Создание развивающей предметно – пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС.


Доклад на ГМО: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО»
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Наш детский сад работает по основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», которая является инновационным образовательным программным документом для дошкольных учреждений. Она разработана на основе ФГОС и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.
Важнейшим условием реализации программы «От рождения до школы» является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
3 слайд. Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством -помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Реализация ФГОС через создание образовательного пространства.
Для реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» важно подготовить определённое оборудование: дидактические материалы, средства, соответствующие психолого-педагогическим особенностям возраста воспитанников, предусмотреть реализацию принципа интеграции образовательных областей.
Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС
4слайд. Социально-коммуникативное развитие:
- Центр ПДД
- Центр пожарной безопасности
- Центр труда, уголок дежурств
- Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр)
Познавательное развитие:
Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения
Центр сенсорного развития
Центр конструктивной деятельности
Центр математического развития
Центр экспериментирования
Речевое развитие:
Центр речевого развития или уголок речи грамотности
Центр «Будем говорить правильно»
Центр «Здравствуй, книжка! »
Логопедический уголок
Художественно-эстетическое развитие включает:
- Центр изо деятельности или уголок творчества «Умелые руки»
- Центр музыкально-театрализованной деятельности
Физическое развитие:
Центр физического развития
Центр сохранения здоровья
Спортивный уголок «Будь здоров!»
5слайл. Требования ФГОС к предметно - развивающей среде:
1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.2. доступность среды, что предполагает:2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Таким образом, осознавая значимость среды, мы определили требования для её организации:
- должна предоставлять ребёнку свободу действий
- должна оказывать положительные действия на мироощущение, самочувствие и здоровье
- должна быть удобной и обеспечивать гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром
- должна максимально учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей
8слайд.При проектировании пространства группы мы условно разделили на три сектора (Н.А.Короткова):
9-10слайд.Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе 50%), включающий в себя:
- центр двигательной активности
- центр музыкально-театрализованной деятельности
- игровые центры
- центр конструирования.11слайд. Спокойный сектор:(20%)
- центр книги
- центр отдыха
- центр природы12слайд. Рабочий сектор: рабочий сектор занимает 30% всей группы, там размещено оборудование для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним. 
- центр познавательной и исследовательской деятельности- центр продуктивной и творческой деятельности- центр правильной речи и моторики.
Детские столы, фланелеграф, доска (магнитная, интерактивная)
Границы между секторами жёстко не определены. Дети самостоятельно могут моделировать зоны. Так же мы использовали помещение спальни и приёмной.
13слайд. Согласно ФГОС ДО п.3.3.4 развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- содержательно насыщенной
- трансформируемой
- полифункциональной
- вариативной
- доступной
- безопасной
14-15-16слайд. Насыщенность среды.
Насыщенность среды в нашей группе соответствует возрастным особенностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе, расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает:
Активность воспитанников во всех видах деятельности
Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением
Возможность самовыражения детей
В организации ПРС важно предусмотреть развитие всех детских видов деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, изобразительную, конструктивную, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальную, двигательную.
17слайд. Трансформируемость пространства предполагает
Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства
18слайд Полифункциональность материалов предполагает
Отсутствие жестко закрепленных способов употребления предметов
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (маты, мягкие модули, ширмы, детская мебель и т.п.)
Наличие в группе полифункциональных предметов (в т.ч. природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в т.ч. в качестве предметов-заместителей в детской игре)
Содержание игрового уголка должно быть более мобильным, регулярно обновляться, создавая основу для выбора и развития разнообразных сюжетов детских игр.
Современные трансформируемые и мягкие модули создают прекрасные условия для организации игрового пространства разнообразной тематики самими детьми. Жесткость в организации пространства не позволяет создавать некоторые важные для дошкольников функциональные зоны.
19слайд. Вариативность среды.
Наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения)
Наличие разнообразных материалов, игрушек, оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей
Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Уголок уединения в детском саду.
