Технологическая карта урока русского языка по теме Мягкий знак на конце слов после шипящих


Урок русского языка по теме «Мягкий знак на конце слов после шипящих»
Урок - обобщения знаний
Класс : 4 класс.
Учитель: Дорогобедова Н.В. УМК «Школа 21 века», автор программы Иванов С. В.
Цель:
-Научить, в каких случаях на конце слов после шипящих мягкий знак не пишется.
Задачи:
- Повторить, в каких случаях на конце слов после шипящих пишется мягкий знак, в каких случаях он не пишется; повторить написание словарных слов.
- Развивать орфографическую зоркость, внимание, память; развивать умение работать в парах, группах.

- Воспитывать аккуратность
Ход урока
Структура занятия, время Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организационный момент.
Психологический настрой на занятие
1 мин «Учите русский годы кряду
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом»
Подготовка класса к работе.
Проверяют готовность к уроку, занимают свои места. Личностные УУД: самоопределение
Регулятивные УУД: целеполагание
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 2 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
5 мин Чистописание
жж шш щщ чч2.Распределите слова по столбикам, в зависимости от того в какой части слова находится орфограмма.
Черный, пирожок, щёки, ежонок, большой, шорох, врачом, чужой, шёлк.
- Транскрипция.
- Транскрипция – это запись звуков
- Дети анализируют звуковой состав слов.
- Эти звуки согласные. Звонкие, непарные. Коммуникативные УУД:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Познавательные УУД:
логические, анализ объектов с
целью выделения признаков
3 Постановка учебной задачи
3 мин Активизирует знания учащихся.
Создаёт проблемную ситуацию.
- Рассмотрите транскрипции слов и исследуйте их. Я утверждаю, что в каждом слове надо писать мягкий знак, чтобы показать мягкость согласных звуков.

Запись на доске
[кон´к´и], [бан´т´ик], [мол´]
( два ученика работают с обратной стороны доски)
- Почему в слове – бантик - нет мягкого знака?
- В каком слове корневая орфограмма?
- Укажите способ образования слова – бантик –
- Докажите выбор суффикса
- Найдите «лишнее» слово
- Посмотрите на доску. Определите тему урока.
- Дети заменяют транскрипцию буквенной записью, анализируя состав слова. После аналитической работы определяют тему урока.
- Корень –бант-
- Коньки
- Суффиксальный
- Нет бантика
-Разные варианты Регулятивные УУД: целеполагание.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение –
формулирование
Познавательной цели; формулирование проблемы
4 Построение проекта выхода из затруднений
6 мин
Физминутка1 мин Организует обучающихся по
исследованию проблемной ситуации.
- Итак, какую функцию мягкого знака мы уже повторили на примере данных слов?
Проблема
- Вернёмся к нашим словам, записанным в самом начале урока. Какое слово является существительным.
- Что обозначает это слово?
- Где можно найти точное значение слова?
Словарь Ожегова: «Мол - примыкающее одним концом к берегу оградительное сооружение для защиты порта от морских волн»
- Составьте предложение с этим словом.
- Я предлагаю такое предложение.
Морские волны с силой бьются о мол и затихают.
- Спишите предложение
- Дайте характеристику предложению, найдите основу.
- Почему между однородными сказуемыми нет запятой?
Морские волны с силой бьют о мол и затихают.
- Найдите орфограммы гласных в словах этого предложения.
- Какие звуки разделяет мягкий знак?
- Докажите это, сделав транскрипцию
Вот помощники мои,Их как хочешь поверни.Раз, два, три, четыре, пять-
Не сидится им опять!Постучали, повертелиИ работать захотели.Тихо все на место сели. - Показатель мягкости
- Слово «мол»
- В словаре
Варианты ответов
Дети проводят синтаксический разбор предложения, повторяют правило постановки запятой при однородных членах предложения.
Безударные гласные
проверяемые ударением.
- Согласные мягкие
Регулятивные УУД: планирование,
прогнозирование;
Познавательные УУД:
моделирование,
решение проблемы, построение
логической цепи рассуждений,
доказательство, выдвижение
гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД:
инициативное сотрудничество в
поиске и выборе информации.
5 Первичное закрепление
10 мин Прочитайте слова: Вьюга, ельник, варенье, дочь, тишь, линька, пень
- Что общего у всех этих слов?
- Запишите на 1 строчке слова с разделительным мягким знаком,
на 2 строчке – с мягким знаком - показателем мягкости
- Какие слова остались?
- Какую роль выполняет Ь в этих словах?
- Дайте характеристику звукам [ч´] и [ш]
- Прочитайте в учебнике высказывание Феди. Согласны ли вы с ним?
- Рассмотрите столбики слов.
клю[ч´] ве[щ´]
чертё[ж] пе[ч´]
кирпи[ч ´] ро[ж]
- Что их объединяет?
- Запишите слова, заменяя транскрипцию буквенной записью.
- В каких словах написали мягкий знак?
ключ вещь
чертёж печь
кирпич рожь
- Верно ли утверждение, что в данных словах мягкий знак – показатель мягкости?
- К какому склонению относятся данные существительные?
15049517653000
Работа с учебником с. 45 упражнение 2(устно)
- Почему в слове –мышь- написали мягкий знак, а в слове – малыш- нет?
- Во всех словах есть Ь.
- Тишь, дочь.
- В этих словах Ь указывает на грамматический признак – род имён существительного.
- cущ., ед.ч., И. п., заканчиваются на шипящие звуки
- Нет
- Нет, неверно.
- К 3 склонению
- Существительное мышь женского рода, поэтому после шипящего пишем Ь, а слово малыш мужского рода – мягкий знак не пишем. Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные УУД:
общеучебные – умение
структурировать знания, выбор
наиболее эффективных способов
решения задания, умение
осознанно и произвольно
строить речевое высказывание,
рефлексия способов и условий
действия;
Коммуникативные УУД:
управление поведением
партнёра – контроль, коррекция.
6 Самопроверка, самостоятельная работа
11 мин
Физминутка1 мин
Организует деятельность по
применению новых знаний.
- Возникла проблема. Как её решить?
Работа по карточкам в парах.
Карточка
Сделайте выводы о правописании слов.
Имена существительные, мн. ч., Р. п.
(нет) задач, туч, груш, удач, луж
20053301225550065087512065000
Вывод мн. ч. Р. п.
1211580444500 Ь
65087515748000 после шипящих и ц
По дорожке шли, шли,Много камешков нашли.Присели, собралиИ дальше пошли.

