Технологическая карта на урок музыки по теме Звучит нестареющий Моцарт


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пешковская средняя общеобразовательная школа Азовского района
Технологическая карта урока музыки во 2а классе
по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.ШмагинойРаздел: «В концертном зале»
Тема урока: «Звучит нестареющий Моцарт»
Учитель музыки
МБОУ Пешковской СОШ
Щербакова Алевтина Юрьевна
Пешково
2016
Тема урока «Звучит нестареющий Моцарт»
Цель: раскрыть жизненное содержание и силу музыки композитора, сформировать представление о том, что она возвышает душу человека к свету и радости.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
интерес к музыке и музыкальной деятельности;
привлечение жизненно – музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальным произведением;
стадии внутренней позиции школьника, положительного отношения к музыке.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
первичных представлений о роли музыки;
овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
использовать простые речевые средства для передачи своего мнения.
Направленные на достижение предметных результатов:
Знакомство школьников с творчеством В.А.Моцарта;
Формирование у ребят умение определять жизненное содержание, характер и силу воздействия музыки на человека на примере произведений В.Моцарта («Свадьба Фигаро», «Рондо в турецком стиле»);
Развитие способности к анализу музыкальных произведений (песен), сравнению, обобщению, формированию вывода, а также развитие познавательных интересов.
Материалы для учителя:
Учебник;
Презентация;
Ноутбук;

Ход занятия
Этап занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Мы пришли сегодня в класс
Хочем много знать.
Выучим весь звукоряд,
Будем петь на «пять»
С «до» начнем, закончим «си» -
Поздороваемся все!
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, доДо, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
- Здравствуйте, ребята!
СЛАЙД №2
- Нас с вами сегодня пригласили в Венский театр оперы и балета. При входе в любой концертный зал мы видим афишу с программой.
СЛАЙД №3
На нашей афише всего три слова, посмотрите - она на экране. "Звучит нестареющий Моцарт".
- Пока наш композитор готовит музыкантов и пока не начался концерт, давайте с вами подождем и вспомним с вами песню, которую вы разучивали на предыдущих уроках. "Дыбом шерсть, хвост трубой..."
СЛАЙД №4
Зову мышей на бой, пусть встретятся со мной, хоть миллион, хоть миллиард.
Я тигр, а не кот, во мне сейчас живёт не Леопольд, а леопард.
Припев:
Дыбом шерсть, хвост трубой, на дороге у меня не стой.
Если встречу тысячу чертей, разорву на тысячу частей.
Я мягким был котом с пушистым животом, мурлыкал песенку свою.
Но есть всему предел, теперь я озверел, и сам себя не узнаю.
Припев:
Дыбом шерсть, хвост трубой, на дороге у меня не стой.
Если встречу тысячу чертей, разорву на тысячу частей. - Здравствуйте! (присаживаются на стулья в зале).
Личностные:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
2. Этап актуализации пробного действия СЛАЙД №5
- Ребята, вы слышите? Кажется концерт начинается.
СЛАЙД №6
«Маленькая ночная серенада» В.Моцарта.
- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
- Что вы можете сказать о ней?
- Мы попали на концерт современной танцевальной музыки?
- В какое время суток устраивались балы?
СЛАЙД №7
- Эта музыка так и называется «Маленькая ночная серенада». В Вене 18 века было принято устраивать небольшие концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием.
СЛАЙД №8
- Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее каким? Какая была музыка по характеру?
- В таком ночном концерте участвовало несколько человек – ведь радость объединяет людей!
- Эта музыка принадлежит великому Моцарту. Мы с вами попали сегодня на концерт, в котором звучит музыка Моцарта. Мы всегда узнаём его музыку по её какой-то особой чистоте, ясности, прозрачности.
СЛАЙД №9
Обычно говорят, что в музыке Моцарта преобладает солнечность. Композитор А.Рубинштейн называл Моцарта Гелиосом – богом солнца музыки, именно о нём он восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!»
СЛАЙД №10
- Австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт родился в старинном городе Зальцбурге.
- В три года Вольфганг уже находил на клавесине консонирующе интервалы. В четыре года он сочинил концерт для клавесина.