Должен быть небольшого размера. Он, скорее, напоминает небольшой домик, норку, в которой ребенок пережидает стресс, неприятные эмоции, расслабляется
Изготовить такой мини-домик можно в виде шатра, ширмы, палатки. Лучше его сделать мобильным, чем стационарным (легкие конструкции: передвижные ширмы, драпировки. Малыш сам может обозначить границы уголка, передвинув ширму или задернув шторки.
Можно отгородить пространство например, с помощью занавески, закрепленной на абажуре и т.д.
Уголок уединения в детском саду наполняют предметами, которые ребенку близки, к которым он испытывает теплые чувства (фотографии родных, игрушечный телефон, книги, красивые иллюстрации, мягкие игрушки)
Обязательный атрибут — подушки, на которые малыш сможет прилечь и отдохнуть. Очень полезны дидактические игры, различные шнуровки, все то, что способно отвлечь внимание дошкольника на некоторое время.
Отдельная категория игрушек и пособий может быть направлена на то, чтобы ребенок выплеснул негативные эмоции («коврик злости», подушки для битья, коробочки «Спрячь все плохое», стаканчики для крика).
Содержимое уголка периодически обновляется, однако какие-то предметы должны находиться в уголке постоянно. Это придаст ребенку чувство уверенности, постоянства.
20слайд. Доступность среды.
Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
Свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности
Организация пространства обеспечивает возможность для самостоятельной деятельности каждому ребенку. Ребенок имеет возможность задумывать по своей инициативе тот или иной вид деятельности и без помощи взрослого действовать, достигая результата.
Исправность и сохранность материалов и оборудования
Любой предмет, предназначенный ребёнку, должен быть для него доступен. Полки в стеллажах не должны быть слишком высоки, чтобы малыш без особых усилий мог достать требуемую ему в данный момент игрушку. По мнению некоторых авторов, например Г. М. Ляминой, вставание на цыпочки способствует улучшению осанки, и, следовательно, небольшое усилие может быть даже полезным. Но в любом случае эта высота должна быть разумной.
В процессе структуризации и содержательной наполняемости среды учитываются зоны актуального и ближайшего развития воспитанников. Так, все материалы и объекты среды, с которыми ребенок может действовать самостоятельно, размещаются на доступном для использования уровне, те же элементы среды, с которыми работа организуется в форме развивающего взаимодействия со взрослым, располагаются на более высоком уровне и при необходимости выкладываются на рабочий стол.
21слайд. Безопасность среды предполагает:
Соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, то есть на игрушки должны быть сертификаты .Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
Правила пожарной безопасности
Также, при реализации проектирования предметно-развивающей среды мы учитывали следующие принципы её построения, которые изложены в «Концепции дошкольного воспитания», а так же руководствовались принципами В.А.Петровского, что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка
22слайд. Принцип эмоциональной комфортности, индивидуального благополучия.
Учитывая то, что ребенок в детском саду находится целый день, поэтому мы стараемся создать оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Если ребенок нуждается в уединении, то в группе он найдет специально выделенное для этого место. Каждому ребенку в группе обеспечено личное пространство: кровать и шкаф для одежды, место для хранения принесенных из дома игрушек, семейного альбома.
зона отдыха
личное пространство для каждого ребенка
место, где ребенок может хранить свои вещи
23слайд. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
поделки детей в интерьере группы
пособия, поделки, сделанные воспитателями
произведения живописи, народного творчества в интерьере
В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного. Мы стараемся тщательно продумать, где повесить классические произведения живописи (репродукции картин И. К. Айвазовского, И. И. Шишкина, В. И. Сурикова), а где — этюды или эстампы, куда поставить вазу с цветами.
Интерьер группы должен меняться. Например, при ознакомлении детей с народным творчеством (гжель, дымковские игрушки, роспись по металлу) педагогу целесообразно ввести в предметно-развивающую среду предметы, атрибуты, игрушки, сделанные руками взрослых. Тематические выставки помогают ребенку лучше познакомиться с народным творчеством.
24слайд. Принцип открытости-закрытости.
организация уголка природы
стена творчества
наличие зеркал в группе
семейные и групповые альбомы
фотографии, иллюстрации с эмоциональными состояниями
Принцип открытости-закрытости представлен в нескольких аспектах:
25слайд. Открытость природе. Единство человека и природы.
