Урок музыки в 4 классе Композитор и русская народная песня


ГОУ ЯО «Рязанцевская школа – интернат»
УРОК МУЗЫКИ
«КОМПОЗИТОР И РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ»
по теме: «Музыка моего народа»
4 класс
Учитель музыки: Турбина Н. В.
Тема урока: «Композитор и русская народная песня»
Цель: сформировать представление о классических образцах музыки, в которой звучит тема русской народной песни
Задачи:
Образовательные:
1.Закрепить полученные знания об истоках русской народной песни.
2.Закрепить понятие «симфонический оркестр»
3. Отрабатывать навыки игры в оркестре детских музыкальных инструментах.
4.Познакомить с музыкой П.И. Чайковского, И.Стравинского.
Коррекционно – развивающие:
1.Развивать умение выводить тему урока самостоятельно.
2.Развивать умения разгадывать кроссворд.
3.Развивать певческие навыки.
4.Корригировать нарушения речи.
5. Развивать певческие интонации (плавное голосоведение).
6.Развивать ритмический и тембровый слух.
7.Развивать навыки игры в оркестре детских музыкальных инструментов.
8.Координация движений, развитие мелкой моторики.
10Умения вслушиваться в музыку, узнавать по мелодии знакомое музыкальное произведение, называть автора.
11.Умения высказываться о характере музыкального произведения, средствах
музыкальной выразительности.
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь к фольклору.
2.Воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу.
3.Желание работать в коллективе.
Используемые приёмы, методы, технологии обучения: психолого-педагогические (рефлексия); игровые (имитация, моделирование); технологии проблемного обучения (целеполагания); коррекционно – развивающие (логоритмика, развитие слухового восприятия); здоровьесберегающие (физкультминутка). Оборудование: музыкальный центр, синтезатор, раздаточный материал, портреты композиторов: П.И. Чайковского, И. Стравинского, инструменты детского оркестра, аудиозапись финала IV симфонии П.И, Чайковского, видеозапись фрагмента балета «Петрушка» И. Стравинского; галстуки (синего, красного, жёлтого, зелёного цвета).
ХОД УРОКА
Организационный момент
Звучит русская народная песня «Во поле берёза стояла». Учащиеся, взявшись за руки, входят в класс, образуя круг. Двигаются по кругу и исполняют песню. Учитель двигается в центре круга и раздаёт каждому ребёнку косынку. Во время исполнения припева, на слова «Лю – ли, Лю – ли», по сигналу учителя учащиеся передают свои платочки друг другу по кругу.
Во время исполнения второго куплета, по сигналу учителя учащиеся хлопками исполняют метрическую пульсацию песни. На слова «Лю- ли, лю – ли», учащиеся идут в центр круга и возвращаются назад.
Во время исполнения третьего куплета учащиеся выполняют движения самостоятельно, как им хочется.
Речевое упражнение
На доске записаны слова: Ты откуда русская
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в чистом поле?
1.Чтение стихотворения.
2.Декламация стихотворения, сопровождающаяся звучащими жестами.
3.Произнесение текста всем вместе, отдельными группами.
4.Произнесение текста с чередованием сопровождением звучащими жестами и без них.
5.Произнесение текста с изменением темпа и динамики.
Далее из текста выделяем ритм. Из отдельных ритмических элементов вычленяем ритмические блоки, они будут использоваться как сопровождение (одна группа декламирует стихотворение, другая – сопровождает хлопками) (приложение).
Следующий этап - упражнение на придумывание и добавление ритмического сопровождения. Учащимся даётся задание придумать в конце каждой фразы ритмическое сопровождение (это может быть изменение звучащих жестов, другие ритмические блоки, уже знакомые учащимся, раннее выделенных). Исполнение текста с сопровождением звучащих жестов и ритмическими дополнениями.
Учитель: Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с работой по ритмизации стихотворения. В начале урока, каждый из вас получил косынку. Повяжите её на шею. В течение урока, за правильные ответы и активную работу в разных видах деятельности, вы будете получать по цветной нотке. Чем активнее будете на уроке, тем больше ноток вы заработаете. А это значит, интереснее и богаче будет выступление нашего классного оркестра в конце урока.
