Программа социально-педагогической направленности детского объединения Играй, пиши,читай.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительногообразования детей «Центр внешкольной работы»
Принята на заседании Утверждаю
методического совета Директор МБОУ ДОД ЦВР
от « » августа 2016г. ____________Н.В.УльяничПротокол №1 _______________20___г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Играй, пиши, читай»
Возраст обучающихся: 10-14лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Литвиненко Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования
г.Нефтекумск, 2016 г.
Пояснительная записка.
Современные жизненные условия выдвигают свои требования к подростку. Согласно им, вступающий во взрослую жизнь выпускник, должен быть:
- мыслящим, инициативным, самостоятельным, креативным, уметь принимать решения;
-ориентированным на лучшие конечные результаты своей деятельности, трудолюбивым.
Эти качества, которые выступают своеобразной гарантией социализации личности ребёнка в обществе, очень хорошо развиваются посредством овладения русским языком и мастерством художественного слова.
Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к предмету. В наше время, когда подросток больше времени проводит за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к овладению именно литературным языком через звучащее слово.
В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый взгляд на языковые явления: анализ и его значение, формы и функции в их взаимосвязи и зависимости. Последовательное применение в обучении триединого взгляда на явления языка поможет по-новому подойти к решению важной методической проблемы, которая заключается в реализации межпредметных связей, то есть в стремлении анализировать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями и закономерностями.
Овладение нормами родного языка, эффективное использование языковых средств закладывает основу для успешной реализации личности в обществе, для формирования духовного богатства человека.
Основным принципом программы является добровольный характер обучения. При разработке программы за основу взяты такие методы, как мотивация и стимулирование интереса детей к предмету изучения и самому процессу обучения. Курс имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении и общении.
В программе предусмотрены часы для индивидуальных занятий.
Срок реализации программы
Программа «Играй, пиши, читай» рассчитана на 2 года обучения. Разработана для детей от 10 до 16 лет (4,5,6,7,8,9,10 классы). Набор детей свободный. На занятия приходят дети как читающие, имеющие склонность к декламированию, с творческими способностями, так и социально-неадаптированные, психологически закомплексованные ребята. Занятия проводятся 2 раза в неделю: по 2 часа для групп 1 года обучения, по 3 часа для групп 2 года обучения.
Цель программы - развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к искусству слова.
Задачи:
На занятиях ставится задача на “преодоление” индивидуальных недостатков, эмоциональное раскрепощение и активизацию мыслительно-речевой деятельности.
Развить:
наблюдательность
творческую фантазию и воображение
внимание и память
ассоциативное и образное мышление
чувство ритма  
Знать:
общие вопросы речевого искусства,
орфоэпические, орфографические нормы русского языка,
нормы литературной речи,
основные этапы работы чтеца над художественным произведением,
Уметь:
различать компоненты актерской выразительности,
работать над исправлением дикционных недостатков,
производить логический анализ произведения,
вести концерты и участвовать в инсценировках.
Воспитать:
культуру общения в социуме,
воспитывать желание четко, грамотно и точно выражать свои мысли устно и письменно;
привить вкус к художественной литературе
Ведущими идеями программы являются:
создание условий для удовлетворения индивидуальных потребностей и эстетических запросов через вариативность содержания программы;
создание нравственно-эмоционального климата и чувственно-эмоциональной поддержки, условий для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения;
создание отношений, при которых возможна такая форма общения, как сотрудничество и соавторство педагога и обучающегося;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактика асоциального поведения;
интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка;
укрепление психического и физического здоровья;
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является деятельный подход к обучению, развитию, воспитанию ребенка средствами интеграции, т.е. воспитанник в течение двух лет обучения вовлечен в продуктивную созидательную деятельность, позволяющую ему с одной стороны выступать в качестве исполнителя, а с другой – автора-творца. Это требует от учащегося самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления. Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах педагога, который на всех этапах занятия является для каждого воспитанника соавтором и сотворцом. Поэтому определяющим направлением творческого процесса программы является педагогика сотрудничества, в которой преподаватель является  не  авторитарным руководителем, а  участвует в творческом процессе наравне с  ребенком, что создает особый психологический климат, способствующий раскрепощению учащихся, их  сближению друг с другом и раскрытию их внутреннего мира.