СЛАЙД №11
- В шесть лет вместе с сестрой Анной-Марией и отцом Вольфганг отправился путешествовать по всему миру.
- Маленький Моцарт играл не только на клавесине, но и на скрипке и органе, импровизировал на заданную мелодию, аккомпанировал певцам незнакомым ему произведения, исполнял трудные пассажи одним пальцем. Вольфганга называли "чудом XVIII века".
- Когда Вольфганг стал композитором, он сочинял музыку во всех без исключения музыкальных формах и жанрах, существовавших в то время. -Музыка хорошая. Светлая, радостная, танцевальная.
- Нет, эта музыка старинная.
Кажется, люди танцуют на балу.
- Вечером и ночью
- Забавная, чуть озорная, изящная, грациозная, танцевальная
Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждения об объекте, его строении, свойствах и связях; произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач;
коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.
3. Этап выявления места и причины затруднения
СЛАЙД №12
- Одно из самых известных произведений В.А. Моцарта- "Рондо в турецком стиле". Моцарт дал название пьесе потому, что хотел изобразить на фортепиано звучание большого барабана, который был изобретен в Турции.
Главная мелодия (тема) марша повторяется несколько раз, будто идет по кругу. Давайте мы познакомимся с этим произведением и послушаем его. Слушайте внимательно, я буду задавать вопросы.
- Какое настроение у вас вызвала эта пьеса? Почему?
- Музыка живая, веселая, быстрая. Хочется пуститься в пляс, выразить чувства.
- Веселое, радостное...
Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального опыта оценки знаний.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
4. Этап построения проекта выхода из затруднения СЛАЙД №13
- Есть у нашего замечательного композитора еще одно произведение, с которым мы с вами сейчас познакомимся.
- Это опера, под названием "Свадьба Фигаро".
- Определите характер звучания оперы.
- Какое настроение вам передала эта опера?
СЛАЙД №14
- Когда вы слушали, может вы представляли какие-нибудь картинки? (Слушают оперу)
- Быстрая, веселая, суета.
- Улыбка, радость
- Дают свои ответы. 5. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи. - Хорошо, ребята, скажите, чем отличаются эти две песни?
- Давайте с вами разучим весеннюю песню. Она такая же веселая, весенняя и теплая, как произведения Моцарта.
СЛАЙД №15
- Текст песни
Выглянуло солнышко из-за серых туч,Золотистым зёрнышком прыгнул первый луч.
Скачет по полям, с небом пополам,Песенку весёлую напевает нам.Скачет по полям, с небом пополам,Песенку весёлую напевает нам.И от этой песенки тает тишина,И, с ручьями, весело прыгает весна.
Разбудили песенку тёплые лучи,И на ветках весело прыгают грачи.
В песенку задорную просто влюблена,Прыгает огромная, детская страна.
(учитель по строчке разучивает песню с детьми, далее поют весь куплет). - первая веселая, задорная, а вторая – спокойная, тихая.
- дети разучивают с учителем песню.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
.
6. Этап включения в систему знаний и повторения - Теперь давайте полностью споем с вами песню. - поют песню вместе с учителем. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
7. Физминутка Ребята, нам с вами представилась возможность почувствовать себя настоящими дирижерами. Давайте попробуем передать настроение, ритм произведения Моцарта - "Весенняя песня" - дети под музыку выполняют движения вместе с учителем. 9. Этап рефлексии учебной деятельности - (видеофрагмент маленького дирижера)
- Ребята, сегодня, где мы с вами побывали?
- А чьё выступление мы наблюдали? Как назывался концерт?
СЛАЙД №16
- Ребята, о чем мы сегодня говорили, что нового вы узнали, с кем познакомились?
- Ребята, с каким чувством вы сегодня присутствовали на уроке?
СЛАЙД №17- До свидания, ребята! - дети смотрят.
- в концертном зале
- «Звучит нестареющий Моцарт».
- Сегодня мы говорили о Моцарте и его произведениях. Они оказались яркими, звонкими, веселыми, потому что настроение песни веселое, задорное.
- ответы детей.