Конспект урока — проекта на тему Правописание — тся, -ться в возвратных глаголах.


ПРАВОПИСАНИЕ – ТСЯ И –ТЬСЯ В ВОЗВРАТНЫХ ГЛАГОЛАХ
4 класс
Тип урока: открытия нового знания.
Вид урока: урок – проект.
Цель:  познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного  написания –ться и  -тся в возвратных глаголах;
Задачи:
- в ходе исследования сопоставлять глаголы 3 лица и глаголы в неопределённой форме;
- развивать умение анализировать информацию, видеть проблему и находить пути ее решения;
- воспитывать самостоятельность, умение ориентироваться в нестандартной ситуации.
Планируемые результаты:
- формировать устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка.
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- оценивать правильность выполнения действий;
-осуществлять логические действия сравнения, анализа, обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- строить рассуждение;
- умение оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных речевых ситуаций.
- объяснять написание сочетаний –ться и –тся в возвратных глаголах.
Сценарий учебного занятия
1.Мотивация учебной деятельности.
Девиз урока: «Постараюсь все понять – буду грамотно писать»
2.Актуализация знаний.
Задание для групп: найдите лишние слова. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова.
1.Учит, огорчает, летать, учиться.
2.Смешит, улыбается, хохотать, радует.
3.Печалиться, грустят, жалеет, веселит.
4.Помогает, победить, подходят, радуется.
Отчет каждой группы о результатах своей работы.
- Какие слова лишние?
- Какие глаголы называются возвратными?
- О каких глаголах пойдёт речь сегодня на уроке?
3. Постановка учебной задачи урока.
Работа с информационным текстом (прием «Заметки на полях»)
Задание для групп: прочитайте текст и отметьте маркировочными значками информацию. В конце листа находятся условные обозначения. Всю информацию вы должны разнести в таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
Информационный текст
1.Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола: ходить, стоять.
2.Возвратные глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать?: умываться, умыться.
3.Глаголы с суффиксом – ся называются возвратными: стучится, стучаться.
4.Перед суффиксом – ся в возвратных глаголах неопределённой формы всегда пишется мягкий знак (ь): одеваться, одеться.
5.Все возвратные глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?
(Данное предложение содержит заведомо неверные сведения для того, чтобы учащиеся критически подходили к изучению информации)
6. Возвратный глагол в форме 3 – го лица отвечает на вопрос что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?): учится, научится, учатся, научатся.
7. Если возвратный глагол отвечает на вопрос что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в форме 3 – го лица и в нём перед суффиксом – ся мягкий знак (ь) не пишется: здоровается, поздоровается, здороваются, поздороваются.
Маркировочные знаки:
* - информация, которая уже была известна тебе;
+ -новая информация;
- -неверная информация;
? -информация, которую ты не понял.
- Что из того, что вы прочитали, вам было уже знакомо? (пункты1,2,3,6)
- С чем вы не согласны? (пункт 5)
- Какая информация вам незнакома? (пункты 4,7)
Знаю Хочу узнать Узнал
- Какая учебная задача урока?
4.Исследование по поставленной проблеме.
Работа с таблицей:
- Выпишите из пословиц возвратные глаголы и вопросы к ним.
- В какой форме глагол оканчивается на –ться, а в какой на – тся?
- Какую закономерность вы наблюдаете?
Задание для 1 группы:
За все браться — ничего не сделать.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Сколько верёвочке ни виться, а концу быть.
Бояться волков – быть без грибков.
Вопрос Глагол
что делать? браться
что делать? кататься
что делать? виться
что делать? бояться
Задание для 2 группы:
Надо наклониться, чтобы из ручья напиться.Для добра потрудиться — есть чем похвалиться.
Вопрос Глагол
что сделать? наклониться
что сделать? напиться
что сделать? потрудиться
что сделать? похвалитьсяЗадание для 3 группы:
Человек в деле познаётся.С песней и труд спорится.
Счастье не в воздухе вьётся, а трудом создаётся.
Вопрос Глагол
что делает? познаётся
что делает? спорится
что делает? вьётся
что делает? создаётся
Задание для 4 группы:
Царство разделится, скоро разорится.
Как аукнется, так и откликнется
Вопрос Глагол
что сделает? разделится
что сделает? разорится
что сделает? аукнется
что сделает? откликнется
5.Подведение итогов исследования по поставленной проблеме.
- Сделайте вывод: когда в возвратных глаголах пишется буквосочетание –тся, а когда – ться?
Отчет каждой группы о результатах своей работы.
6. Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению.
Составление кластера.
- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, составьте кластер.
Возвратные глаголы

Неопределённая форма Глаголы в форме 3 – го лица

Что делать? Что делает?
Что сделать? Что сделает?

ться -тся7. Презентация готового продукта проектной деятельности.
8. Рефлексия.
Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось…
Я работал…