Дети в начале занятий пока не знают ни своих возможностей, ни своих пристрастий. Помочь ребенку в узнавании, открытии себя и в дальнейшем формировании себя поможет педагог по искусству звучащего слова. Ребенок погружается в глубину литературного произведения, его внимание, как будущего автора собственных текстов,  исполнителя, слушателя сосредотачивается на  существе произведения.
Дикция, дыхание, голос, орфоэпия, логико-интонационные закономерности устной речи – это  стороны речевого мастерства. Работа над речью у обучающихся требует сугубо индивидуального подхода, специальных усилий, она ведётся отдельно с каждым обучающимся.
Содержание курса.
Учебно-тематический план первого года обучения.

п/п Тема занятия Количество часов
всего теория практика 1 Введение в образовательную программу первого года обучения. Инструктаж по технике безопасности. 4 2 2 -
2 Текст – результат речевой деятельности. 12 2 6 4
3 Слово в словаре и слово в тексте. 6 2 2 2
4 От текста к постижению авторского замысла. 10 4 4 2
5 Коррекция плана и обоснования темы текста. 8 2 4 2
6 Средства художественной выразительности и их роль в тексте. 8 2 4 2
7 Стилистические возможности языковых средств. 8 2 4 2
8 Диалектизмы. Профессионализмы, жаргонизмы, аргонизмы. 8 2 4 2
9 Вступительная часть текстов. 8 2 4 2
10 Характеристика основной части. 8 2 4 2
11 Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова. 8 2 4 2
12 Комплексный анализ текста. 8 2 4 2
13 Заключительная часть текстов. 8 2 4 2
14 Создание собственного текста-повествования в устной или письменной форме. 8 2 4 2
15 Создание собственного текста-описания в устной или письменной форме. 8 2 4 2
16 Создание собственного текста-рассуждения в устной или письменной форме. 8 2 4 2
17 Речевая культура- языковые нормы 8 2 4 2
18 Чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий. 6 - 6 19 Итоговое занятие 2 - 2 ИТОГО: 144 36 74 34
1 год обучения:
Введение в дополнительную общеобразовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.
Теория.
Введение. Блоки программы, актуальность программы, цели и задачи курса. Инструктаж и беседа по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Правила поведения в ЦВР и кабинете детского объединения. Техника безопасности при проведении массовых мероприятий в ЦВР. Инструктаж по пожарной безопасности. Инструктаж по технике безопасности при землетрясении. Инструктаж по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма .
Практика. Интеллектуальная игра «Остаться здоровым». Просмотр видеоматериалов о безопасности жизнедеятельности. Тренировка эвакуации из здания ЦВР при пожаре и землетрясении. Информационное сообщение о целях и задачах объединения; сообщение примерной тематики и жанров будущих текстов; начало работы по формированию мотивации уч-ся к занятию над комплексным анализом текста; консультирование по выбору текстов для работы
Текст – результат речевой деятельности.
Теория.
Роль текста в жизни человека. Понятие о тексте. Основные признаки текста.
Практика. Абзац. Микротема текста. Сложное синтаксическое целое.
Связь предложений в тексте.
Слово в словаре и слово в тексте.
Теория.
Слово как лексическая единица. Лексика. Этимология слов.
Практика. Словари. Словарная статья. Фразеологизмы. Однозначные и многозначные слова.
От текста к постижению авторского замысла.
Теория.
Тема текста. Основная мысль текста. Эпиграф. Опорные (ключевые слова).
Практика. План текста. Памятка «Как составить план текста». Простой и сложный план.
Коррекция плана и обоснования темы текста.
Теория.
Коррекция плана и обоснования темы текста. Заглавие, его роль в тексте. Композиция текста.
Практика. Композиция повествовательного текста. Композиция текста-описания. Композиция текста-рассуждения. Проблема текста. Составление текста по предложенному плану.
Средства художественной выразительности и их роль в тексте.
Теория.
Лексические средства художественной выразительности. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Общеупотребительная и специальная лексика.
Практика. Грамматические средства художественной выразительности. Словообразовательные средства художественной выразительности. Морфологические средства художественной выразительности. Синтаксические средства художественной выразительности.
Стилистические возможности языковых средств.
Теория.
Понятие стилистических возможностей языковых средств.
Слова и устойчивые сочетания слов.
Практика. Многозначность слова. Омонимы. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Славянизмы. Заимствованные слова. Книжные слова. Термины. Традиционно – поэтические слова. Народно-поэтические слова. Разговорные слова. Просторечные слова.
Диалектизмы. Профессионализмы, жаргонизмы, аргонизмы.
