Урок по теме Умножение десятичных дробей на натуральное число

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ 5 КЛАСС
Тема
 «Умножение десятичной дроби на натуральное число»

Цель
 Сформировать умение выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число

Задачи
- Разработать алгоритм умножения десятичной дроби на натуральное число;
- вывести правило умножения десятичной дроби на натуральное число;
- отработать навык умножения;
-создать условия для развития УУД.


Тип урока
Урок открытия новых знаний

Формируемые УУД

Познавательные:
- умение составлять алгоритм, умение работать по плану, умение делать вывод;
- умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- видеть межпредметные связи.
Личностные:
- оценивать усвоенный ранее материал;
- способность к ассоциативному мышлению;
- практическое осмысление полученной информации.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в группе;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию, умение работать в паре.
Регулятивные:
- организация своей учебной деятельности;
- контролировать и оценивать результаты своей деятельности; целеполагание, умение проговаривать последовательность действий на уроке;
- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.


Основные понятия
 Натуральные числа, десятичные дроби, периметр, сумма, произведение

Межпредметные связи
 Геометрия (нахождение периметра), физика (кВт/ч)

Педагогические технологии
 Проблемного диалога, кооперативного обучения, здоровьесбережения

Учебник
Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /Н.Я.Виленкин и др. – 31-е изд., стереотипное. – М.: Мнемозина, 2013 г. – 280 с., с.204 – 205.



Этапы урока
Время, мин.
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Формируемые УУД





Деятельность учителя
Деятельность обучающихся


1.Организационный этап.
2
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Создает положительный настрой на продуктивную работу.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Проверьте свою готовность к уроку.
Включаются в деловой ритм урока.


Доклад дежурного.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности


2.Актуализация знаний.

4
Актуализация основных знаний и способов действий.
Организация повторения, акцентуация на необходимых понятиях.
Слайд 1
- Посмотрите, пожалуйста, на экран! Восстановите цепочку! Работаем группой по рядам. 1-й ряд – 1-а цепочка, 2-й ряд – 2-я цепочка, 3-й ряд – 3-я цепочка.
- Произнесите ваши ответы, не выкрикивая.
Посмотрите на ответы в цепочке. Что заметили? Запишите в тетрадь дату.
Слайд 2
- На слайде числа 10,3; 71; 321; 10; 3,21; 0,897; 897; 68,5; 0,05; 109 .
Разбейте их на 2 группы!
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.








- Сегодняшнее число.
В тетрадь ученики записывают дату.


I - натуральные числа:
71; 321; 10; 897; 109 .
II – десятичные дроби.
10,3; 3,21; 0,897; 68,5; 0,05
Регулятивные: контролировать и оценивать результаты деятельности.
Личностные: оценивать усвоенный материал.
Познавательные: умение работать со знакомым материалом
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в группе.

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4
Сформулировать цель и задачи урока.
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.
- Вспомните, какое действие наиболее часто встречалось в цепочке?
- А какие числа мы вспомнили на втором слайде?
- Исходя из этого, как вы думаете, какова тема нашего урока?
Слайд 3
Запишем тему урока.
- Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока. Т.е., что вы должны сделать к концу урока?
- Как будем достигать поставленной цели?

- Правильно! Это будут наши задачи на урок, решив которые, мы придем к цели!
Определяют тему и цель урока.

- Умножение.

- Натуральные и десятичные дроби.

- Умножение десятичных дробей.

- Умножение десятичных дробей на натуральные числа.

- Научиться умножать десятичную дробь на натуральное число.
- Нужно узнать правило умножения
- Надо решать примеры, применяя и проговаривая правило
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: целеполагание, умение проговаривать последовательность действий на уроке.
Личностные: способность к ассоциативному мышлению.

4. Первичное усвоение новых знаний.

7
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи
Перед знакомством с новым материалом на столе у детей синий квадрат.
Слайд 4
Даётся задание учащимся: найти периметр квадрата, предварительно измерив его сторону: синий квадрат - 7,32 см.
- Обратите внимание, у вас на столах лежит синий квадрат. Работаем в парах. Измерьте его сторону! Сколько получилось?
- А теперь вычислите его периметр! Как найти периметр квадрата? – Хорошо, умножить его сторону на 4. Умножайте! Не знаете, как? Как по-другому можно вычислить периметр квадрата? – Молодцы, сложить все его стороны!
- Выходите к доске (2 человека)
- Один находит периметр способом сложения.
- А другой умножает, не обращая внимание на запятую. Остальные работают в тетрадях.
- Итак, что получилось?
- Теперь сравните ваши ответы с ответами, записанными на доске. В чем отличие между двумя записями?
- Какой можно сделать вывод? Объясните.








