Конспект к уроку музыки Звучит нестареющий Моцарт

"Звучит не стареющий Моцарт"
Оборудование:
портрет В. Моцарта
аппаратура мультимедиа, компьютер, колонки.
запись на доске “Вена – центр европейской культуры”
Цели урока:
развитие интереса в познании музыки разных народов,
привитие навыков самообразования.
Ход урока
Музыкальное приветствие “ Музыка, здравствуй” (в темпе вальса)
Музыка, здравствуй, Музыка, здравствуй, Музыка, музыка. Праздник прекрасный, Праздник прекрасный Дарит нам музыка. Здравствуйте, девочки, - “Здравствуйте” Здравствуйте, мальчики - “Здравствуйте” Все третьеклассники - “Здравствуйте” Здравствуйте, здравствуйте все.
Повторение: - назовите тему четверти
(Музыка народов мира”).
- С чьей музыкой мы познакомились на прошлых уроках. (Мусоргского "Картинки с выставки")
Новый материал.
Наш сегодняшний путь в Австрию – центр европейской культуры – город Вена.
В Вене во второй половине XVIII века сложился определенный музыкальный стиль. Он отражен в творчестве композиторов К. Глюка, И. Гайдна, В. Моцарта.
Компьютер: более подробно расскажет путешествие в Австрию. (Просмотр презентации Слайд 1-7. Рассказ об Австрии .Звучит австрийская народная песня)
Говоря о произведениях первых венских классиков, известный академик Асафьев писал: “В этой музыке главное – мягкий свет, ясность контуров и легкость конструкции, а в психологическом плане – наивное чувство и неприхотливый юмор”
Исполнение на фп: “Менуэт” В. Моцарта.
Вам наверное известно имя В Моцарта? А что вы знаете о нем?
Слайд 8-16- рассказ о биографии Моцарта.

Картина “Семилетний Моцарт с семьей на концерте во Франции”.
В Солнечный ноябрьский день 1763 года в Версальском дворце – резиденции французских королей – царило необычное оживление. Повсюду только и слышались разговоры о чудо-детях, недавно приехавших из маленького австрийского городка Зальцбург Рисунок 2: и уже успевших покорить парижан. Сегодня дети должны предстать перед королевской фамилией.
И вот в дворцовую гостиную вошли в сопровождении отца тоненькая девочка двенадцати лет и хрупкий мальчик, из-за маленького роста казавшийся еще младше своих семи лет. Одетые согласно дворцовому этикету – девочка в длинном парадном платье, а малыш в атласном камзоле с крохотной шпагой на боку, в пудреных париках, - брат и сестра вызывали умилительный восторг присутствующих. Но настоящие чудеса были впереди. Дети сели за клавесин и исполнили в четыре руки несколько труднейших пьес. Затем мальчик с большим чувством и безукоризненной чистотой играл на сестра ему аккомпанировала, потом он увлеченно импровизировал за клавесином на заданную тему, блестяще играл “с листа” (без подготовке)новые пьесы, аккомпанировал по слуху певцам. Со всех сторон сыпались все новые и новые задания: исполнить трудную пьесу только одним пальцем, играть на закрытой платком клавиатуре, определить точную высоту звуков, издаваемых звоном хрустальных бокалов. И со всеми заданиями мальчик справлялся легко, непринужденно, с удовольствием.
Далее рассказ о живом, веселом, с добрым сердцем, мальчике, общим любимцем. О занятиях отца с сыном и их многолетние, непрерывные концерты.
Они выступали в аристократических салонах, в королевских дворцах, на публичных концертах.
Слушание: одним из любимых произведений для слушателей является его Симфония № 40. (Запись в тетради)
- Послушайте лирически взволнованный фрагмент экспозиции первой части симфонии.

Слайд 17. Вольфганг Моцарт прожил недолго – всего 36 лет. Но за свою короткую жизнь он создал много замечательных сочинений: опер, симфоний, концертов, сонат, песен.
Слайд 18-20.Вот один из примеров его любознательности и фантазии. Опера «Свадьба Фигаро».
-Вспомним, что такое опера? увертюра?
Послушаем увертюру к опере «Свадьба Фигаро»
Слайд 22. Слушание «Рондо в турецком стиле» : Эту мелодию услышал Моцарт и она ему очень понравилась и запомнилась. Моцарт написал на ее основе новую музыку.
Задание: - Как композитор назвал свое произведение? В какой форме оно написано? Что такое рондо?(запись в тетрадь определения рондо)
- Как изменяется мелодия, какой стала? (Изящной, легкой)
Моцарт как бы “одевает” эту незатейливую мелодию в разные наряды, оплетает ее красивыми “кружевами”.
- Какая вариация ближе по теме по характеру – первая или последняя.
Слайд 23. Слушание Симфонии №40 1 часть: Послушайте одну из 49 симфоний Моцарта. Знакома ли вам эта мелодия ?Где вы могли её слышать?
Слайд 24-25.
Итог: Вот и еще один пример того, что между музыкой разных народов нет непереходимых границ.

Обобщение:
с музыкой какой страны мы познакомились на уроке?
с творчеством какого композитора?
какие произведения этого композитора особо запомнились?
А наше путешествие продолжается. На следующем уроке мы побываем во Франции и познакомимся с музыкальными особенностями этой страны.

Заголовок 1 Заголовок 315