«Мониторинг педагогической деятельности как условие повышения профессионального мастерства учителя начальных классов»



«Мониторинг педагогической деятельности как условие повышения профессионального мастерства учителя начальных классов»
Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и структур. Это понятие стали использовать в педагогике, рассматривающей мониторинг как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовании для проведения научного исследования или организации управленческого контроля (набора методик оценки состояния системы).
Объектами мониторинга являются учителя и их результаты, личностные характеристики. На уровне образовательной программы объектами мониторинга могут быть:
• процесс освоения программы, предмета;
• интеграционные процессы в обучении;
• процесс обновления, совершенствования, содержания, методик, технологий обучения, средств контроля усвоения учебного материала;
• качество образовательного процесса и т.д.
Мониторинг является одним из важнейших средств, благодаря которому изменяется само информационное пространство, так как повышается оперативность, объективность и доступность информации. Поэтому цель мониторинга - оперативно выявлять все изменения, происходящие в сфере образования. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.
Мониторинг как педагогическая технология не только позволяет систематизировать информацию, но и может стать действенным механизмом материального поощрения эффективно работающих педагогов и служить основанием для повышения их квалификации.
Нет единого мнения, что такое педагогическое мастерство. Одни считают, что это свойство, особенности личности, другие - что это знания, умения, навыки, третьи объединяют и то и другое вместе, четвертые - что это уровень осуществления профессиональной деятельности и т.д.
Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств учителя - профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшим из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность.
Педагогический мониторинг - это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах, обеспечивающая непрерывное слежение за их состоянием, а также дающая возможность прогнозирования развития педагогических систем.
Педагогический мониторинг играет важную роль в эффективности управления учебным заведением, создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, которое позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.
В настоящее время существуют самые различные диагностические методики, которые в той или иной степени используются для решения актуальнейшей проблемы оценки профессионализма учителя и уровня его профессиональной компетентности. Диагностика – это особый вид познания опыта учителя, а мониторинг это живая система этого опыта.
Мониторинг – необходимый компонент любого эффективного управления. Объектами управления могут выступать условия, процесс, результаты этого процесса, профессиональная деятельность учителя, от которой зависят и результаты учебно-воспитательного процесса.
Мониторинг как инструмент управления профессиональной деятельностью учителя - это непрерывные контролирующие и диагностические действия, позволяющие наблюдать и контролировать по мере необходимости продвижение учителя к профессиональному мастерству.
Цель данного мониторинга - непрерывное отслеживание уровня квалификации и профессионального роста педагогических кадров, и подготовленность к решению инновационных задач и формирование у учителя способности:
Организовать наблюдения и измерения, получить достоверную и объективную информацию.
Систематизировать информацию, повысить ее оперативность и доступность.
Разработать и использовать диагностические методики.
Создать механизм мониторинговых исследований.
Своевременно выявлять изменения и вызвавшие их факторы.
Мониторинг включает 3 этапа:
1.Подготовительный. Постановка цели.
2. Практический. Сбор информации:
3. Аналитический. Обработка полученной информации.
Понимание процесса, его анализ, целенаправленное воздействие на него становятся эффективнее при наличии возможности отслеживания данного процесса во времени. Управление школой на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.
Понятие «педагогическая диагностика» было предложено
К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 г. в рамках одного научного проекта. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна. Она заимствовала свои методы и во многом образ мыслей у психологической диагностики. Педагогическая диагностика сегодня все еще является скорее активно оспариваемой и неопределенной программой, нежели сформировавшейся научной дисциплиной. Поэтому неудивительно, что существуют различные определения научной диагностики.
В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения.
Педагогическая диагностика призвана зафиксировать уровень работы педагогов на сегодняшний день, выявить факторы, влияющие на формирование тенденций и их устойчивость, а это, в свою очередь, создает основу для прогноза и принятия обоснованных решений.
Принципы изучения результатов педагогической деятельности:
Опора на конечный результат.
Доверие учителя.
Гласность (включение в диагностический процесс значительного числа заинтересованных лиц – учителей, учащихся, родителей).
Доброжелательность, сотрудничество.
Научная обоснованность.
Системный характер.
Опоры на данные внутришкольного контроля.
Своевременность, адекватность, объективность, достоверность.
Администратору необходимо знать каждого для того, чтобы:
определить его место в коллективе;
чтобы применять методы воздействия с целью стимулирования более эффективного достижения конечного результата.
Всестороннему изучению педагогических кадров способствует:
Наблюдение за работой учителя на уроке и во внеурочное время,
Анализ школьной документации,
Анкетирование учителей и учащихся,
Беседы с учителями,
Наблюдение за настроением учителя, манерой общения с коллегами и учащимися, характер бесед с родителями и т.д.
Педагогическая диагностика обеспечивает научный подход к организации работы с педагогическими кадрами, их профессиональному развитию и саморазвитию. Проведение диагностики должно быть направлено на овладение каждым педагогом и руководителем навыком анализа и самоанализа.