Конспект внеклассного занятия Дорога добра


ТОГБОУ «Школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»
Внеклассное занятие
«Дорога добра»
Воспитатель:
Выгузова Н. С.
Тамбов
2015 год.
Описание: мероприятие предназначено детей 3 – го класса общим недоразвитием речи; на мероприятии учащиеся продолжают, знакомятся с нравственными понятиями «доброта» и «добрые дела», убеждаются в пользе «добрых поступков» по отношению к окружающим; данное мероприятие способствует формированию добрых и милосердных отношений в детском коллективе и в семье.
Цели:
- продолжать знакомство с нравственными понятиями «доброта» и «добрые дела»;
- формирование у учащихся потребности в доброжелательном отношении к окружающим;
- воспитание доброты;
- создание благоприятных условий для атмосферы доброты, сострадания и взаимопомощи в коллективе класса.
Оформление: презентация, конверты с пословицами.
Ход занятия.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, уважаемые гости!
- Ребята, сегодня мы с вами здесь собрались, чтобы узнать много нового и интересного и, конечно же, поиграть. И наше с вами сегодняшнее занятие я предлагаю начать с игры, которая называется «Угадай слово». Посмотрите внимательно на экран, перед вами представлены буквы, из них вам необходимо составить два слова. Так и будут назваться наше занятие. (Дорога добра)
Ребята, сейчас я вам предлагаю послушать басню замечательного писателя Льва Николаевича Толстого. Лев Николаевич Толстой (портрет писателя на экране) – это известный писатель, который написал много умных и полезных произведений для самых маленьких читателей и слушателей – для вас. Сегодня мы познакомимся с одной из его басен. А называется басня …
«СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него падало изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят, раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить. Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним».
Вопросы:
- Как относились муж и жена к старому человеку?
- За что они обижали дедушку?
- Они исправили свою ошибку?
- А кто им в этом помог?
К людям старшего возраста нужно относиться уважительно, бережно. Они прожили долгую жизнь, многое знают и умеют. Прислушивайтесь к их советам, выполняйте просьбы, старайтесь помогать, чем можете.
Как только вы родились ваши родители, бабушки и дедушки заботятся о вас, оберегают вас. Но сегодня и ваша помощь нужна родным людям. Убрать за собой игрушки, помыть посуду, вытереть пыль - ведь это совсем несложно. Зато сколько радости ваш труд принесет родным! Они поймут, что вы думаете и заботитесь о них.
А вы помните, ребята, я давала вам домашнее задание на выходные дни? Давайте мы сейчас с вами проверим, как вы выполнили это задание.
Упражнение «Продолжи предложение»
- Какому доброму поступку будет рада ваша мама? Начинайте предложение со слов: «Моя мама будет рада, если я…»
- «Моя бабушка (дедушка) будет рада (или рад), если я…»
-«Учитель (или воспитатель) будут рады, если я…»
– Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо.
- Подумайте и скажите, что такое доброта? (это заботливое и внимательное отношение)
- А с чем можно сравнить доброту? На что она похожа?
Хорошо, давайте подумаем вместе…(на солнышко). Ребята, есть даже такая пословица «Доброта, что солнце» (надпись на экране проектора)
Когда солнышко светит – хорошо, а когда кругом все добрые – ещё лучше! И нам сегодня поможет солнышко... Оно своим лучиком посветит в наш класс и сделает обстановку более тёплой и дружелюбной.
Ребята, давайте улыбнёмся также как доброе, ласковое солнышко… С этой минуты солнце будет согревать нас, а вы в свою очередь должны дружить между собой и всегда совершать только добрые поступки. Обещаете? (ответы детей)
(звучит сигнал SOS, на экране появляется конверт с надписью «Помогите художнику»)
- Ребята, от вас требуется помощь. Наступила пора совершить доброе дело. Я покажу вам рисунки, на которых изображены поступки детей. Вы внимательно посмотрите, определите поступок (добрый или недобрый), а также посоветуйте художнику, что нужно изменить на рисунке, чтобы поступок стал добрым.
