ПРОЕКТ «Создание предметно – развивающей среды (игровой комнаты) для детей младшего школьного возраста».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 1" муниципального образования городского округа Красноперекопск Республики Крым






Тема проекта:
«Создание предметно – развивающей среды
(игровой комнаты) для детей младшего школьного возраста».








Составила:
педагог-психолог
Грелюк Татьяна Ивановна

Содержание проекта
1
Заявка на участие
ст. 1

2
Содержание проекта
ст. 2

3
Характеристика проблемы
ст. 3

4
Цель и задачи проекта
ст. 9

5
Мероприятия, направленные на решение задачи достижение цели
ст. 9

6
Ресурсы, необходимые для реализации проекта
ст. 10

7
Оценка ожидаемых результатов и сроки реализации
ст. 11


Тема проекта: «Создание предметно – развивающей среды (игровой комнаты) для детей младшего школьного возраста».

Характеристика проблемы
Начало систематического обучения ребенка в школе связано с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности.
Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей.
Ежегодно в образовательное учреждение поступает большое количество первоклассников. Первый год ребенка в школе – это период адаптации в новом коллективе, период психофизической адаптации.
Федеральные государственные образовательные стандарты говорят о том, что школа должна разработать образовательную программу таким образом, чтобы создавались условия для раскрытия внутреннего потенциала каждого ребенка, учитывались его склонности, чтобы ребенок мог успешно адаптироваться в сегодняшнем реальном мире: на создание условий для воспитания детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами; на создание условий для решения проблем ЗОЖ ученика и его здоровья.
Полноценное и эффективное развитие ребёнка возможно только в специально созданной предметно-развивающей среде. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте игра. Поэтому при организации игровой комнаты для детей возникла необходимость создания такого пространства, которое бы служило для реализации воспитательных и образовательных целей. При конструировании комнаты необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности и потребности детей младшего школьного возраста. Пространство игровой комнаты нужно организовать таким образом, чтобы дети могли в нём свободно перемещаться, играть, отдыхать.
Классная комната должна содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.
Актуальность данного проекта заключается в том, именно такая комната позволит педагогам решить вышеперечисленные задачи.
Это требует от педагога пересмотра некоторых позиций, выбора новых форм и методов работы. Школа должна обеспечить право обучающегося как на образование, так и на разностороннее развитие, в том числе на развитие резервных возможностей организма.
С целью обеспечения лучшей адаптации первоклассников организованны группы продленного дня, где они посещают кружки вязания, вышивки, ходят на танцы, хор, проводятся занятия с логопедом и психологом. В школе 6 групп продленного дня с количеством детей в каждой – 20-25 человек. В школе есть свободный кабинет, пространство которого позволяет создать большую игровую комнату, разделить её на зоны и полноценно использовать её на занятиях в группе продленного дня, на уроках здоровья.
Образование в целом находится на новом этапе развития. Этому способствуют социально-экономические перемены, которые ставят образовательные учреждения перед множеством сложных проблем: обеспечение современного качества образования, повышение ответственности педагогических коллективов за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
В связи с этим сложилась необходимость разработки и реализации проекта «Создание предметно – развивающей среды (игровой комнаты) для детей младшего школьного возраста».
В игровую предметно - развивающую среду входят следующие зоны:
1. Учебная зона.
Учебная зона включает в себя трёхсекционную магнитную доску, 6 комплектов-пар «парта-стул», рабочее место учителя.
2. Спортивно-оздоровительная зона.
Идея создания спортивно-оздоровительной зоны обусловлена тем, что дети младшего школьного возраста очень подвижны, им сложно сидеть на месте 4 урока, они переутомляются, устают от статичного образа. При этом нарушается и осанка, недостаточно развиваются такие физические способности, как гибкость, ловкость.
Спортивно-оздоровительная зона – это в первую очередь, гимнастическая стенка с гимнастической доской. Здесь же на полу находится массажный коврик, на полках размещены массажные мячи, резиновые мячи различной величины, пластмассовые гантели, кегли, а также скакалки, настольный теннис, комплект ракеток, футбольный и баскетбольный мячи, горки, бассейн из мячей и т.д.
Эффективность спортивно-оздоровительной зоны очень высока. Любой ребёнок, почувствовав усталость во время занятий, может пройти в спортивный уголок и самостоятельно сделать массаж стоп на массажном коврике, может повисеть на перекладине гимнастической стенки, может выполнить упражнения в лазании по стенке или доске. На гимнастической стенке дети закрепляют умения, полученные на уроках физкультуры, выполняют простейшие акробатические упражнения.
3. Игровой центр.
Игровая зона предназначена для организации предметных и сюжетно-ролевых игр. Пол игровой зоны застелён ковром, поэтому дети могут играть сидя. В этой зоне есть уголок для мальчиков и уголок для девочек. На полках размещены различные игрушки: машинки, куклы, кукольная мебель, наборы инструментов, конструкторы и т.д. В уголке размещён небольшой раскладной столик и зеркало, прикреплённое к стене на уровне глаз детей. Дети очень любят играть в такие сюжетно-ролевые игры, как «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Школа». В свободное время ребята любят посидеть в игровом уголке с книжкой, играть в лото, домино, шашки и т.д.
4. Коррекционная (социальная) зона.
Одной из задач школы является коррекция нарушений психических процессов учащихся. Коррекционная работа ведётся как на уроках, так и во внеурочное время. Коррекционная зона или зона развивающих игр занимает несколько полок мебельной стенки. Здесь размещены различные игры на развитие сенсомоторных процессов, дидактические игры, развивающие познавательные процессы, шнуровки, мозаика, пазлы, игры с сыпучими материалами. Дети сами выбирают игру или игру предлагает педагог с учётом индивидуальных потребностей ученика. Игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы. Дети играют, выполняют задания, конструируют сидя за партой или в игровом уголке.
5. Зона отдыха.
Большинство детей находятся в школе до 14.30 и 5 дней в неделю. Чтобы пространство игровой комнаты сделать более домашним, чтобы ученики более легко перенесли период адаптации, возникла проблема создания зоны отдыха. В зоне отдыха находятся телевизор, DVD-проигрыватель, магнитофон. Во время просмотра дети сидят за партами или на мягких стульях. Учащиеся любят смотреть мультфильмы, познавательные фильмы о природе.
На занятиях рисования, прикладного искусства можно включить приятную музыку, выполнить музыкальные физминутки. Ребята любят петь караоке, слушать и подпевать детские песни. Это все можно организовать в этой комнате.


