Конспект урока по МХК в 11 классе Романтический идеал и его отражение в музыке


МКХ 11 класс Урок № 17
Тема: «Романтический идеал и его отражение в искусстве».
Цель урока: первоначальное знакомство с музыкальными стилями.
Задачи: попытаться выявить характерные черты разных музыкальных стилей, связь музыкального языка, формы и содержания произведений.
Ход урока:
Организационный момент
Актуализация знаний учащихся по теме «Романтизм в живописи»
Блиц-опрос:
Какая эпоха предшествовала романтизму (э. Просвещения)
Как романтизм в сложный переходный период от классицизма к реализму отразит тему человека в искусстве? (Р. провозгласил ценность отдельной человеческой личности и полную свободу художественного творчества от сковывавших его норм и правил).
Какие особенности были свойственны романтизму в различных странах? Чем были обусловлены эти особенности? (Обусловлены местными историческими условиями и культурными традициями. В Италии романтизм развивался в русле традиционного классицизма, во Франции – вырос из сентиментализма и предромантизма э. Просвещения. В России романтизм проявился в смешанном виде и позже, чем в других странах, вобрал в себя черты классицизма.)Каковы хронологические рамки развития романтизма? (18-19 века. В некоторых странах влияние романтизма прекратилось к 1820 г, а к середине 19 века стал лишь воспоминанием. Во второй половине 19 в романтизм был повсеместно вытеснен другими художественными течениями, но продолжал существовать. В дальнейшем романтизм трансформировался в другие стилевые течения, например, проявился в неоромантической музыке Рихарда Вагнера, в живописи – прерафаэлитов. Много общего у романтизма и с символизмом конца 19 в. начала 20 в, своеобразное воплощение находит и в искусстве модерна).Когда появились первые теоретические и философские программы романтиков? (конкретное понимание романтизма, как художественного направления сложилось на рубеже 18-19 вв, охватив почти все виды искусства.)
Перечислите главные эстетические принципа романтизма. (Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное; исключительность романтического героя; природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы; Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору.)
Дайте характеристику 4 принципу эстетики романтизма.
Перечислите главные «завоевания» романтизма. (повышенное внимание к сложному миру чувств человека, национальному колориту, историзм, неприятие реальной жизни.)
Какой новый стиль появился параллельно с романтизмом (реализм – развивался в худ. культуре 19 в.)
Кто такие прерафаэлиты? (Прерафаэлиты – объединение молодых живописцев, возникшее в Лондоне в 1848 г и явившееся реакцией на творчество бездарных подражателей Рафаэля. Свой идеал красоты П строили на основе средневекового искусства, отвергая академические условности. Герои их произведений – рыцари, мадонны, в характере которых нашли отражение такие качества как искренность, смелость. Честность. Представитель – Д.Г. Россетти).Проверка анализа художественного произведения:
Памятка: Как анализировать произведение живописи
Каковы ваши личные впечатления от произведения живописи?
История создания живописного произведения.
Сведения об авторе произведения. Какое место оно занимает в его творчестве?
Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению.
Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины.
Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма.
Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.
Орест Адамович Кипренский (1782-1836 гг). Портрет Е.В. Давыдова. 1809 г
О.А Кипренский русский портретист, романтический портрет стал настоящим призвание художника. Одним из самых ярких и глубоких романтических портретов является портрет Е.В. Давыдова, двоюродного брата поэта и гусара Дениса Давыдова. Это образ человека бурной и героической эпохи, требующей «отчизне посвятить души прекрасные порывы». Перед нами противоречивая личность, в характере которой соединились внешняя бравада и воинская удаль лихих гусар, чувство долга и душевное благородство, дух весельчака и сосредоточенность глубоко мыслящего человека. Оригинально колористическое и композиционное решение картины. Художником удачно найдена гармония цветов: желтоватого тона лица, ярко-красного мундира, белых лосин. Динамизм образу придает романтический пейзаж. Эмоционально окрашенная атмосфера пейзажа явно контрастирует с небрежно спокойной позой героя.
Иван Константинович Айвазовский (1817-1900). «Девятый вал». 1850 г
И.К. Айвазовский вошел в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. В созданных маринах он остался верен романтическому идеалу прекрасной одухотворенной природы. Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищенных зрителей. Громадная волна бушующего моря готова обрушиться на людей, судорожно цепляющихся за обломки мачт погибшего корабля. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. Смогут ли устоять люди? Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией? Трудно ответить на это вопрос, но колористический строй картины, полный оптимизма, вселяет такую уверенность.
Таблицу «Живопись романтизма проверить после урока (собрать тетради).
III. Теоретический материал урока:
Начало романтизма в музыке было положено Францем Шубертом в 1815 году (композитору – 17 лет), когда он написал музыку на слова Гёте «Лесной царь». Романтики создали культ музыки, объявив ее образцом и нормой художественного творчества.