(демонстрация рисунков; обсуждение)


Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
- Ребята, а вы любите сказки? А мультфильмы? Сейчас мы с вами поиграем. На экране будут появляться по-очереди сказочные и мультипликационные герои. Если герой совершает хорошие поступки, вы должны радостно хлопать в ладоши, а если не хорошие – топайте ножками. Готовы? Начали?
На экране проектора по - очереди появляются изображения известных сказочных героев: Золушка, волк из «Ну, погоди», Баба Яга, Мальвина, Крокодил Гена, Красная Шапочка, доктор Айболит, мыши из м\ф «Кот Леопольд», Кот Леопольд.
- Молодцы! Ребята, давайте посмотрим внимательно на Кота Леопольда. Опишите его. Какой Кот Леопольд? (добрый, вежливый, отзывчивый) Ребята, а помнит кто-нибудь любимые слова Кота Леопольда? («Ребята, давайте жить дружно!» ответы детей) (на экране появляется надпись)
Будем жить дружно? Обещаете?
(звучит сигнал SOS, на экране появляется конверт с надписью «Письмо от Кота Леопольда»)
- Ребята, ничего не понимаю!..Наверно, снова кому-то потребовалась наша помощь. Но что это? Здесь только отдельные слова. Видимо во время пересылки предложения рассыпались на слова. Попробуем собрать предложения (дети делятся на две группы, каждой группе даётся задание правильно сложить пословицу)
- Что получилось? Ребята, а Кот Леопольд прислал нам пословицы о добре:
1. «Доброе слово лечит, а злое калечит»
2. «Не одежда красит человека, а его добрые дела»
(пословицы показываются на презентации)
- Мудрый и добрый Кот Леопольд прислал нам полезные советы в виде пословиц. Кот Леопольд рассылает такие советы всем ребятам для того, чтобы они были такими же добрыми, как и он. А в благодарность замечательному герою предлагаю спеть его любимую песенку.
Песня «Если добрый ты…» (дети поют песню)
- А сейчас приглашаю на соревнование в «Эстафете добрых дел» (решение ситуативных задач)
Задачи:
1. Девочку из 1 класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идёте мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?
2. Какое время года сейчас? (ответ) Зимой бывает скользко. Вы идёте по улице. Перед вами идёт бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?
(обсуждение с детьми, ситуативных задач)
- Ребята, добрый человек не только делает добрые дела, он использует в своей речи добрые слова.
- Как по-другому называются добрые слова? (ответы) Правильно, вежливые, «волшебные».
Для того чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становиться радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей. В слове заключена великая сила.
– Давайте вспомним с вами вежливые - добрые слова.
– Назовите слова, которыми можно выразить благодарность. (Спасибо, благодарю)
– Слова, которыми можно поприветствовать. (Здравствуй, привет, как я рад тебя видеть)
– Слова, которыми можно попросить прощение. (Прости, извини)
– Слова, с помощью которых можно обратиться с просьбой. (Пожалуйста, будьте добры)
Воспитатель:
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
-Так что нужно человеку добрые слова или дела? (слова и дела)
Стихи детей:
— Добрый день! — тебе сказали,
— Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты. (….)
Нам желают «Доброго пути!»
— Будет легче ехать и идти.
— Здравствуйте! — ты скажешь человеку,
— Здравствуйте! — он скажет нам в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет. (….)
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз. (…..)
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно,
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно. (……)
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад,
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат. (….)
Молодцы ребята, спасибо за прекрасные стихи.
- Наступило время для подведения итога. Вопросы для итога:
- Как называлось наше с вами занятие? (ответы детей).
- Кому может понадобиться ваша помощь? (ответы детей)
Воспитатель:
Помощь каждого из вас необходима каждый день. Будьте внимательными, не проходите мимо. Спешите делать добрые дела и о вас будет идти добрая слава. Ребята, идите всегда лишь дорогою добра!
Видео ролик «Дорогою добра»