6. Зона «Очумелые ручки»
Зона «Очумелые ручки» представляет собой выставку детских поделок и рисунков. Работы можно выставлять на специальных полках, обновлять по мере необходимости.
Создание данной зоны помогает ребёнку почувствовать свою значимость, повышает его самооценку.
В комнате должно быть светло, просторно и уютно. Ощущение тепла и комфорта комнате придадут солнечно-жёлтый прозрачный тюль в сочетании с горчично-жёлтыми плотными шторами и ламбрекенами. На стеклах витражными красками можно изобразить определенное время года, в каждый сезон менять его. Чтобы воздух был чистым желательно поставить увлажнители воздуха и кондиционер. На стенах - бежевые обои с геометрическим рисунком в сочетании с бежевой покраской. В классе можно организовать живой уголок из комнатных растений – «Зелёную зону». Цвет зелени успокаивающе действует на нервную систему детей, вызывает положительные эмоции, благотворно сказывается на эмоциональном состоянии.
Мебель светлая – парты со стульями, трёхсекционная стенка, двустворчатый и трехстворчатый шкафы, полки для цветов.
Дизайн учебных кабинетов способствует активизации художественно-эстетического и познавательного развития ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство достигнуто за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.
Дети лучше всего учатся в процессе деятельности, удовлетворяющей присущую ребенку любознательность игры, исследования, творческого моделирования и конструирования. 
Игровая комната должна иметь хорошую вентиляцию и освещение, регулярно подвергаться влажной уборке.
Представленная развивающая предметно-игровая среда является универсальной для детей младшего школьного возраста. Она применима для организации игр, спортивных развлечений. Дети, посещающие группу продленного дня, оздоровительную физическую культуру будут рады заниматься в такой комнате.
В задуманной нами игровой комнате мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
Дети играют, конструируют, используют игровой материал в качестве физкультурного оборудования. В процессе игры с крупным строительным материалом у детей формируется творческое воображение.
Огромной популярностью у детей пользуются надувные мячи. Красивый внешний вид и необыкновенная прочность, вариативность способов применения для различных игр и занятий делают мячи одним из любимых видов спортивно-игрового оборудования.
 Универсальная детская мебель предназначена для создания комфортных условий в игровой комнате. Особая технология изготовления, яркость, легкость и привлекательность способствуют созданию условий для отдыха на диванчиках.
 Батут - это увлекательный и безопасный тренажер. Способствует не только физическому развитию детей, но и развлекает, создает возможность игры цирковой тематики, делает детей более смелыми и уверенными в себе. Батут развивают ориентировку в пространстве и равновесие.
7.Зона «Мир природы»
Здесь необходимо разместить материал, способствующий формированию у школьников представлений о формировании жизни на земле, о приспособлении живых организмов к среде обитания, о росте, развитии и размножении живых существ, о природных сообществах (экосистемы).
Цель проекта
Создание предметно-развивающей среды (игровой комнаты) с целью обеспечения лучшей психофизической адаптации и полноценного развития младших школьников.
Задачи проекта
1. Сохранение физического, психического и социального здоровья детей.
2. Овладение навыками учебной деятельности
3. Установление контакта учителя с учащимися
4. Решение проблемы адаптации младших школьников.
5.Формирование адекватного поведения.
6.Повышение интереса к учебе.
Участники проекта
Младшие школьники - учащиеся 1 – 4 классов.
Мероприятия, направленные на решение задачи достижение цели.

