КОНСПЕКТ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих».

Телекоммуникационный обучающий проект-конкурс для учителей, аспирантов, магистрантов педагогических вузов
«Компетентностно-ориентированный урок»










КОНСПЕКТ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих».

(УМК «ШКОЛА РОССИИ», автор учебника Канакина В.П.)




















Автор урока: учитель
начальных классов МКОУ «Омская СОШ»
Екименко С. Ю.










ОМСК, 2012
Раздел: «Имя существительное»
Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих».
Класс: 3.
Цели урока: создавать условия для развития у обучающихся ключевых компетенций: общекультурной (умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения, оценивать результаты деятельности; умение разрешать учебные проблемные ситуации); учебно-познавательной (нахождение, переработка, использование информации для решения учебных ситуаций и задач), коммуникативной (учится работать в паре, взаимодействовать с партнером для получения общего результата).
обучающая – сформировать у обучающихся умение анализировать слова и применять к ним изученные правила с мягким знаком для правильного написания слов; определить правило написания мягкого знака на конце существительных после шипящих; на основе изученых правил решать практические задачи;
развивающая – учить анализировать учебную задачу, правильно выбирать способы решения учебных задач и ситуаций;
воспитательная – развивать интерес к рассматриваемой на уроке проблеме и активность, направленную на решение учебных задач и ситуаций.
Задачи урока:
раскрыть связь между мягким знаком и родом имен существительных;
составить правило и схему-памятку по написанию мягкого знака после шипящих;
воспитывать у детей орфографическую зоркость.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы обучения: метод сравнения, метод конструирования правил, решение проблемных ситуаций.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Педагогические технологии: проблемно-диалоговое обучение с использованием компетентностно-ориентированных заданий.

Средства обучения: ПК, проектор с презентацией к уроку, конпетентностно-ориентированное задание по теме урока.

Структура урока: продолжительность урока – 40 мин.
Организационный момент – 1 мин;
Актуализация знаний – 5 мин;
Постановка учебной задачи – 5 мин;
Физкультминутка – 3 мин;
Решение учебной задачи – 13 мин;
Первичное закрепление – 10 мин;
Подведение итога урока, рефлексия – 3 мин.
Ход урока:

Цель этапа
Взаимодействие в образовательном процессе


Деятельность педагога
Деятельность учеников на уроке

1. Организационный момент

1. Включить детей в деятельность.
2. Организовать самооценку предстоящей деятельности
3. Воспитывать культуру поведения на уроке.
1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Мотивация учебной деятельности.
Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

Выполняют самооценку готовности:
-выбор учебных принадлежностей
-аккуратность их расположения на столе;
Настраиваются на предстоящую работу в классе, выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.
Учащиеся записывают число, классная работа, отмечают смайликом свое настроение, с которым они пришли на урок.






2. Актуализация знаний

1. Активизи-ровать знания, умения и навыки по теме урока.
2. Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности.
3. Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.

Минутка чистописания.
На доске написаны слова: тетрадь, пальто, коньки, картофель, воробьи.
- Прочитайте эти слова. Найдите сходство между ними.

- В чем различие данных слов?


- Цепочку для чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных множественного числа и мягкий знак, который должен находиться после каждой согласной. Какая цепочка получилась?




- Это словарные слова. Во всех словах пишется мягкий знак. Все слова - имена существительные.
- Здесь существительные в единственном числе и во множественном числе. Мягкий знак встречается в середине слова и в конце.
- Кьвь вькь кьвь




Делают свои предположения, сравнивают с информацией на слайде, дополняют ее.


3. Постановка учебной задачи

1. Определить тему и цель урока.
2. Добиться понимания и принятия учебной задачи урока.
Пльто, врбьи, кньки, слвьи, мрковь, мдвежьи, помщь.
- Прочитайте слова. Выпишите слова в два столбика.
- Объясните написание орфограмм. По каким признакам распределили слова?