Объявление темы урока
Учитель: Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент симфонии. Вы внимательно послушайте её.
Слушание финала симфонии №4 П.И. Чайковского
Учитель: Понравилась вам музыка. Что – нибудь знакомое прозвучало в ней?
Учащиеся: В музыке звучала мелодия песни «Во поле берёза стояла»
Учитель: Замечательно. Вы услышали тему русской народной песни «Во поле берёза стояла». В чьём исполнении прозвучало это произведение?
Учащиеся: Произведение прозвучало в исполнении симфонического оркестра.
Учитель: Вы абсолютно правы. Но, как в симфоническое произведение попала русская народная песня? (ответы учащихся).
Учитель: Тему русской народной песни «Во поле берёза стояла» включил в свою симфонии композитор, имя которого вам хорошо знакомо (показать портрет П.И. Чайковского).Учащиеся называют имя композитора.
Учитель: Какие музыкальные произведения этого композитора вам знакомы? (ответы учащихся).
Учитель: Русский композитор П.И. Чайковский включил в свою симфонию тему русской народной песни. Может кто – нибудь догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (ответы учащихся).
Учитель: Тема нашего урока: «Композитор и русская народная песня».
Изучение нового материала
Учитель: Прежде чем мы перейдём к знакомству с новым материалом, давайте вспомним, как зародилась русская народная песня.
Учащиеся рассказывают о том, что русская народная песня создавалась во время труда, в праздниках. Когда помещики отправляли на работу крестьянок, то требовали, чтобы женщины и дети пели. Требование петь объясняется тем, что помещики боялись того, чтобы их урожай не съели. Когда люди работали, песня им помогала делать что – то одновременно, как команда. Если человек любил природу, он воспевал в своих песнях её красоту.
Учитель: Какие жанры русских народных песен по содержанию вы знаете, мы выясним после того, как вы разгадаете кроссворд (приложение).
Вопросы к кроссворду
Жанр русской народной песни, исполнявшийся в сопровождении гусель (былина).
Русская пляска в кругу (хоровод).
Весёлые, озорные куплеты. Достаётся в них лодырям, лентяям, лежебокам (частушка).
Мамина песня на ночь (колыбельная).
Эти песни помогали делать что-то одновременно, как команда, и этим облегчала работу (трудовые).
В этих песнях воспевалась красота природы, любовь (лирические).
Эти песни исполнялись на праздниках и посиделках. Они настолько ритмичны, что невозможно усидеть на месте, ноги так и просятся в пляс (плясовые).
В этих песнях рассказывается об отваге и подвигах (солдатские).
Учитель: Молодцы, ребята.
-Симфония – это большое музыкальное произведение для исполнения симфоническим оркестром. В переводе с греческого языка это слово означает созвучие, согласие.
Для того чтобы тема нашего урока была изучена, предлагаю ещё раз послушать финал симфонии №4 П.И. Чайковского, обратив внимание на то, как звучит тема русской народной песни «Во поле берёза стояла».
Слушание финала симфонии №4 П.И. Чайковского
Учитель: Как звучала тема русской народной песни? (ответы учащихся).
Учитель: Вы правильно отметили, что для этого произведения характерна смена тембровой окраски. Характер произведения взволнованный, тревожный, трагичный (эти определения записаны на доске, и учащиеся выбрали наиболее подходящие для этой музыки). Как вы думаете, почему музыка имеет такой характер, что хотел передать композитор в своём произведении? (ответы учащихся).
Учитель: В этом произведении композитор передал сложную судьбу русского народа, его испытания во время русско-турецкой войны, происходившей в 19 веке.
Уже 200 лет назад симфонический оркестр включает в свой состав четыре группы инструментов: струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные (рассказ сопровождается показом инструментов на картинке). Какие инструменты вы услышали?
Учащиеся: духовые инструменты.