7,32 см
- Умножить длину стороны квадрата на 4.
Не можем. Не умеем.

- Найти сумму длин сторон.
В тетрадях:
7,32 + 7,32 + 7,32 + 7,32 = 29,28 (см)
В тетрадях:
732 · 4 = 2928.
- Отличаются только запятой.
Делают вывод: чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо её умножить на это число, не обращая внимания на запятую. В полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.
Регулятивные:
уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения свои действия.
Коммуникативные:
уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию, умение работать в паре.
Познавательные: умение составлять алгоритм, умение работать по плану, умение делать вывод .

5. Первичное закрепление.

5
Усвоение детьми правила действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи
Слайд 5
- Молодцы! Вот вы и сформулировали правило умножения десятичной дроби на натуральное число. Одну задачу урока мы решили?
Посмотрите еще раз алгоритм в учебнике на с. 205 и вполголоса проговорите его.




Читают правило в учебнике. Проговаривают его.
Познавательные:
умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Физкультминутка
1
Переключение внимания. Снятие напряжения.
Слайд 6
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай, дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
Стали мы теперь бодрее,
Будем думать мы быстрее.

Выполняют физические упражнения.
Регулятивные: способность к самомобилизации.

5. Первичное закрепление. (продолжение этапа).

10
Усвоение детьми правила действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
- Ребята, вы еще ставили себе задачу отработать правило на примерах. Т.е. нам нужно его .
- Посмотрите на экран. Найдите ошибки. Не выкрикиваем, поднимаем руку, отвечаем.
Слайд 7
Решить упражнение с комментированием у доски, остальные в тетрадях
Слайд 8
- К доске решать выходит Комментирует.
(№ 1305; 1306(а – е).)

- Закрепить!

Выполняют задание самостоятельно в тетради: самопроверка.
Выполняют упражнение с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях № 1306

Познавательные:
формирование навыка умножения на основе правила Регулятивные:
уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
уметь оформлять мысли в устной и письменной форме.

7.Организация первичного контроля
3
Развитие умения самостоятельно применять свои знания в стандартной, но новой ситуации,
самоконтроля и самопроверки
Слайд 9
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Кто знает, что за прибор изображен. Прибор учета электороэнергии. Ваши родители каждый месяц записывают показания этого прибора и подают в ЭК. К вам домой приходит счет на оплату. Я просила вас принести такой счет. Принесли? Хорошо. Давайте проверим, правильно ли вам посчитали размер оплаты! В счете указано. что1 кВт/ч электроэнергии стоит 3 рубля 39 копеек. Сколько рублей нужно заплатить за электроэнергию, если за месяц нагорело 364 киловатт?
 - О чём идёт речь в задаче? 
- Что известно?
- Что нужно найти?
- Выразите 3 рубля 39 копеек в рублях. Как будете решать?
-Запишите решение в тетрадь.
- Что получилось?
- Молодцы! Вы отлично справились!



Ученики отвечают на поставленные вопросы об электроэнергии.








-Об электроэнергии.
- сколько стоит 1 кВт/ч и сколько истрачено кВт
-3 рубля 39 копеек=3,39рубля
-Нужно умножить 3,39 на 364.
- 1233,96 р.
Познавательные: видеть межпредметные связи.
Регулятивные:
способность к самооценке учебной деятельности..
Личностные УУД: практическое осмысление полученной информации.

8.Информация о домашнем задании.
2
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Слайд 10
Домашнее задание: прочитать п. 34, выучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа стр. 204, ответить на вопросы стр. 205;
№ 1330 (обязательная часть);
№1331; 1332 (по желанию)
-Ребята, посмотрите на домашнее задание. Все понятно?





Учащиеся получают домашнее задание, записывают в дневник.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью понимать чужие мысли.

9.Подведение итогов урока. Рефлексия.
2
Обучение анализу результатов обучения и объяснению причины своих неудач.

Организуется рефлексия.
– А теперь скажите, какую цель вы поставили в начале урока?
– Вы достигли цели урока?
( Что вы использовали для достижения цели?
– Что интересного вы заметили при делении десятичных дробей на натуральное число?
– Проанализируйте результат своей работы, какие возникли проблемы, почему.
Слайд 11

- Ребята, я благодарю вас за работу! Желаю вам позитивного настроения на весь день!




Отвечают на вопросы учителя.






Продолжают мысль, глядя на слайд.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: контролировать и оценивать результаты деятельности.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.














Заголовок 115