Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении младших школьников.


Доклад
на тему:

Выполнила учитель
начальных классов
Ребрина Л.Н
2010г.
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно-психического напряжения.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, поступающих в I класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей, сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся.
Уже на этапе адаптации к школе перед учителем начальных классов встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью? Оказывается один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в применении игровой технологии обучения.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали многие ученые, но наиболее полно сущность игры раскрыта в работах ЮЛ. Азарова и О.С. Газман.
Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации педагогических игр.
Функции игры как педагогического феномена
Развлекательная. Основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.
Коммуникативная. Игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.
Самореализация. Игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры — это пространство самореализации.
Игротерапевтическая. Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении.
Диагностическая. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра — это особое «поле самовыражения».
Коррекционная. При соблюдении учащимися правил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнера психологическая коррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.
Межнациональная коммуникация. Игры — национальны и в то же время интернациональны, межнациональны. Они дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, способствуют усвоению единых для всех социально-культурных ценностей.
Социализация. Эта функция заключается в синтезе усвоения богатства культуры, потенции воспитания и формирования личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.
Технология проведения игры.
1. Подготовка игры:
• тема;
• учебные цели;
• предложение основы для составления модели;
• определение состава участников игры, распределение ролей;
• проработка сценария, подбор наглядного материала, размещения участников в аудитории, определение временных границ проведения игры.
2. Проведение игры:
• разыгрывание учебной ситуации (действия участников направлены на взаимодействие в изучении и обсуждении проблемной информации, в принятии решений).
3. Подведение итогов игры:
• время;
• общая оценка учителем работы учащихся в целом и некоторых в отдельности;
рефлексия (сами участники игры формулируют предложения по совершенствованию игровой деятельности).
Период обучения детей младшего школьного возраста является особенно интенсивным и имеет большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и применение игровой технологии в этом возрасте должно занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.