Учитель: Исполняли тему русской народной песни духовые инструменты: флейта, гобой и тромбон (показать инструменты на картинке). В музыке различают три регистра: верхний, средний и низкий. Послушаете это произведение и попытайтесь движением тела, рук показать в каких регистрах звучит тема русской народной песни «Во поле берёза стояла».
Слушание финала симфонии №4 П.И. Чайковского
Учитель вместе с учениками выполняет движения.
Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. А теперь ответьте на вопросы:
1.Какую тему русской народной песни включил в симфонию П.И. Чайковский?
2.Как звучала тема, какой характер музыкального произведения?
3. Какие инструменты передавали взволнованный, тревожный характер музыки?
4. В каких регистрах звучала тема русской народной песни?
Учитель: Вы хорошо справились с заданием, а теперь я предлагаю вам поиграть.
Ритмическая игра «Вини – Пух»
Идём вперёд – тирлим – бом – бом
И снег идёт - тирлим – бом – бом
Хоть нам совсем не по дороге
Но только вот тирлим – бом – бом
Скажите от - тирлим – бом – бом
Скажите от-чего так мёрзнут ноги.
учитель вместе с учениками ходит по кругу и читает это стихотворение, пока учащиеся не выучат его наизусть.
Хлопаем на «тирлим – бом – бом».
Вместо слов «тирлим – бом – бом» хлопаем.
Учащиеся делятся на две группы. Одни читают основной текст, другие произносят или хлопают на «тирлим – бом – бом». Затем меняются ролями.
Вместо хлопков топаем ногами.
Под основной текст тоже топаем или хлопаем, попадая ударами в слоги.
Учащиеся делятся на две группы, вместо «тирлим – бом – бом» прыгают или бегают.
РЕФЛЕКСИЯ
Учитель: Ребята, вы прекрасно поработали сегодня. Поднимите руку, кто был самым внимательным слушателем, исполнителем, чаще других правильно отвечал на вопросы. Как я обещала в начале урока, мы с вами составим с помощью ваших нот партитуру для нашего классного оркестра. Перед вами нотный стан, каждая строка обозначена определённым цветом – пожалуйста, прикрепите свои заработанные ноты.
Учащиеся подходят к нотному стану и прикрепляют ноты соответственно цвету своих нот. (На доске четыре линейные записи: 1-ритмический рисунок; 2 – остинатный ритм для сопровождения; 3- ритмы для дополнения; 4 –бурдон) (приложение).
Учитель: Что ж все ноты на своих местах, а это значит, что наш классный оркестр готов к выступлению. Цвет вашего платочка соответствует цветовому полю, на котором изображены ноты и рекомендуемый инструмент. Возьмите эти инструменты.
Затем, каждая группа, по отдельности исполняет свою партию (тренировочные упражнения).
Учитель: Русские народные песни всегда волновали и притягивали к себе композиторов разных стран. Предлагаю почувствовать характер русской народной песни, как это делали великие мастера, став исполнителями народной песни.
Учитель играет на фортепиано русскую народную песню «Ах вы сени, мои сени».
При повторном исполнении 1-я группа начинает исполнять ритмический рисунок; далее 2-я и т.д. Когда каждая группа исполнит свою партию, играют все вместе.
Учитель: Замечательно! Исполнение русской народной песни «Ах вы сени, мои сени» силами нашего класса состоялось. Эту русскую народную песню композитор И. Стравинский использовал в музыке к балету «Петрушка». Давайте посмотрим фрагмент балета, где звучит тема этой песни.
Учитель: А теперь, выскажите своё мнение, всё ли у нас получилось? (ответы учащихся).
Конечно, у нас всё замечательно получилось. Вы были очень внимательными, активными и самое главное – дружными. И я хочу поблагодарить всех вас заслаженную игру всех музыкальных инструментов. Ведь только в дружном коллективе рождается чудесная неповторимая музыка.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Учитель: Пусть музыка будет верным спутником вашей жизни, пусть помогает во всех ваших начинаниях. До новых встреч с мировыми музыкальными шедеврами!
Звучит русская народная песня «Ах вы сени, мои сени», учащиеся выходят из класса.