21. Космический пейзаж. «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея. Присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
III триместр
20. 22. Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина. «Тройка». Вальс. «Военный марш». «Венчание». «Над вымыслом слезами обольюсь». Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки 21. 23. Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров 22. 24. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Скорбь и радость. Идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий 23. 25. Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта». Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров 24. 26. Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта». Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки 25. 27. Мюзикл «Вестсайдская история». Осознание и понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог 26. 28. Опера «Орфей и Эвридика». Осознание и понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог 27. 29 Образы киномузыки «Ромео и Джульетта№ в кино XX века. Присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства 28. 30. Музыка в отечественном кино. Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, деятельности;
29. 31. Исследовательский проект. Применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности. 30. 32. Исследовательский проект. Увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ 31. 33. Исследовательский проект. Адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе участия в исследовательских проектах 32. 34. Заключительный урок – обобщение. Защита исследовательского проекта. Адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе участия в исследовательских проектах;
Совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской деятельности

Перечень учебно-методическое обеспечения
Программа «Музыка 5- 7 классы. М., Просвещение, 2011г.
Примерные программы по учебным предметам Музыка 5-7 классы, М, Просвещение, 2011 г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2011г
Г.П. Сергеева «Музыка. 6 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М, Просвещение, 2012 г.
Учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2012 год.
«Творческая тетрадь «Музыка. 6 класс» М., Просвещение, 2012 г.
7. Электронные мультимедийные энциклопедии.
8. Коллекции русской и зарубежной классической музыки, а также цифровые копии шедевров русского и зарубежного искусства, расположенные на сайте цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru9. Комбинированные образовательные программы
10. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР)
11. Музыкальные редакторы (запись «минусовок», конвертирование формата песенного материала из karaoke или midi.)

Приложение: Контрольно- измерительные материалы.
РАССМОТРЕНА
На заседании ШМО
гуманитарного цикла
Протокол № ___ от «___» ______ 2015 г.
Рук. ШМО _______ Л.М. Бурых
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
________Л.С. Орешкова
от «__» ______2015 г.