Теория.
Эмоционально-экпрессивно окрашенные слова.
Фразеологизмы. Группы фразеологизмов по сферам употребления и эмоционально-экпрессивной окраске.
Практика. Крылатые слова и выражения. Источники крылатых слов и выражений. Крылатые слова и выражения в произведениях словесности.
Формы слов и предложений. Стилистические ресурсы грамматики.
9. Вступительная часть текстов.
Теория.
Вступление. Вводная часть. Тезис. Вид тезиса.
Практика. Тезис - утверждение. Тезис - риторическое восклицание. Тезис – риторический вопрос. Тезис, выраженный цитатным материалом. Тезис – небольшое отступление, подводящее к проблеме текста.
10. Характеристика основной части.
Теория.
Цельность. Связность. Логичность. Тональность. Оценочность.
Практика. Смысловые части. Развитие темы. Подтемы. Детали. Аргументы.
11. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова.
Теория.
История искусства звучащего слова. Пауза. Логическое ударение. Движение тона.
Практика. Движение тона. Исполнительское искусство. Художественное чтение как способ изучения литературного произведения. Исполнительское мастерство.
12. Комплексный анализ текста.
Теория.
Примерная схема филологического изучения прозаического текста
Практика. I.Общая характеристика
1.Сведения об авторе текста.
2.Отражение личностных особенностей автора в тексте.
3.Эпоха, в которую создавалось произведение (культурно – исторический аспект).
4. Литературное направление, в русле которого создавался текст. Отражение в тексте того или иного художественного метода.
II. Лингвистический анализ
1.Лингвистический комментарий, т.е. объяснение непонятных слов, выражений.
2.Лингвистическое толкование
а)стилевая отнесённость текста (текст на выявление художественного стиля); б) строфика текста (прозаические строфы, основанные на синтаксическом параллелизме, на цепной связи между предложениями)
- способы связи между строфами
-стилистическое использование прозаической строфы
в) стилистика текста:
-лексика(стилистические функции многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов, историзмов, архаизмов, неологизмов, терминов, канцеляризмов, жаргонизмов, экспрессивно окрашенной лексики и фразеологизмов)
-стилистическое использование возможностей словообразования
- стилистическое использование различных частей речи
-стилистический синтаксис (порядок слов, однородные члены, обращения, вводные слова и вставные конструкции, типы сложных предложений, прямая речь, цитаты)
- изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры); фоника.
13. Заключительная часть текстов.
Теория.
Концовка. Цель заключительной части. Функции концовки: обобщение, общая оценка предмета обсуждения, подведение итогов.
Практика. Ответ на заключительный вопрос, проблемный вопрос, прогноз, пожелания, призывы. Эмоциональная окраска. Слоган – призыв, как заключение. Цитата как концовка. Убедительность концовки.
14. Создание собственного текста-повествования в устной или письменной форме.
Теория.
Композиция текста. Работа над стилем текста. Основная мысль (идея) текста.
Практика. Создание собственного текста-повествования в устной или письменной форме. Работа над стилем текста. Основная мысль (идея) текста. Художественно-выразительные средства. Лексические средства. Грамматические средства. Богатство и лаконичность.
15. Создание собственного текста-описания в устной или письменной форме.
Теория.
Создание собственного текста-описания в устной или письменной форме. Композиция текста. Работа над стилем текста. Основная мысль (идея) текста.
Практика. Художественно-выразительные средства. Лексические средства. Грамматические средства. Богатство и лаконичность.
16. Создание собственного текста-рассуждения в устной или письменной форме.
Теория.
Создание собственного текста-рассуждения в устной или письменной форме.
Композиция текста. Работа над стилем текста. Основная мысль (идея) текста.
Практика. Работа над стилем текста. Основная мысль (идея) текста. Художественно-выразительные средства. Лексические средства. Грамматические средства. Богатство и лаконичность.
17. Речевая культура- языковые нормы:
Теория.
Речевая культура- языковые нормы: орфоэпические нормы; лексические нормы; грамматические нормы; синтаксические нормы; речевые нормы; пунктуация.
Практика. Чтение художественных и поэтических текстов
18. Чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий.
Теория.
Тема текста. Основная мысль текста. Идея текста. Эпиграф. Опорные (ключевые слова).
Практика. Интерпретация текста. Собственное исполнение.
19. Итоговое занятие.
Теория. (0 часов).