- Зачитайте слова первого столбика.
- Зачитайте слова второго столбика.
- О чем задумались во время работы?












- О чем мы узнаем на уроке?
- Чему научимся?




- Проверка. В один столбик выписали слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком.
- Дети зачитывают слова.
- Дети зачитывают слова.
- Я не понял, куда выписать слово «помощь».
- Я думаю в первый столбик, как показатель мягкости.

- А я не согласен, ведь [щ] всегда мягкий, зачем ему показатель мягкости.
- Но и в первый столбик это слово не подходит, ведь здесь нет разделительного мягкого знака.
- А может он здесь выполняет какую-нибудь другую работу, о которой мы еще не знаем?
- А я думаю, что мы будем сегодня на уроке заниматься новой темой и узнаем, для чего ещё нужен мягкий знак, узнаем о нем что-то новое.
- Формулируют тему и цель урока.


Физкультминутка.

4. Решение учебной задачи

1. Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.
2. Решать проблему с помощью выбранного метода.
- Замени одним словом:

Она бывает детской и письменной – (речь)
Горчица оставляет во рту (горечь)
Плохое настроение вместе с капризами – (плач)
Морской, речной бывает он – (пляж)

- Что заметили в словах? Почему-то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет?
- Какая проблема встает перед нами?

- Я хочу предложить поработать вам в парах.

- Прочитайте задание стр. 28 н. 44 и, обсудив проблему, выполните его. Сделайте вывод, записав его схематично.

Алгоритм исследования:
Прочитайте слово.
Определите часть речи.
Определите род имен существительных.
Какие звуки слышатся на конце слова?
Определите, на какие группы можно распределить слова.
Запишите слова, распределив их в группы.
Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?
Сделайте вывод. Сформулируй правило.

- Какова же работа мягкого знака в этих словах?


- Какой вывод по нашей проблеме сделаем?




- Как это показать схемой?













- Давайте проверим, правы ли мы с вами. А что об этом говорит наш учебник?









- Нам надо узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет.



















- Грамматическая, он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.
- Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется.
Составляется схема
Имена существительные

Ж. Р. М. Р.


после шипящих

Ь



пишется не пишется


- Чтение правила на странице 29.
- Да. В правиле тот же вывод, что сделали и мы.


5. Первичное закрепление.

Решать типовые задания.
Закреплять способ их решения по алгоритму, если это возможно.

- Баба – Яга принесла для вас конверт, в котором лежат картинки. Каждая картинка подписана. Ребята, давайте поможем Бабе – Яге разобраться, правильно ли написаны слова.
Бланк выполнения задания:
Нож, рожь, врач, дочь, вещь, ковш, мышь.


























Индивидуальная работа по выполнению КОЗ (приложение к уроку).



6. Подведение итога урока.

1. Рефлексия деятельности на уроке.
2. Самооценка собственной деятельности.
- Оцените свою работу на уроке, вспомните, как работали на уроке. С каким заданием вы справились лучше всего?
- Над чем еще необходимо поработать?
- Нарисуйте смайлик, который соответствует вашему настроению после урока.
«Я сегодня молодец, могу научить другого!» красный квадрат;
«Я работал сегодня хорошо, но еще нужно поработать!» - желтый квадрат;
«У меня сегодня не все получилось, я буду стараться!» - зеленый квадрат.
Ученики определяют, над чем еще нужно поработать.


Ученики рисуют смайлик и цветной квадратик, который отражает усвоение темы урока (самооценка).