Основные этапы и мероприятия
Сроки
Ответственный

1
Подготовительный этап

1.1
Покраска стен и формирование материально – технической базы
(мебель, телевизор, DVD-плеер, магнитофон, спортивный инвентарь- шведская стенка, «сухой бассейн» и т.д.).
Июнь, 2015
Директор школы,
Завхоз.

1.2
Оформление зоны отдыха, спортивной, игровой зоны.
Июль, 2015
Завхоз, учитель ИЗО, трудового обучения, физ.культуры, мед.работник.

1.3
Открытие игровой комнаты
Сентябрь,
2015
Кл. рук (1-4 кл),
Воспитатели ГПД

1.4
Рефлексия первого этапа
Сентябрь,
2015
Директор УВК,
зам. директора по УВР

2
Учебно-методическая работа:

2.1
Формирование групп учащихся для посещения игровой комнаты (группы продленного дня, дошкольной гимназии).
Сентябрь-октябрь
2015
Педагог-психолог,
Класс. руков.
(1-4 кл)

2.2
Составление расписания работы игровой комнаты
Сентябрь-октябрь
2015
Зам.директора по УВР,
педагог-психолог,
логопед, восп. ГПД.

2.3
Разработка программы работы группы продленного дня

Сентябрь- октябрь
2015
Зам. директора по УВР, учителя
(1-4) кл.

2.4
Рефлексия второго этапа
Октябрь 2015
Зам. директора по УВР

3
Внедрение проекта в образовательный процесс

3.1
Проведение занятий за счет часов школьного компонента
Сентябрь 2015- май 2016
Учителя
(1-4) кл., логопед, психолог

3.2
Рефлексия третьего этапа

Зам. директора по УВР

4
Создание условий для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования.


Ресурсы, необходимые для реализации проекта:
Формат
Расходы

Возрастная категория детей
7-10 лет

Наибольшая загрузка по количеству детей (max)
25 детей

Мебель:
- 6 комплектов «парта-стул»
-подставка под TV, DVD
-угловые тумбы 4 штуки,
-гимнастическая стенка,
-батут,
-бассейн из мячей,
-мячи гимнастические -4 штуки,
-игры настольные,
-подставка под обувь.
80.000 руб

Строительные материалы:
-краска настенная,
-витражные краски.
50.000 руб

Тюль
Шторы
30.000 руб

Итого сумма вложенных средств
160. 000 руб


Оценка ожидаемых результатов и сроки реализации:
Создавая развивающую среду в нашем учреждении, мы стремимся к тому, чтобы окружающая обстановка была уютной, комфортной, гармоничной и эстетичной, ведь красота формирует личность ученика. Организация детской игровой комнаты в школе позволит учащимся в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации.
Оснащение игровой комнаты помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки. Планируемый результат - это благоприятное течение периода адаптации учащихся начальных классов в школе.
Для педагогов:
- умение проектировать, представлять и защищать реализуемую модель организации предметно-развивающей среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся младших классов;
- эффективность педагогической деятельности по организации предметно-пространственной среды на основе изложенных выше теоретических и методологических принципов, выраженной образовательными и личностными достижениями учащихся каждой возрастной категории;
- обобщение опыта работы по организации развивающих центров активности учащихся младших классов в предметно-пространственном окружении  на принципах интеграции образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Для обучающихся младших классов (1-4 классы):
- активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности;
- обеспечены социальным взаимодействием, направленным на эмоциональное и когнитивное развитие;
-неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.
Для образовательного учреждения:
- обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей,
- высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества,
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников,
Комфортное состояние воспитанников и педагогических работников.
Срок реализации: 2015-2016г.









13PAGE 15


13PAGE 141215




15