Практика. Подведение итогов работы детского объединения. Награждение.
Ожидаемые результаты
По итогам обучения по программе можно ожидать результаты:
1-ый год обучения
        Знать:
орфоэпические и орфографические нормы русского языка,
нормы литературной речи,
основные этапы работы чтеца над художественным произведением,
Уметь:
различать компоненты актерской выразительности,
работать над исправлением дикционных недостатков,
производить логический анализ произведения,
вести концерты и участвовать в инсценировках.
Учебно-тематический план второго года обучения.

п/п Тема занятия Количество часов
всего теория практика Индивид.
занятия
1 Введение в образовательную программу первого года обучения. Инструктаж по технике безопасности. 3 1 2 2 Текст – результат речевой деятельности. 9 2 4 3
3 Слово в словаре и слово в тексте. «Путешествие в страну орфографию» 12 3 6 3
4 От текста к постижению авторского замысла.
«В каждом слове своя тайна» 6 2 2 2
5 Коррекция плана и обоснования темы текста. «Путешествие в страну лексикологию» 6 2 3 1
6 Средства художественной выразительности и их роль в тексте. «Товарищ Мягкий знак» 18 2 12 4
7 Стилистические возможности языковых средств. Повторение изученных орфограмм 6 2 2 2
8 Диалектизмы. Профессионализмы, жаргонизмы, аргонизмы. 6 2 2 2
9 Вступительная часть текстов. Повторение изученных пунктограмм в простом и сложном предложениях 6 2 3 1
10 Характеристика основной части. 6 2 2 2
11 Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова. «Словесный калейдоскоп». 18 2 12 4
12 Комплексный анализ текста. «За словом в карман не полезешь» 18 2 12 4
13 Заключительная часть текстов. 6 2 2 2
14 Создание собственного текста-повествования в устной или письменной форме. «Развиваем речь». 18 2 12 4
15 Создание собственного текста-описания в устной или письменной форме. 18 2 12 4
16 Создание собственного текста-рассуждения в устной или письменной форме. 18 2 12 4
17 Речевая культура- языковые нормы 18 2 12 4
18 Чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий. 18 - 14 4
19 Викторина «Слова. Ребусы. Текст» 3 - 3 20 Итоговое занятие 3 - 3 ИТОГО 216 34 132 50
 
2 год обучения:
Введение в дополнительную общеобразовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.
Теория.
Введение. Блоки программы, актуальность программы, цели и задачи курса. Инструктаж и беседа по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Правила поведения в ЦВР и кабинете детского объединения. Техника безопасности при проведении массовых мероприятий в ЦВР. Инструктаж по пожарной безопасности. Инструктаж по технике безопасности при землетрясению. Инструктаж по предупреждению детского травматизма при переходе улицы, езде на велосипеде.
Практика. Интеллектуальная игра «Остаться здоровым». Просмотр видеоматериалов о безопасности жизнедеятельности. Тренировка эвакуации из здания ЦВР при пожаре и землетрясении. Информационное сообщение о целях и задачах объединения; сообщение примерной тематики и жанров будущих текстов; начало работы по формированию мотивации уч-ся к занятию над комплексным анализом текста; консультирование по выбору текстов для работы
Текст – результат речевой деятельности.
Теория.
Роль текста в жизни человека. Понятие о тексте. Основные признаки текста.
Практика. Абзац. Микротема текста. Сложное синтаксическое целое.
Связь предложений в тексте.
Слово в словаре и слово в тексте. «Путешествие в страну орфографию»
Теория.
Слово как лексическая единица. Лексика. Этимология слов.
Практика. Словари. Словарная статья. Обогащение и активизация словаря, отработка навыка подбора родственного слова для проверки орфограммы, наблюдение за сочетаемостью слов и смыслоразличительной ролью гласных, развитие памяти, внимания.
От текста к постижению авторского замысла. «В каждом слове своя тайна».
Теория.
Тема текста. Основная мысль текста. Эпиграф. Опорные (ключевые слова).
Практика. План текста. Памятка «Как составить план текста». Простой и сложный план. Обогащение и активизация словаря, отработка навыка правописания словарных слов.
Коррекция плана и обоснования темы текста. «Путешествие в страну лексикологию»
Теория.
Коррекция плана и обоснования темы текста. Заглавие, его роль в тексте. Композиция текста.
