Методическая статья Компетентностный подход при реализации ФГОС СПО


КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО
Ольга Борисовна Парменова, преподаватель специальных дисциплин, ОГБОУ СПО «Ульяновский авиационный колледж», г.Ульяновск
Что сегодня определяет психологическое и материальное благополучие специалиста, его уверенность в будущем? Чем в современных условиях необходимо овладеть выпускнику? Что обеспечит его дальнейший карьерный, профессиональный и личностный рост?
На все эти вопросы можно ответить следующими понятиями: компетентность и конкурентоспособность, творческий потенциал и мобильность, стремление к самосовершенствованию.
Согласно ФГОС СПО, выпускник должен обладать определенным набором узкопрофессиональных знаний, личностных качеств, соответствующих сфере профессиональных интересов и особенно должности, на которую он претендует. Набор ключевых компетенций в профессиональной, правовой, информационной, интеллектуальной и других сферах должен помочь выпускнику занять свое место в профессии.
При поступлении на работу все проходят собеседование, тестирование, и т.д., знакомятся с должностными обязанностями. Но помимо обязанностей для каждой позиции существует свой набор компетенций.
Компетенция – это личностные качества, необходимые для выполнения определенных функций, решения задач в этой организации (Компетенция – это личная способность решать определенный класс профессиональных задач).
В промышленности существует значительный дефицит квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена (где-то до 80% вакансий приходится на их долю).
Но, в тоже время, трудоустройство специалистов по специальности и профессиям системы СПО не превышает 30-50%.
Это может говорить о невысоком уровне качества подготовки специалистов СПО. Выпускник приступает к работе... и через какое-то время он сам и его работодатель видят, что нет результатов, на которые рассчитывали.
Почему? Что было упущено? Человек должен знать, что его ожидает и почему он подходит или нет для данной должности.
Потенциальный сотрудник компании должен выходить из стен учебного заведения с документом, где содержится перечень компетенций, характеризующий как профессиональные, так и личностные его качества.
Проанализировав этот документ, выпускник и наниматель могут добиться общей цели: эффективно задействовать вчерашнего выпускника с наибольшей пользой для обеих сторон.
Но на практике же часто наблюдаются расхождения между записями в дипломе и фактическими компетенциями молодого специалиста. При устройстве на работу важно не только то, что человек будет делать, но и как он будет это делать.
Наряду с приобретением профессиональной квалификации большое внимание уделяется компетентности, которая дает возможность справиться с многочисленными сложными ситуациями и работать в группе.
Профессиональные компетенции характеризуют специалиста в профессиональной деятельности. Они формируются на протяжении всей профессиональной деятельности и должны постоянно совершенствоваться и развиваться.
Развитию компетентностного образования во многом способствовала всеобщая компьютеризация. Необходимость уметь анализировать, принимать решение.
Компетентность - это совокупность компетенций. Компетентность личности проявляется в деятельности человека и в определенной степени относительна, т.к. ее оценка дается другими субъектами (работодателями), чья компетентность в свою очередь может оказаться сомнительной.
Знания, умения и навыки - это элементы различных видов компетентности выпускника. Умение решать задачи соответствующие его квалификации - этот лишь часть общей компетентности специалиста, в состав которой должны входить еще и его ценностная ориентация и чувство ответственности за свои действия.
Стандарты третьего поколения включают в себя десять общих компетенций и десять профессиональных компетенций, которые формируются как на дисциплинах всех циклов, так и при изучении профессиональных модулей.
Общие компетенции можно считать личностными компетенциями, которые характеризуют выпускника как личность и охватывают личностно - психологические характеристики - моральные, деловые и психологические качества, которые необходимы для занятия определенным видом деятельности.
Профессиональные компетенции - это совокупность знаний, умений и навыков, которые непосредственно характеризуют специалиста в профессиональной области.
И сложно сказать - какие компетенции более важны для будущего специалиста.
Общие компетенции формируются на протяжении всей жизни и на каждом уровне образования должны совершенствоваться и развиваться дальше, (критическое мышление, умение анализировать, выделять главное и т.д.).
Компетентность должна стать системой качеств активной личности.
Компетентность, как сложное и объемное качество личности практически не поддается прямой диагностике в форме предметных экзаменов и даже междисциплинарных. Но отдельные ее компоненты, связанные в основном со знаниями и профессиональными умениями могут быть оценены.
Умение выпускника решать задачи, соответствующие его квалификации, - это лишь часть общей компетентности специалиста, в состав которой должна входить еще и его ценностная ориентация, его чувство ответственности за свои действия.
Список литературы:
1.Андреев А. Знания или компетенции? / Высшее образование в России. – 2005. – № 2. -С. 3-1
2. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / Высшее образование в России. – 2004. – № 11.
3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/ (дата обращения: 18.02.2012).
4. Федеральный закон РФ от 01.12.2007 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» - Режим доступа: http://www.referent.ru/1/113937 (дата обращения: 18.02.2012)
5. Чебанная И.А. Понятие и структура компетенций выпускников в условиях профессионального образования / Вестник Ставропольского государственного университета. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – Вып. 55. С. 62-65.
6. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. – Красноярск, 2002.