В истории мировой культуры музыка романтизма представлена блистательной плеядой имен: Франц Шуберт (Австрия), Карл Мария фон Вебер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Рихард Вагнер, Иоганнес Брамс (Германия), Фредерик Шопен (Польша), Ференц Лист (Венгрия), Гектор Берлиоз (Франция), Никколо Паганини (Италия).Если классицизм считал приоритетной вокальную музыку, опирающуюся на слово (например, опера), то романтики отдавали абсолютное предпочтение инструментальной и симфонической музыке. Композитор не должен следовать за ритмом и интонацией стиха. Опираясь на литературный источник, он может создать совершенно самостоятельную музыкальную форму.
Романтизм в европейской музыке не следует понимать как мгновенную смену направлений и стилей. Так в творчестве позднего Бетховена отчетливо проявлялись черты нового романтического стиля, а в произведениях Ф. Шуберта чувствуется влияние венского классицизма. Между композиторами романтизма и классицизма не существовало стены отчуждения и непонимания, романтики продолжали успешно развивать лучшие традиции классической музыки.
Как и другие виды искусства, музыка романтизма исключительно эмоционально передает богатство внутреннего мира человека. Героем романтической музыки становится одинокий и разочарованный человек, способный выразить «мировую скорбь».
Романтикам принадлежала идея синтеза всех искусств, в котором музыке отводилась универсальная роль. Особенно тесными были связи музыки, литературы и живописи. Многие композиторы-романтики являлись создателями, так называемой программной музыки, которая стремилась связать себя с определенными живописными или литературными образами. Эта связь предполагала объяснение замысла композитора в названии сочинения, в эпиграфе или предисловии к партитуре.
Однако, опираясь на литературные или живописные источники, романтики создавали совершенно новые художественные образы. Шуберт обращался к Гёте (песни-баллады), Гейне (скорбные монологи), Мюллеру (вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»).Шуман создал песенные циклы «Любовь и жизнь женщины» на стихи немецкого поэта Шамиссо. Прообразом сонаты и»По прочтении Данте» Листа стала «Божественная комедия», а «Сонеты Петрарки» навеяны творчеством итальянского поэта э. Возрождения.
Впервые у романтиков возникла идея выразить в музыке образы живописи и скульптуры. Превратить их в «программу» музыкального произведения. Известные фортепианные пьесы Листа «Обучение» (по картине Рафаэля «Обучение Марии») и «Мыслитель» (по скульптуре Микеланджело) из цикла «Годы странствий» являются яркими примерами программной музыки.
Красота и самобытность народного искусства стали одной из важнейших «вечных ценностей», которые открыли романтики. Интерес и внимание к фольклору отличают творчество многих композиторов, использовавших мотивы народных песен и танцев.
В музыке романтизма произошли существенные изменения в системе жанров. Если композиторы классицизма предпочитали симфонию, сонату, оперу, то романтики активно разрабатывали лирическую миниатюру. Особой популярностью у зрителей пользовались жанры песни и романса. Общеизвестны циклы муз. Миниатюр Шуберта «Экспромты» и «Музыкальные моменты», а этюды Шопена, Шумана и Листа – лучшие достижения этого жанра.
Кроме того, в музыке романтизма произошло обновление традиционных жанров классики. В Восьмой «Неоконченной» симфонии Шуберта бурные романтические чувства органично сочетаются с ясной и стройной классической композицией. Новые черты привносят романтики и в жанр сонаты, прелюдии. Например, Шопен сочинял прелюдии экспромтом.
Как видим, романтизм в музыке – это сложное и многогранное явление. Одной из поздних его ветвей в конце 19 века стал веризм, проявившийся в итальянском оперном искусстве. Произведения в стиле веризма изображали преувеличенные, исключительные чувства героев, толкавшие их на рискованные поступки или преступления.
Другой ветвью западноевропейского романтизма стал реализм, идущий от Джузеппе Верди и Жоржа Бизе. Композиторы-реалисты стремились передать драматизм обычных на первый взгляд жизненных ситуаций.
Усложнение языка и форм музыки в позднем романтизме, а затем и в других течениях вызвало к жизни неоклассицизм, появившийся в европейской музыке в первой четверти 20 века. Композиторы неоклассицисты стремились вернуться к простоте мелодий и форм, ясности и четкости гармонии. Опять возник интерес к старинным концертным жанрам – сюите и кончерто.
Слушание музыки: диск, модуль Художественная культура Нового времени
IV. Домашнее задание: Глава 14, реферат «Р. Вагнер – реформатор оперного жанра», заполнить таблицу «Русская музыка романтизма» по материалам учебника стр. 166-169.
Композитор Музыкальное произведение Литературное произведение и автор