Работа по выбору. 1 ученик на компьютере выполняет индивидуальную работу.
Карточка №1 Подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.
а) Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь, тишина.
Карточка №2 Изменить слова в Р.П мн. ч. (нет)
б) тучи, задачи, дачи, каши, лужи, рощи.
Карточка №3 Зашифровать слова: смерч, рожь, полночь, глушь.
Запись в транскрипции.
- Подберите прилагательные к существительному «заяц»
Трусливый, белый, хороший
- Определите категорию прилагательных
9836159271000Хороший хорош?
В. Маяковский «Этот мальчик так хорош, загляденье просто»
2134870175260007823201663700078232015748000
Вывод краткие прил.
782320317500 Ь после ш, щ, ц, ж
7823206477000
Игра: называю прилагательные, а вы записываете краткие прилагательные у себя в тетради.
(2 учащихся работают с обратной стороны доски)
Могучий – могуч, хороший …, дремучий …, кипучий …, горячий…, скрипучий …, свежий…, пахучий
Самостоятельная работа.
Осуществляет самопроверку,
пошагово сравнивая с эталоном.
Дети предлагают варианты написания слов.
С помощью исследовательской работы в парах находят верное решение, выводят правило.
Применение полученных знаний. Дети выполняют разную по уровню сложности работу. Один ученик проходит тест на компьютере.
Работа с классом Регулятивные УУД: контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже усвоено
и что ещё подлежит усвоению,
осознание качества и уровня
усвоения;
Личностные УУД: самоопределение.
7 Обобщение
5 мин
8 Рефлексия
1 мин
Домашнее задание
1 мин Ключ.. Вещ.. Могуч.. (много) задач..
Чертеж.. ноч.. дремуч.. (нет) груш
Кирпич.. рож.. хорош.. (желаю) удач..
- Я предлагаю вам поработать в парах. На ваших столах есть листки со столбиками слов.
- Подумайте, обсудите и объясните, что объединяет слова каждой группы.
- В словах какого столбика вы напишите Ь?
- Почему?
Запись предложений под диктовку.
Возле дач…среди рощ…бьёт холодный ключ. Пойдёшь в лес и увидишь ландыш. Он свеж и пахуч. А ночью такая тишь!
- Проверка с объяснением.
Тест.
1.Мягкий знак в словах тишь, мощь, вещь, ночь:
а) разделительный;
б) выполняет грамматическую функцию;
в) показатель мягкости.
2.Разделительный Ь пишется:
а) между двумя согласными буквами;
б) между согласной и гласной буквой;
в) между двумя согласными звуками.
 
3.Мягкий знак у сущ. ж.р. 3 скл. Указывает:
а) на число;
б) на род.
4. Мягкий знак в  русском языке  выполняет:
а) 1 функцию,
б) 2 функции;
в) 3 функции.
 
5. Мягкий знак не пишется:
а) у сущ. ж.р. 3 скл.;
б) у кратких прилаг.;
в) у сущ. в Р.п. мн. ч.
Организует рефлексию
- У вас на столах листки самооценки. Оцените свое участие в уроке.
Если вы считаете, что работали активно, старались отвечать на все вопросы учителя, обведите простым карандашом смайл наверху пирамиды. Если старались не всегда – посередине, если были простым наблюдателем – внизу.
Подобрать пословицы, в которых встречается Ь, назвать его функцию.
Например: Поспешишь – людей насмешишь. Дети действуют в соответствии с предложенным алгоритмом
В словах второго столбика есть существительные женского рода. 3 скл., И. п. В этих словах после шипящих пишем Ь
Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их
соответствия. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД: рефлексия.
Личностные УУД:
смыслообразование.
Регулятивные УУД: контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже усвоено
и что ещё подлежит усвоению,
осознание качества и уровня
усвоения;
Личностные УУД: самоопределение.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные УУД:
смыслообразование.