Комментарии Киселёва Ольга Яковлевна - 16 Мар 17:11
Анализ урока Екименко Светланы Юрьевны по предмету русский язык 3 класс, тема: "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих".
1. учитель определил компетенции/ю на формирование которых рассчитан урок, разработал стратегию их достижения;организована деятельность по приёму целей учащимися. Цель диагностична, конкретна, измерима и соответствует формируемым компетенциям. Наблюдается согласованность целей учителя и учащихся через постановку проблемных вопросов, выдвижении гипотез, ситуаций.
2.структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам, этапам, прослеживается межэтапные связи, их последовательность, дозировка, плотность, рациональное использование времени соответствует поставленным целям урока
учебный материал соответствует цели урока, выстроенная структура подачи учебного материала позволила учащимся на уроке успешно освоить запланированную единицу содержания на основе их собственной мотивации, интереса.формы, приёмы, методы соответствуют поставленным целям, содержанию учебного материала и особенностям класса.учитель использовал технологию нацеленную на развитие компетенций на уроке, соблюдая и учитывая при этом правила и особенности технологии.
3.целенаправленная с чередованием видов деятельности учащихся, темп обеспечил активность большинства учащихся;учитель организовал самостоятельную работу учащихся, обеспечил учебно-методическое обеспечение (карточки с заданиями, дополнительной информацией ).
4.эффективно подобраны средства контроля, контрольно-измерительные материалы позволяют оценить уровень компетенции; рефлексия присутствует только в конце урока, тут же рисуют квадраты по пониманию темы;
Исходя из выше сказанного эффективность урока можно оценить в 24 балла, что соответствует хорошему уровню эффективности урока.

Самоанализ компетентностно-ориентированного урока.

1. Особенности и характер класса. В классе 24 ученика. Из них 17 девочек и 7 мальчиков. Возрастной состав – 9-10 лет. В течение года произошли изменения в составе класса. Присутствуют дети из неблагополучных и неполных семей.
Успеваемость 100 %, качество знаний по русскому языку 86 %. Уровень интеллектуального развития детей класса имеет средние или немного выше среднего значения, уровень работоспособности – средний. Часть вновь прибывших детей требуют систематического контроля за успеваемостью из-за недостаточного уровня развития учебной мотивации, частых пропусков по причине болезни и др. причинам.
Дети пытаются оказывать помощь одноклассникам, способны к оказанию поддержки. Дисциплину на уроках не нарушают, если достаточно мотивированы на выполнению учебных действий.
2. Место урока в системе других уроков. Урок относится к учебному разделу курса русского языка в 3 классе: «Имя существительное». На данный раздел в учебной программе отведено 30 часов. Данный урок является 13 уроком в разделе. Для проведения урока выбран урок открытия нового знания.
3. Целью урока является создание условия для развития у обучающихся ключевых компетенций: общекультурной (умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения, оценивать результаты деятельности; умение разрешать учебные проблемные ситуации); учебно-познавательной (нахождение, переработка, использование информации для решения учебных ситуаций и задач), коммуникативной (учится работать в паре, взаимодействовать с партнером для получения общего результата).
обучающая – сформировать у обучающихся умение анализировать слова и применять к ним изученные правила с мягким знаком для правильного написания слов; определить правило написания мягкого знака на конце существительных после шипящих; на основе изученных правил решать практические задачи;
развивающая – учить анализировать учебную задачу, правильно выбирать способы решения учебных задач и ситуаций;
воспитательная – развивать интерес к рассматриваемой на уроке проблеме и активность, направленную на решение учебных задач и ситуаций.
Ученики в результате научились анализировать слова и применять к ним изученные правила с мягким знаком для правильного написания, на основе изученных правил решать практические задачи. Таким образом, урок достиг поставленной цели.
4. Формы формирования и оценивание компетенций на уроке – самостоятельная практическая работа по решению КОЗ, работа по учебнику.
5. Учащиеся на уроке проявляли достаточную активность при решении учебных ситуаций, работая в паре и индивидуально. Удалось применить правило на практике, пользуясь алгоритмом и схемой. Результативность урока – хорошая.
6. На уроке удалось организовать деятельность, которая стимулировала активность учащихся, урок достиг запланированной цели, ученики могли определить цели деятельности и пути решения учебных задач, большинство учеников оценили свою деятельность на уроке как удовлетворительная и хорошая.


Заголовок 1 Заголовок 415