Технологическая карта урока русского языка по теме Правописание -тся , — ться в глаголах

Урок по русскому языку в 4 классе
программа «Начальная школа 21 века»
(под редакцией Н.Ф.Виноградовой)


Предмет: русский язык.
Класс: 4 класс.
Авторы учебника: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова, Л.В. Петленко. «Русский язык» Программа «Начальная школа 21 века».
Тема урока: Правописание -тся и -ться в глаголах.
Дидактическая цель урока: совершенствовать умение в правописании глаголов.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Задачи урока:
Повторить правила правописания глаголов: не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, -ться, -тся в глаголах. Работать над обогащением словарного запаса, развивать орфографическую зоркость.
Развивать творческое воображение, внимание, память, речь учащихся, интеллектуальные способности детей.
Создать условия для раскрытия своих возможностей каждым ребёнком, формировать эстетические чувства, воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Методы: проблемный, исследовательский, наглядный, дифференцированный, словесный, самостоятельная работа.
Формы работы: фронтальная, групповая (в парах), дифференцированная.
Средства обучения для учителя: мультимедийная установка, карточки, учебник «Русский язык»4кл, часть1 (автор Иванов С.В.и др.), тетрадь№1 «Пишем грамотно» (автор Кузнецова М.И.), «Учусь писать без ошибок».
Средства обучения для учащихся: учебник «Русский язык»4кл, часть1 (автор Иванов С.В.и др.), тетрадь№1 «Пишем грамотно» (автор Кузнецова М.И.), «Учусь писать без ошибок», карточки с маршрутными листами.

















Структура урока:
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
1. Актуализация опорных знаний
Учащиеся получают маршрутные листы (модель урока )
В течении урока вы будете самостоятельно оценивать свою работу на маршрутных листах. (Выявление настроя у детей)
2. Словарная работа
Дети отгадывают загадки и записывают словарные слова. Фронтальная работа
3. Постановка учебной задачи
Выяснение темы и задач урока
физпауза, игра на внимание
4. Построение проекта выхода из затруднения
1. Создание алгоритма
2. Работа в парах.
3. Упражнения для глаз
5. Первичное закрепление
1. Задание по развитию речи.
Письмо мини-сочинений о русском языке, используя глаголы
2. Упражнение на правописание безударных гласных в корне слова.
фронтальная работа, самостоятельная работа
3 Музыкальная общеукрепляющая физминутка. Слайд
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1. Самостоятельная дифференцированная работа
1-й уровень в тетради «Учусь писать без ошибок» с.42, упр. 72
2-й уровень. упражнение 3, с 103 в учебнике
3-й уровень в тетради «Учусь писать без ошибок» с. 43, упр. 74.
2. Домашнее задание.
7. Рефлексия деятельности (итог урока)

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно



Технологическая карта урока

Этап
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Универсальные действия

Самоопределение к деятельности.
Организационный момент
Учитель называет слова: спины, руки, тетради, ручки.
- Вы меня поняли?
Учитель называет другие слова: выпрямились, посмотрели, поздоровались, сели.
- А теперь вы меня поняли?
- Что объединяет слова второй группы?

-Нет.

- Да.
Все слова являются глаголами.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целепологание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
1. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня урок-исследование (повторение). Вот модель нашего урока.





урок






- Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать. В течении урока вы будете самостоятельно оценивать свою работу на маршрутных листах. (Выявление настроя у детей)
- Посмотрите на доску. Какие буквосочетания слов записаны?


- Вспомните, когда пишутся данные буквосочетания?
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. И каллиграфически правильно, аккуратно запишите эти буквосочетания в тетрадь.
2. Словарная работа.
- Отгадайте загадки, вспомните правописание словарных слов.
1. Он и летом и зимой-
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди-
Он всё будет впереди.
2. Я землю копала-
Ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал.
3. Дорога с рядами деревьев,
Посаженных по обеим её сторонам.
4. Из меня вы узнаёте ежедневные новости.
5. Без окон, без дверей
Полна горница людей.
6. Самый кислый фрукт
Слайд №1

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Оцените свою работу на этом этапе













Учащиеся получают маршрутные листы
Маршрутный лист (Приложение 1)
- сь, ся,
- тся, ться
- ца
Ответы детей.
Дети записывают



Горизонт




Лопата

Аллея
Газета

Огурец
Лимон
















Дети оценивают
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные: оценка выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению)

Постановка учебной задачи
Как вы думаете, что надо сделать в этом упражнении? Слайд 3.
не кричать, лечь, кусается, недоумевать, беречь, кусаться, ненавидеть, прилечь, волноваться, не готовился, узнаёшь, волнуется, не утихает, съешьте, обжечься, появишься, беречь.
- По каким орфограммам вы их разделите.




- С какой орфограммой мы вчера познакомились на уроке?
- Выполняем.
- Проверяем Слайд № 4


- Откройте учебники на с.102, упражнение 1.
- Что нужно сделать?
- Что вы должны вспомнить?

- Какая наша задача?



- Как решить эту проблему?




- Оцените, насколько хорошо вы поняли цель урока. Если проблема ясна, в путь.
- О чем же пойдёт речь на уроке?