Предлагаю модель учебного занятия по окружающему миру для II класса (автор учебника А. А. Плешаков).
Тема: «Невидимые нити в осеннем лесу».
Цель: создать условия для осмысления блока нового учебного материала средствами технологии игровой деятельности.
Цели: образовательная — дать представление о разнообразии грибов; научить выделять признаки предметов, сравнивать, проводить простые наблюдения; уметь работать с учебным текстом;
развивающая — способствовать формированию умений: выделять признаки предметов, проводить простые наблюдения;
воспитательная — воспитать бережное отношение к природе.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: А. А. Плешакова «Окружающий мир». Учебник для II класса; А.А. Плешаков «От земли до неба. Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов».
Дидактические материалы: письмо Землянички, иллюстрации травянистых растений, трехэтажные домики, иллюстрации растений.
Самодельные наглядные пособия: герои Шарик с Матроскиным; деревня Простоквашино; лес с грибами.
Игровой реквизит: два лукошка, муляжи грибов.
Карточки с творческим и проблемным заданиями для групп.
Игра «По грибы в Простоквашино».
Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе созданной ситуации активизировать мышление учащихся: превратить процесс изучения нового материала в процесс активной и интересной деятельности, самостоятельных открытий.
Правила игры. Учащиеся отправляются в гости в Простоквашино к Матроскину и Шарику собирать грибы.
Учитель — организатор деятельности управляет самостоятельной работой учащихся.
Учащиеся незнакомы с некоторыми видами грибов. Игровые действия состоят в том, чтобы без ошибок отвечать на вопросы учителя; выполнять задания для самостоятельной работы, активно и дисциплинированно действовать; развивать познавательный интерес и творческую деятельность.
Ход занятия.
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
Организаци-
онный момент Приветствие. Определяет готовность учащихся к работе Проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу
Актуализация Показывает письмо Землянички (см. приложение 1) и спрашивает: «От кого могло прийти это письмо? 0 чем может писать нам Земляничка?» По предложению Землянички организует ИГРУ Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Принимают участие в игре. Узнают растения. Вспоминают их особенности. Обобщают знания о лесных травянистых растениях. Делают вывод: травянистые растения — наши друзья Работа с письмом Землянички.
Игра «Узнай травянистое растение»
Целеполагание и мотивация Предлагает ответить на вопросы: «0 каком многоэтажном доме мы говорили на последних уроках? Почему лес мы называем домом?» Предлагает задания для самостоятельной работы. Проблемный вопрос: «Для кого в домике на первом этаже осталось одно окошко?» Просит сформулировать тему и цели урока Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задание: заполняют домик лесными растениями по этажам. Выдвигают гипотезу, анализируют, доказывают. Делают вывод.
Формулируют с помощью учителя тему и цели урока Изучение нового материала Для достижения этих целей предлагает отправиться в гости в Простоквашино к Матроскину и Шарику, которые уже давно приглашают детей в лес собирать грибы. Вызывает желающих к доске найти гриб.
Предлагает положить в одно лукошко грибы съедобные, в другое — несъедобные.
Показывает собранные грибы, не называя их, и кладет в лукошки.
Достает из лукошка по одному грибу и вывешивает табличку с названием гриба. Принимают предложение учителя, отправляются в лес по грибы с героями. Находят грибы на картине, «срывают», кладут в лукошко.
Рассматривают картинки с грибами, определяют, в какое лукошко положить. Опытные грибники делают сообщение о грибах (см. приложение 2). Отвечают на вопрос. Делают вывод. Вывешиваются самодельные наглядные пособия: деревня Простоквашино с лесами, Шариком, Матроскиным. Лес с грибами
Предлагает ответить на вопросы после прослушивания сообщений: «Почему грибы имеют такие названия?» Обобщает знания учащихся, проводит фронтальную беседу по вопросам (см. приложение 3) Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя Осознание и осмысление учебного материала Мотивирует деятельность учащихся.
Предлагает практическую работу по плану с муляжами грибов (см. приложение 4). Предлагает задание для самостоятельной работы (см. приложение 5). Корректирует вопросы и ответы учащихся Выполняют практическую работу в парах. Отвечают на вопросы.
Делают выводы вместе с учителем о частях гриба и существовании грибницы. Читают текст, предлагают заголовок. Выполняют задание.
Задают вопросы классу. Учащиеся отвечают Шарик и Матроскин раздают детям грибы
Закрепление учебного материала Предлагает игру по просьбе кота Матроскина (см. приложение 6) Участвуют в игре Матроскин предлагает игру «Собери грибы в лукошко»
Применение знаний и умений, полученных на уроке Предлагает работу в творческих группах. Одна пара составляет правила поведения в лесу при сборе грибов; другие отвечают на проблемный вопрос: «Грибы и травянистые растения живут на первом этаже леса. Тогда почему ученые не включили грибы в царство травянистых растений?» Работают в группах. Предлагают свои варианты ответов (зачитывают ответы лидеры групп). Делают выводы. Решают проблему вместе с учителем Домашнее задание Выучить правила поведения в лесу (см. учебник). Объяснить, почему каждому человеку нужно знать эти правила Записывают задание в дневник Рефлексия Предлагает алгоритм рефлексии: что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились сегодня на уроке? Какое главное дело мы сделали? Анализируют результаты своей деятельности на уроке Матроскин и Шарик называют самых активных учащихся урока
Дидактические материалы к учебному занятию
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Письмо Землянички.
Дорогие ребята! Вы, наверное, догадались, почему я написала вам это письмо?
Я, Земляничка, — ваша сладкая сестричка. Вам вопрос поставлю я,
Мы враги вам? Иль друзья? Ответьте, почему? А я прислала вам игру.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сообщения о грибах.
Подосиновик примечателен своей ярко-красной или оранжевой шляпкой. Подосиновик встречается в тех местах, где растет осина, за что/ и получил свое название. Это ценный съедобный гриб.
Подберезовик отличается мягкой шляпкой, тонкой и длинной ножкой. Цвет шляпки бывает разным, от темно-коричневого до белого. Это очень распространенный съедобный гриб.
Масленок получил название из-за слизистой, словно смазанной маслом, клейкой шляпки. Известно несколько видов маслят. Они съедобны.
Опенок растет на пнях, на стволах живых и погибших деревьев. Появляется в конце лета и в начале осени в таком количестве, что грибники собирают эти грибы мешками.
Сыроежки очень разнообразны по окраске шляпок. Настоящая разноцветная семейка! Название они получили, вероятно, из-за того, что некоторые из них можно есть в сыром виде, с солью. Сыроежки очень ломкие, и поэтому не все грибники любят их собирать.
Рыжик получил название за свой цвет. Рыжик растет в хвойных лесах. Это один из самых вкусных грибов.
Волнушка розовая, похожа на рыжик. Но она розовато-красноватого цвета. Шляпка у нее с пушистым краем, а у рыжика — гладкая.
Груздь, весь белый. На Руси этот гриб издавна ценится. Он очень вкусный и хрустящий. Если увидишь один — поищи вокруг, найдешь еще много груздей.
Сморчок появляется ранней весной. Встречается в лесах, среди кустарников, на вырубках. Перед приготовлением их надо отварить, а отвар слить.
Мухомор красный встречается в лиственных и хвойных лесах. Это гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Мухомор известен не только у нас в России, он растет и в других странах, например Южной Америке. Это ядовитый гриб.
Бледная поганка — смертельно ядовита. У нее бело-зеленоватая шляпка и белая ножка, на ножке белое кольцо.
У желчного гриба шляпка снизу розовая. Он несъедобен, но не ядовит. Он очень горький, поэтому его не собирают.
Свинушка. Их не советуют собирать. Они поглощают много вредных веществ из окружающей среды и накапливают их.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Вопросы для фронтальной беседы.
На какие две группы можно разделить грибы?
Какие съедобные грибы вы запомнили?
Назовите несъедобные грибы.
Почему белки и бурундуки, съев бледную поганку, не отравляются, а человек может от этого умереть?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Алгоритм выполнения практической работы с муляжами.
Рассмотрите гриб.
Ответьте на вопросы: из чего он состоит? Что вы видите под шляпкой? Вспомните, растут ли грибы поодиночке? Как вы думаете, почему? Что может их связывать?
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Задание. Прочитай текст. Перескажи. Составь три вопроса по содержанию текста.
Раньше грибы считали растениями. Сейчас ученые выделяют их в особое царство живой природы. Грибов очень много, и все они очень разные. Не все знают, что плесень, покрывающая корочку хлеба, — это гриб. Нарост на стволе дерева, гниль на яблоке — это тоже грибы.
Грибы, которые растут в лесу, называются шляпочные. Под землей у них находится грибница — тонкие белые нити.
Многие грибы очень похожи друг на друга, поэтому собирать их нужно со взрослыми.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Задание. Положи в лукошко съедобные грибы. Проведи линии от съедобного гриба к лукошку.
Бледная поганка Подосиновик Рыжик Свинушка Сыроежка Сморчок
Мухомор Желчный гриб Опенок Груздь Подберезовик Волнушка
Русский язык





Математика








Литературное чтение.