Практика. Композиция повествовательного текста. Композиция текста-описания. Композиция текста-рассуждения. Проблема текста. Составление текста по предложенному плану. Обогащение словаря. Наблюдение за сочетаемостью слов, оттенками лексического значения.
Средства художественной выразительности и их роль в тексте. «Товарищ Мягкий знак».
Теория.
Лексические средства художественной выразительности. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Общеупотребительная и специальная лексика.
Практика. Грамматические средства художественной выразительности. Словообразовательные средства художественной выразительности. Морфологические средства художественной выразительности. Синтаксические средства художественной выразительности. Отработка сложного алгоритма проверки слова с орфограммой, разделительный мягкий знак, мягкий знак в сочетаниях согласных, мягкий знак на конце слова как показатель грамматической формы.
Стилистические возможности языковых средств. Повторение изученных орфограмм.
Теория.
Понятие стилистических возможностей языковых средств.
Слова и устойчивые сочетания слов.
Практика. Многозначность слова. Омонимы. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Славянизмы. Заимствованные слова. Книжные слова. Термины. Традиционно – поэтические слова. Народно-поэтические слова. Разговорные слова. Просторечные слова. Повторение изученных орфограмм.
Диалектизмы. Профессионализмы, жаргонизмы, аргонизмы.
Теория.
Эмоционально-экпрессивно окрашенные слова.
Фразеологизмы. Группы фразеологизмов по сферам употребления и эмоционально-экпрессивной окраске.
Практика. Крылатые слова и выражения. Источники крылатых слов и выражений. Крылатые слова и выражения в произведениях словесности.
Формы слов и предложений. Стилистические ресурсы грамматики.
9. Вступительная часть текстов. Повторение изученных пунктограмм в простом и сложном предложениях
Теория.
Вступление. Вводная часть. Тезис. Вид тезиса.
Практика. Тезис - утверждение. Тезис - риторическое восклицание. Тезис – риторический вопрос. Тезис, выраженный цитатным материалом. Тезис – небольшое отступление, подводящее к проблеме текста. Повторение изученных пунктограмм в простом и сложном предложениях.
10. Характеристика основной части.
Теория.
Цельность. Связность. Логичность. Тональность. Оценочность.
Практика. Смысловые части. Развитие темы. Подтемы. Детали. Аргументы.
11. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова. «Словесный калейдоскоп».
Теория.
История искусства звучащего слова. Пауза. Логическое ударение. Движение тона.
Практика. Исполнительское искусство. Художественное чтение как способ изучения литературного произведения. Исполнительское мастерство. Прямое и переносное значение слова. Развитие памяти, внимания, логического мышления.
12. Комплексный анализ текста. «За словом в карман не полезешь».
Теория.
Примерная схема филологического изучения прозаического текста
Практика. I.Общая характеристика
1.Сведения об авторе текста.
2.Отражение личностных особенностей автора в тексте.
3.Эпоха, в которую создавалось произведение (культурно – исторический аспект).
4. Литературное направление, в русле которого создавался текст. Отражение в тексте того или иного художественного метода.
II. Лингвистический анализ
1.Лингвистический комментарий, т.е. объяснение непонятных слов, выражений.
2.Лингвистическое толкование
а)стилевая отнесённость текста (текст на выявление художественного стиля); б) строфика текста (прозаические строфы, основанные на синтаксическом параллелизме, на цепной связи между предложениями)
- способы связи между строфами
-стилистическое использование прозаической строфы
в) стилистика текста:
-лексика(стилистические функции многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов, историзмов, архаизмов, неологизмов, терминов, канцеляризмов, жаргонизмов, экспрессивно окрашенной лексики и фразеологизмов)
-стилистическое использование возможностей словообразования
- стилистическое использование различных частей речи
-стилистический синтаксис (порядок слов, однородные члены, обращения, вводные слова и вставные конструкции, типы сложных предложений, прямая речь, цитаты)
- изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры); фоника.
Развитие образного, живого мышления, через восприятие различных форм языкового творчества. Пословицы. Загадки. Фразеологизмы.
13. Заключительная часть текстов.
Теория.
Концовка. Цель заключительной части. Функции концовки: обобщение, общая оценка предмета обсуждения, подведение итогов.
Практика. Ответ на заключительный вопрос, проблемный вопрос, прогноз, пожелания, призывы. Эмоциональная окраска. Слоган – призыв, как заключение. Цитата как концовка. Убедительность концовки.
14. Создание собственного текста-повествования в устной или письменной форме. «Развиваем речь».