«Зимний сад»: различные растения, фонтанчики, клетки с птицами — помогает ребенку приобщиться к прекрасному миру природы. Дети учатся слушать и различать звуки: журчание воды, пение птиц; они наслаждаются красотой цветущих растений и при этом отдыхают.
Ежедневная трудовая деятельность, наблюдения, экспериментирование в экологических зонах, оформленных в соответствии с возрастом детей, постепенно приводят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках.
26слайд. Открытость культуре.
Элементы культуры — живопись, литература, музыка — не могут носить чисто оформительский характер украшения помещений, а должны органически входить в дизайн интерьера.
27слайд. Открытость своего «Я».
Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию «Я-образа». Наличие в группе зеркала позволяет ребенку рассматривать себя и увидеть, что при общем сходстве с другими детьми он не похож на своих сверстников (другой цвет глаз, волос, необычно курносый нос, пухлые губы). Рассматривая семейный альбом, ребенок устанавливает, что его глаза похожи на мамины, а цвет волос — на папин и др.
Ребенок знает, где можно хранить принесенные из дома игрушки и ценные для него предметы, незаконченный рисунок, поделки. Педагог с уважением относится к продуктивной деятельности каждого ребенка.
28слайд. Принцип стабильности, динамичности.
Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС
 Необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов
При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно менять их местоположение
Примерно раз в два месяца часть материалов нужно заменять, переставлять оборудование
Мы меняем предметно-развивающую среду в зависимости от сезона, от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения. Легкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. В группе имеются разные наборы конструктора, машинки, ковровые напольные покрытия, что позволяет детям строить дома, арки, мосты, гаражи не только на столе, но и на полу, играть вместе, планировать свою деятельность.
Важно помнить, что ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту.
29слайд. Принцип учета возрастных и половых отличий детей.
материал  для мальчиков и девочек
наполняемость среды соответственно возрастным индивидуальным особенностям детей
В группе имеются, необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. У мальчиков имеются инструменты для работы с деревом, у девочек для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре у девочек есть предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; у мальчиков - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения, разнообразные технические игрушки.
30слайд. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии взрослого и ребёнка. В групповой комнате созданы условия для того, чтобы видеть глаза ребёнка. Имеется разноуровневая мебель, напольный строитель, книжный уголок, мягкая мебель. Так же есть место в игровой комнате и в спальне, где ребёнок может побыть один.
31слайд. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребёнка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.
Учитывая разносторонние интересы детей, мы создали условия для проявления творчества детей в разнообразных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании из бумаги, природного, бросового материала. Есть центр воды и песка.
В группе пополнился материал для театрализованной деятельности детей.

Так как у нас дети подготовительной группы, мы приобрели соответствующие дидактические игры, наглядные пособия, книги с крупным текстом. Мы стремимся, чтобы среда у нас в группе была развивающей, что обеспечивало развитию способностей ребёнка, его познавательных интересов, его волевых качеств, эмоций и чувств.
32слайд. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Мы построили жизненное пространство в своей группе так, что бы дети в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно занимались, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
В группе выделили центры (зоны):
- центр сюжетно-ролевой игры
- зона для игр со строительным материалом, конструкторами, дидактическими играми
- учебная зона
- физкультурно-оздоровительная зона
- литературная зона
- экологическая зона
- зона художественно-творческой деятельности детей
Создавая среду обитания ребёнка, воспитатель решает много творческих задач, Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, швеёй, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т.д.РППС подобрана с учётом принципа интеграции образовательных областей.
Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Оснащение уголков меняется в соответствии с планированием образовательно процесса.
Вывод: абсолютного, идеального «рецепта» среды не существует. На данный объективный факт указывают все принципы. Предметно-пространственная среда должна быть организована воспитателем, и никем другим. Ведь среда постоянно изменяется. Она изменяется не только по мере взросления детей, но и каждый день, в зависимости от педагогических задач, которые стоят перед воспитателем, интересов детей, времени года, и ряда других факторов.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Спасибо за внимание!