Конспект урока по русскому языку на тему Двойная роль букв е, ё, ю, я (5 класс)


Ход урока.
Компонент урока Учитель Ученик
Мотивационный компонент. Мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке. Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке нам предстоит изучение нового материала.
Открываем тетради и записываем сегодняшнее число. Сегодня девятое декабря.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Двойная роль букв е, ё, ю, я». Сегодня нам надо научиться называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я. Но прежде всего. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала. - На прошлом уроке нами была пройдена тема «Обозначение мягкости согласных
с помощью мягкого знака» и дома вы ознакомились с этой темой подробнее. Давайте вспомним главные особенности обозначения мягкости (обращение к ученикам)
Чтобы проверить, как вами была понята эта тема, напишем орфографическую диктовку. Ваша задача: С красной строки записать словосочетания, объясняя написание орфограмм в словах. После этого вам будет необходимо ответить на несколько вопросов.
Орфографическая диктовка:
Весёлые помощники, пришёл пораньше, просьба поспешить, изящная птичка, посидел у речки, перешёл через мостик, посадил кустик, починил зонтик, чудесная местность.
А теперь давайте сделаем вывод. Как обозначается мягкость согласных в данных словах?
- Нам нужно помнить о том, что в сочетаниях Ч, Щ, Ш с другими согласными мягкий знак для обозначения мягкости не пишется
- А еще есть случаи, когда мягкий знак между согласными для обозначения мягкости не пишется. О написании таких слов надо узнавать в орфографическом словаре.
- Ученики отвечают по мере диктовки.
- Мягкость согласных в данных словах обозначается двумя способами:
С помощью мягкого знака;
Сочетание шипящих согласных с другими согласными.
Психологическая подготовка к изучению новой темы. Создание проблемной ситуации, установка на запоминание и практическое применение новых знаний. А теперь, чтобы перейти к новой теме, выполним упражнение номер 310.
(Данное упражнение выполняют несколько учеников у доски, а остальные дети записывают в тетрадях).
Записываем первый столбик слов:
Мера, полёт, клюв, сяду.
Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах данного столбика?
Какие звуки они обозначают?
После каких согласных стоят эти гласные?
Значит, какой вывод мы можем сделать?
Переходим ко второму столбику.
Ем, ёлка, юг, ясный.
Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах данного столбика?
Какие звуки они обозначают?
Какой вывод мы можем сделать в данном случае?
Третий столбик у доски будет разбирать (ученик).
Боец, приём, каюта, стоят.
Пробуй разобрать сам по предыдущим примерам.
И последний столбец пойдет разбирать (ученик).
Отъезд, съёмка, вьюга, обезьяна.
. Ученик записывает слова в 1 столбик.
- В начале слога.
мера - [э],
полёт - [о],
клюв - [у],
сяду - [а].
- После мягких.
-Что в словах после мягких согласных гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук.
Ученик записывает слова во 2 столбик.
- В начале слова.
ем – [й+э],
ёлка – [й+о],
юг – [й+у],
ясный – [й+а].
- В начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.
Ученик записывает слова в 3 столбик.
- Буквы Е, Ё, Ю, Я стоят после гласных .
боец - [й+э],
приём - [й+о],
каюта - [й+у],
стоят - [й+а].
- После гласных буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.
- Буквы Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ.
отъезд - [й+э],
съёмка - [й+о],
вьюга - [й+у],
обезьяна - [й+а].
- После Ь и Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.
Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. А теперь ещё раз прочитаем название параграфа.
Давайте попробуем сами составить таблицу к данному правилу.
Сколько столбцов должно быть в нашей таблице? И как они будут называться?
Правильно. А теперь выясним, при каких условиях эти буквы обозначают один звук, и при каких условиях эти буквы обозначают два звука. Продолжаем заполнять таблицу. - «Двойная роль букв е, ё, ю, я».
- В таблице должно быть два столбца:
1) Обозначает один звук;
2) Обозначает два звука.
- Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук, если стоят после мягких согласных.
- И буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука если:
А) стоят в начале слова;
Б) стоят после гласных;
В) стоят после Ь и Ъ.
Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на новом языковом материале. Хорошо. А теперь, чтобы закрепить материал, давайте прочитаем материал параграфа номер 60.
Правильно ли мы с вами определили значение букв -
Е, Ё, Ю, Я?
-Ученик читает вслух материал для размышления и правило.
Да.
Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений А теперь перейдем к выполнению упражнения номер 311 по образцу (Учитель приводит пример объяснения).
Образец записи: письмо — [п’ис’мо] — 6 букв, 5 звуков.
Образец объяснения: в данном слове 6 букв, 5 звуков, потому что звук [с’] — согласный мягкий парный обозначается двумя буквами: буквой с («эс») и буквой ь; ь является показателем мягкости согласного [с’]. В слове баян звуков 5, а букв 4, потому что буква я одна обозначает сочетание двух звуков — [й’а] так как стоит после гласной. Дети выполняют упражнение под наблюдением учителя.
Подведение итогов урока. Итак. Давайте подведём итоги. Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
Чему мы научились на сегодняшнем уроке? Мы узнали о том, что буквы Е, Ё, Ю, Я могу обозначать один звук или два звука в зависимости от их положения в слове.
- Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук, если стоят после мягких согласных.
- И буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука если стоят в начале слова, после гласных или после Ь и Ъ.
-Мы научились определять, сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я. А также научились определять количество букв и звуков в слове.
Задание на дом. Хорошо. А теперь откроем дневники и запишем домашнее задание. На основе пройденной темы вам следует выполнить упражнение 312. Вам необходимо разделить тетрадь в домашнем упражнении на два столбца и распределить, в каком случае мягкость обозначается при помощи гласных е, ё, ю, я, и, а в каком случае мягкость обозначается с помощью ь. Не забываем выполнять морфемный разбор слова сентябрь. А значения слова вестибюль вы можете посмотреть в толковом словаре нашего учебника.
Помимо этого, вам необходимо подготовить устный ответ по сегодняшней теме на основе таблицы, которую мы составили с вами на уроке.
Есть вопросы по домашнему заданию?
Если вопросов нет, урок окончен.