Теория.
Композиция текста. Работа над стилем текста. Основная мысль (идея) текста.
Практика. Создание собственного текста-повествования в устной или письменной форме. Работа над стилем текста. Основная мысль (идея) текста. Художественно-выразительные средства. Лексические средства. Грамматические средства. Богатство и лаконичность. Развитие речи, воображения, мышления. Формирование навыка работы с толковым словарем.
15. Создание собственного текста-описания в устной или письменной форме.
Теория.
Создание собственного текста-описания в устной или письменной форме. Композиция текста. Работа над стилем текста. Основная мысль (идея) текста.
Практика. Художественно-выразительные средства. Лексические средства. Грамматические средства. Богатство и лаконичность.
16. Создание собственного текста-рассуждения в устной или письменной форме.
Теория.
Создание собственного текста-рассуждения в устной или письменной форме.
Композиция текста. Работа над стилем текста. Основная мысль (идея) текста.
Практика. Работа над стилем текста. Основная мысль (идея) текста. Художественно-выразительные средства. Лексические средства. Грамматические средства. Богатство и лаконичность.
17. Речевая культура- языковые нормы:
Теория.
Речевая культура- языковые нормы: орфоэпические нормы; лексические нормы; грамматические нормы; синтаксические нормы; речевые нормы; пунктуация.
Практика. Чтение художественных и поэтических текстов
18. Чтение и анализ текстов. Выполнение творческих заданий.
Теория.
Тема текста. Основная мысль текста. Идея текста. Эпиграф. Опорные (ключевые слова).
Практика. Интерпретация текста. Собственное исполнение.
Развитие смекалки, сообразительности, находчивости. Формирование восприятия языка, опирающегося на логическое и образное мышление. Развитие внимания, усидчивости, воли. Прямое и переносное значение слова. Буквенный состав слова.
19. Викторина «Слова. Ребусы. Текст».
Теория. (0 часов).
Практика. Развитие смекалки, внимания, усидчивости, воли. сообразительности, находчивости. Формирование восприятия языка, опирающегося на логическое и образное мышление. Прямое и переносное значение слова. Буквенный состав слова. Развитие образного, живого мышления, через восприятие различных форм языкового творчества.
20. Итоговое занятие.
Теория. (0 часов).
Практика. Подведение итогов работы детского объединения. Награждение.
Ожидаемые результаты
2-ой год обучения
Знать:
Техника речи:
Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии.
Логика чтения:
Логические паузы. Их длительность и характер (качество). Логические ударения и приемы их практического осуществления. Сочетание силы голоса, высоты и длительности в ударении. Темп и ритм. Соотношение логических и ритмических пауз.
Эмоционально-образная выразительность:
Адресат. Позиция. Поза. Сопереживание. Словесное действие. Паузы: психологические, начальные, финальные.
Уметь:
Техника речи:
Дышать незаметно. Часто, но не учащенно. Умело использовать паузы для добора (пополнения запаса) воздуха. Читать четко, внятно (не заглатывать звуков, не гнусавить). Соблюдать нормы орфоэпии.
Логика чтения:
Овладеть «шестью рычагами»: громче-тише, выше-ниже, быстрее-медленнее. Овладеть умением «читать знаки препинания». Выполнять различные задания по определению места и характера пауз в поэтическом тексте, а так же по определению качества логических ударений и практическому их осуществлению в процессе выразительного чтения.
 Эмоционально-образная выразительность:
Развить умение видеть «внутренним взором» нарисованные автором картины, ощущать их (воспринимать чувствами), воссоздавать чувства в чтении – рисовать интонацией». Соблюдать  паузы психологические, начальные финальные.
В конце обучения у воспитанников должны сформироваться личностные качества:
   способность видеть, слышать, понимать окружающий мир и взаимодействовать с ним в соответствии с возрастом;
   умение различать чувства, настроение, характеры, отображаемые в произведении, и раскрывать их;
    оригинальное мышление,  исполнительские способности (артистичность, смелость, органичность поведения на сцене), восприимчивость к  искусству;
     чувство ответственности,  дисциплину, умение и  навык работы, познавательные интересы.
