Конспект урока на тему Указательные местоимения в СПП с придаточными изъяснительными и определительными


Буденовская средняя школа2016
Тема урока:
«Указательные местоимения в СПП с придаточными изъяснительными и определительными»
Разработала: учитель русского языка и литературы Мифодовская А.А.
с. Буденное

Тема урока: Указательные местоимения в СПП с придаточными изъяснительными и определительными.
Тип урока: урок - закрепление
Цель урока: обобщить и закрепить знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными и определительными. Уметь находить в СПП указательные местоимения
Задачи урока:
Образовательная: обобщить изученный материал о придаточных изъяснительных и определительных
Развивающая: развить умение составления схем сложноподчинённых предложений;
Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка.
Методы: фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа по вариантам, работа у доски
Оборудование: доска, тетрадь-шпаргалка
Ход урока:

I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя. Назвать тему, цель и задачи урока
III. Фронтальный опрос:
Чем связаны между собой простые предложения в сложноподчиненном предложении?
Чем отличаются союзные слова от союзных слов?
Какова роль указательных слов?
Рассказать о СПП с придаточными изъяснительными и определительными.
IV. Индивидуальная работа: (в тетради сделать таблицу: 2 графы - СПП с придаточными изъяснительными и СПП с придаточными определительными и записывать номера, относящиеся к данному утверждению)
Отвечают на вопросы какой, какая, какое
Придаточное относится к имени существительному (местоимению) главной части.
Придаточное присоединяется к главному предложению при помощи трёх средств: союза, союзных слов, частицы ли, употреблённой в значении союза.
Придаточное присоединяется к главному при помощи союзных слов.
В качестве поясняемых выступают слова разных частей речи, обозначающие мысли, чувства, восприятия человека, его речь.
Придаточные стоят всегда после определяемого слова.Придаточная часть чаще всего стоит после главной.
-Поменяйтесь работами.
-Проверьте свою работу. Оцените.
СПП с придаточными определительными СПП с придаточными изъяснительными
1,2,4,6 3,5,7
V. Слово учителя.Нет ничего более  святого и бескорыстного, чем  любовь матери!
Известные учёные и писатели, певцы и композиторы многим обязаны своим матерям. Тема матери красной нитью проходит  из века в век в литературе.
Никакая другая литература, как русская, не подняла материнство на такую высоту. Никто не выразил роль матери в жизни человека и общества поэтически сильнее и задушевнее, чем русские писатели и поэты – Некрасов, Толстой, Блок, Есенин и многие другие. Сегодня на уроке мы также выразим свою любовь к маме предложениями и выполним задание.
Дать характеристику предложению, составить схему предложения.
VI.Работа по вариантам с проверкой.1. Мы любим маму за то, что в трудную минуту мы можем всплакнуть у родного плеча.
(Повеств., невосклиц., сложное, СП, связь союзная).
 [глагол + ук. м то], (союз что …).
2. Мы любим ее за то, что всегда без утайки и прямо мы можем доверить ей сердце свое.
[глагол + ук. м то], (союз что …).
VII. Работа у доски:
Муса Джалиль писал, что «мы вечно будем прославлять ту женщину, чье имя – мать!».
Записываем в тетрадь. Определяем вид придаточных предложений, способы связи. Строим схему предложения.
[… глагол], (союз что … ук. м ту + сущ.), (с.слово чье…)
VIII.Рефлексия: что понравилось на уроке, что нового узнали, а что закрепили.
IХ. Домашнее задание. Стр.124-125, упр.284 устно