ФИЗПАУЗА. ИГРА НА ВНИМАНИЕ.
Один ученик у доски показывает движения и просит их повторить при условии, если он скажет слово «Пожалуйста».
- Записать слова в три столбика.-

- Не с глаголами, мягкий знак после шипящих, правописание –ться и –тся.

Правописание –ться и –тся.



Распределить слова в два столбика.
- Правописание -ться, и –тся.
- Повторить, когда пишется –ться, а когда –тся.

- Выполнить упражнение.
Дети выполняют упражнение, затем оценивают себя

- О глаголе.


Ученики повторяют
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Построение проекта выхода из затруднения
1. Создание алгоритма.
- Посмотрите на таблицу из упражнения 2.
- Итак, что мы планировали сделать?
Каков алгоритм правописания сочетаний –ться и –тся?


2. Работа в парах.
3. Упражнения для глаз.
Слайд № 6

Читают упражнение.
- Создать алгоритм.
Создают алгоритм правописания буквосочетаний. Выполняют упражнение в парах.
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические - - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Первичное закрепление
1. Задание по развитию речи.
- Для чего мы изучаем русский язык?





Тетрадь «Пишем грамотно» №1. Упражнение 3.
- Что мы должны сделать?


- Напишите мини-сочинение о русском языке, используя глаголы. Слайд № 7
- Послушайте высказывания К.Г. Паустовского о пользе русского языка.
Слайд № 8
2. Упражнение на правописание безударных гласных в корне слова.
Учебник. Упражнение 4 с. 104
3 Музыкальная общеукрепляющая физминутка. Слайд №10.
-Для того, чтобы писать без ошибок, больше знать, понимать прочитанное, узнавать из книг что-то интересное
- Составить предложение со словами.


Зачитывают сочинения (д\з)
Фронтальная работа
Регулятивные: контроль, оцен-ка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структу-рировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1. Самостоятельная дифференцированная работа. - Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.
- Выберите уровень и покажите соответствующий сигнал.
1-й уровень в тетради «Учусь писать без ошибок» с.42, упр. 72
2-й уровень. упражнение 3, с 103 в учебнике
3-й уровень в тетради «Учусь писать без ошибок» с. 43, упр. 74.
- Оцените свою работу.
2. Домашнее задание.
С. 104, упр. 5.
Дети работают самостоятельно.


Самопроверка по эталону.

Записывают домашнее задание
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

Рефлексия деятельности (итог урока)
- Какова была цель урока?
- Мы ее достигли?
- Воспроизведите правило по алгоритму.
- Заполните анкету. проанализируйте нашу совместную деятельность.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно


Повторить сочетание –ться, -тся.
Повторяют правило, заполняют анкеты.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.





















Приложение 1.
Маршрутный лист























- Отлично - Сомневаюсь - Не получается
Самоанализ
Перед данным уроком были поставлены следующие задачи:
Повторить правила правописания глаголов: не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, -ться, -тся в глаголах. Работать над обогащением словарного запаса, развивать орфографическую зоркость.
Развивать творческое воображение, внимание, память, речь учащихся, интеллектуальные способности детей.
Создать условия для раскрытия своих возможностей каждым ребёнком, формировать эстетические чувства, воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
По своему типу данный урок был уроком систематизации и обобщения материала (всего на изучение этой темы отведено 3 часа). Но знания по теме «Правописание –ться и –тся в глаголах» у детей укрепились хорошо. Поэтому урок прошёл активно, дети высказывали свои предположения, мысли.
Урок был насыщен игровыми моментами, использовался ПК, присутствовали проблемные моменты. Это помогло вовлечь детей в работу, сконцентрировать внимание, снять напряжение, развить интерес к каждому этапу урока.
Все этапы урока контролировались. Использовались различные виды контроля: со стороны учителя, самоконтроль, взаимопроверка. Урок был связан с окружающим миром, чтением, математикой.
В процессе урока были повторены изученные ранее правила, развивалась орфографическая зоркость, логическое мышление, пополнялся словарный запас. На протяжении всего урока велась работа, направленная на развитие речи, дети давали полные ответы, правильно произносили слова.
Во время письма контролировалась правильная посадка детей, положение тетради, ручки. По отношению к детям применялся индивидуальный подход. Психологическая атмосфера всего урока была спокойной, доброжелательной. Урок имел много воспитательных моментов, направленных на создание праздничного настроения (физ.минутка), любовь к окружающему миру, к чтению на доброжелательное отношение друг к другу.
Подобранный материал позволил достигнуть запланированной цели. Объём учебного материала и сложность информации учтены с возрастными особенностями и учебными возможностями учащихся.
ВЫВОД: Задачи, поставленные перед уроком, выполнены, урок достиг своей цели.



Лимон

Огурец

Газета

Аллея

Лопата

Горизонт
































Как я работал



Как я умею сам применять правило

Как я понял основное правило урока

Как я понял цель урока



Как я помню предыдущий урок



Мой настрой

Актуализация знаний

Цель урока

Исследование

Самостоятельная работа

Итог урока



Заголовок 315