Методическое обеспечение программы
Образовательная программ «Играй, пиши, читай» спроектирована с учётом возрастных особенностей подросткового периода. В это время практически все дети переживают кризис переходного возраста, который характеризуется поиском своего места среди взрослых, необходимостью самоутвердиться, получить одобрение окружающих, а также в это время дети начинают выстраивать свои отношения с противоположным полом, поэтому основной уклон делается на групповую работу, индивидуальные и коллективные занятия также присутствуют, но в меньшей степени.В связи с гормональными всплесками у подростков наблюдается рассеянность внимания, поэтому для привлечения их к собственной творческой деятельности подобраны тексты из художественной литературы, побуждающие к самостоятельному прочтению, обучению, а также к желанию декламации произведения, а в качестве основных методов обучения выбраны метод проблемного изложения и игровой метод. Помимо основных методов, приведённых выше, образовательный процесс включает в себя и другие методы обучения:
-репродуктивный (воспроизводящий);
-объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
-частично-поисковый.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о языке, тексты, биографии авторов. Практические работы включают написание собственных текстов, анализ произведений, исследовательские работы, отчёт о проделанной работе.
Так как в детское объединение приходят дети с разными способностями: и одарённые и нуждающиеся в компенсационном обучении- программой предусмотрены индивидуальные занятия.
Отчёт о проделанной работе позволяет научить ребёнка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля и самоанализа, а так же воспитывает чувство ответственности. Развитие и проявление этих качеств в подростковом возрасте крайне важно, так как позволяет подростку сравнивать себя со взрослым человеком, приблизиться к нему.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с языком и текстом. Кроме того работа над собственными текстами развивают творческие способности обучающихся.
Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.
Условия реализации.
Для занятии по программе «Играй, пиши, читай» необходимо подготовить рабочие места для педагога и обучающихся. Ученики работают за партами и у доски.
Основное оборудование.
1 кресла (удобные стулья)
2 столы, расставленные так, чтобы дети могли видеть друг друга;
3 магнитофон;
4 компьютер и проектор;
5 доска и мел.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы Так как, программа является развивающей, она не предполагает зачетно-экзаменационной системы контроля за результатами образования. Успехи, достигнутые учениками, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий и оцениваются соучениками, педагогами, родителями. Для этого используются такие формы как конкурсы и фестивали, портфолио обучающегося.
Проверка выполнения программы осуществляется педагогом в ходе занятий и по качественному уровню исполнения тех заданий, которые готовятся детьми (отрывки, произведения малых форм, целостные литературные произведения, участие в литературной композиции и т. д.), и затем приобретают сценическое и письменное воплощение. Для этого используется система отслеживания и корректировки ЗУН:
«высший» уровень – усвоение программного материала на 2/3 и выше;
«средний» уровень – усвоение программного материала на 1/2;
«низкий» уровень – усвоение программного материала на 1/2 и ниже.
Высшая оценка для участника – получение призового места.
Список литературы для обучающихся Словари
Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка (любое издание).
Орфографический словарь русского языка I Институт русского языка РАН (до 1992 г. АН СССР) (любое издание начиная с 29-го).
Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова (любое издание после 1985 г.).
Словарь иностранных слов, актуальная лексика, толкования, этимология. М.: Цитадель, 1997.
Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1993.
Основная
Головин Б.И. Основы культуры речи. М., 1988.
Ладыженская Т.А. Живое слово. М., 1987.
Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980.
Развивайте дар слова. М.: Просвещение, 1990.
Стилистика русского языка: Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. М.: Наука, 1987.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: ВШ, 1989.
Учебное пособие для учащихся 11класса/Сост.:С.С.Боброва.-Ставрополь: Центр «Поиск», 2010.
Дополнительная
Голуб И.Б., Розенталь Д.Я. Секреты хорошей речи. М., 1993.
Гольдин В.И. Речь и этикет. М., 1983.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.
Список литературы для педагогов
1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., - М., 1997.
2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.,1981.
3. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11кл. – М., 2000.
4. Дейкина А.Д., Пахнова Г.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. - М., 2002.
5. Лосева Л.М. Как строить текст. – М., 1980.
6. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1991.
7. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987.
8. Шипицына Г.М., Петровская С.С., Черников И.Н. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка. – М., 1995.
9. Русский язык в школе. – 2004. - №6.
10. Русский язык в школе. – 2004. - №2.
11. Русский язык в школе. – 2004. - №1.
12. Русский язык в школе. – 2002.- №6.
13. Русский язык в школе. – 2001. - №1.
14. Русский язык в школе. – 1999. - №5.
15. Русский язык в школе. – 1997. - №3.
16. Русский язык в школе. – 1996. - №4.
17. Ресурсы Интернета.