Технологическая карта Правописание — тся и — ться в глаголах.


Технологическая карта занятия
Дата проведения занятия:
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Тема занятия: Правописание - тся и - ться в глаголах.
Цели занятия: актуализировать знания об известных учащимся правилах правописания - тся и - ться в глаголах.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные УУД
Формирование интереса к творческой деятельности на основе составленного плана, проекта, модели, образца.
Метапредметные УУД
Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничества в совместном решении задач.
Познавательные: объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила.
Предметные УУД
Научиться с помощью вопроса отличать неопределённую форму глагола от 3-го лица единственного числа, формировать навыки лингвистического анализа.
Этапы урока, цель этапа
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационный этап.
Приветствует, настраивает на работу.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку… (пять).
- Покажите, какое у вас сегодня настроение? (Дети показывают карточку – пинктограмму).
Фронтальная форма работы.
Демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.
-Чтобы определить тему урока, выполним задание.
- Сейчас мы проведём интересную зарядку для мозгов «Кто что делает?»
Повар -…, врач -…, учитель -…, баянист -.., художник -.., портниха -.., продавец -…, пекарь -…, ветер -…, гром -…, молния - …, трава - …, дождь - …, огонь…, солнце -…, вода - … .
- Кто уже догадался, какую часть речи мы будем изучать на уроке?
_ А сейчас я назову глаголы, обозначающие настроение: радуется, смеётся, улыбается, сердится.
- Что общего в их написании?
- Какое правило мы будем повторять?
Фронтальная форма работы.
Отвечают на вопросы, выполняют упражнения; задают вопросы для уточнения информации. Записывают тему в тетради.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют необходимые действия и операции.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.
3. Актуализация знаний.
1.Словарный диктант.
ВДРУГ, ВПЕРЁД, НАЗАД, ВСКОРЕ, СПРАВА, НАЛЕВО, ВПРАВО, ВЛЕВО, ВВЕРХУ, ВНИЗУ.

2. Беседа.
- Расскажите, что вы знаете об этой орфограмме.
- Как выбрать правильное написание глаголов на - тся и – ться?
Фронтальная и индивидуальная форма работы.
На закрытой части доски пишут 2 человека, остальные - в тетради. Проверяют 2 человека, оценка 4 ученикам.
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания.
Выполняют элементарные физические упражнения.
Личностные: понимают значение здоровье сберегающих элементов урока.
Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других.
4. Обобщение и систематизация знаний.
- Обобщить изученный материал о написании таких глаголов нам поможет наблюдение над материалом на с.41 (САМОСТОЯТЕЛЬНО)
- Как различить такие глаголы на письме?
Работа с правилом.
Физкультминутка.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо.
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо! И ёщё
Через левое плечо.
Индивидуальная форма работы, работа в парах.
Изучают правила, формулируют собственные мысли. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод.
Выполняют элементарные физические упражнения.
Познавательные: устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, выводы.
Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Организует деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий.
1. Выполнение упр. 84 (у доски, с комментированием, 1-3 предложение)
2. Работа и информационным текстом (у всех распечатки)
- Сейчас я прочитаю информационный текст о глаголе. После чтения вы рядом возле каждой цифры напишите +, если вам уже знакома эта информация, или - , если пока этого не знаете.
Читает вслух учитель.
3. (При резерве времени) Предупредительный диктант.
Из упр.85пред.31, пред. №5
Фронтальная и индивидуальная форма работы.
Выполняют упражнения.
Работают с текстом.
Выделяют главное, устанавливают причинно - следственны е связи между отдельными языковыми явлениями.
2 человека пишут на закрытых досках.
Взаимопроверка по образцу из упр.85
Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, осуществляют поиск необходимой информации.
Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции.
Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Отложите ручки. Объясните, что у вас получилось.
- Что вам уже было известно?
- А что предстоит узнать?
Фронтальная форма работы.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли.
7. Рефлексия.
- Домашнее задание: правило с.41 , упр.84 (предложения №4-6).
- Что нового узнали на уроке?
-Какие трудности появлялись в процессе работы?
- Дайте оценку своей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек (карточки с улыбающимся и грустным лицом) и покажите мне.
Фронтальная, индивидуальная форма работы.
Определяют своё эмоциональное состояние. Личностные: приобретают мотивацию процесса образования.
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний, умений, навыков и операционных, аналитических умений как интегрированных, сложных действий.