Конспект урока на тему Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой 7 класс


Тема урока: Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой.
Лабораторный опыт «Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой и под углом друг другу»
Цель урока: Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут знать понятие о равнодействующей силы как векторной суммы всех сил, действующих на тело. Формирование у учащихся новых способов действия. Получить правила для ее нахождения, применять их к решению задач
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
Сформировать представление о равнодействующей всех сил как векторной суммы всех сил, действующих на тело. Уметь находить равнодействующую силу, преобразовывать знаки, модели сил. Формировать практические навыки.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
Создать условия для положительной мотивации при изучении физики. Способствовать развитию творческого мышления, воспитание аккуратности, внимательности. Бережливого отношения к школьному имуществу. Формирование сознательной дисциплины.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученнные знания. Проводить анализ. Синтез. Сравнения. Делать необходимые выводы. Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности. Умения выделять главное. Способствовать развитию технологического мышления.
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы обучения: 1. Словесный. 2. Наглядно-демонстрационный. 3.Практический. 4.Обощающий, 5.творческий.. 6. контроль-самоконтроль. Частично-поисковый.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран. Приборы для демонстрации опытов. Презентация.
Ход урока
І. Организационный момент
Доброе утро. Меня зовут Рузалия Ришартовна, и этот урок физики мы проведем вместе. Давайте посмотрим на экран. Учащиеся Гимназии №2, в которой я работаю, передают вам привет, желают вам успехов на этом уроке и верят, что у вас все получится. У нас все получится?
Сегодня работают 3 группы: 1ая, 2ая, 3я
Правила работы в группах, Хочу акцентировать ваше внимание, что важен ВКЛАД КАЖДОГО для достижения успеха.
У вас на столе есть рабочие карты урока для каждого ученика, в течении урока в этой карте вы будете зафиксировать наблюдения и промежуточные выводы. Все понятно? Итак начинаем наш урок.
ІІ. Актуализация опорных знаний
Ребята, я думаю, вы со мной не будете спорить, если я скажу, что природа это язык предметов и явлений, и беседовать с природой нужно только на ее языке. Согласны?____Тогда для начала предлагаю восстановить цепочку этапов последовательного изучения любого природного явления. Для этого на столе у каждой группы есть карточки1. Возьмите их. Ваша задача, посоветовавшись в группе в течении одной минуты расположить карточки в правильной последовательности. Задание понятно? Приступаем.
Готовы? Давайте посмотрим, что у нас получилось.
Итак ребята, мы с вами сделали первый шаг на пути к познанию природы. И вот по такому алгоритму, мы будем сегодня с вами работать.
Вспомним вы сейчас изучаете тему взаимодействия тел, и сегодня мы с вами продолжим ее изучать. Готовы?
Тогда посмотрите на экран.
ІІІ. Мотивация
Мозговая атака 5 мин
рисунок из известной басни И.А.Крылова “Лебедь, щука и рак”.
Когда в товарищах согласья нет,На лад их дело не пойдет,И выйдет из него не дело, только мука.Однажды Лебедь, Рак да ЩукаВезти с поклажей воз взялисьИ вместе трое все в него впряглись;Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!Поклажа бы для них казалась и легка:Да Лебедь рвется в облака,Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. [1]
Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;Да только воз и ныне там.
Почему воз и ныне там? Как бы вы посоветовали поступить персонажам басни, чтобы перевести воз с поклажей?__??
Молодцы, вы смогли сформулировать тему. А теперь попробуем подумать, на какие вопросы мы должны с вами ответить, рассматривая данную тему?
____
Теперь откройте рабочие карты урока и запишите тему урока Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой.
(слайд тема, цели)
IV. Изучение нового материала (7 мин)
Очень часто тела движутся под действием не одной, а сразу нескольких сил.
Рассмотрим опыт.
Прикрепляем к динамометру груз 1 (сила 1Н), груз 2 (сила 2Н).
А как думаете можно заменить эти несколько сил, приложенных к телу, одной силой равноценной по своему действию этим силам? И эта сила будет называться равнодействующей.
Теперь давайте попробуем дать определение равнодействующей силе.
_____
Давайте запишем научное определение в научную карту.
(слайд определение)
Равнодействующей называется сила, которая производит такое же действие, как несколько одновременно действующих сил.
Чтобы определить равнодействующую силу нескольких сил, надо найти их геометрическую сумму. Для этого необходимо соединить конец одной стрелки, изображающей силу, с началом другой. Результирующая сила будет показана стрелкой, соединяющей начало первой и конец последней.
Разберем самые простые примеры:
Демонстрация 1 (направлены в одну сторону)
Две силы, приложенные к телу, направлены вдоль одной прямой в одном направлении.
Картинка Сказка «Репка».
Почему дед не мог справиться один? Как направлены силы?
Тогда равнодействующая сила Fр по направлению совпадает с направлением сил F1 и F2, а ее величина равна их сумме: Fр=F1 + F2.
Запишите в рабочую карту: Две силы, приложенные к телу, направлены____как?
Тогда R=
Две силы, приложенные к телу, направлены вдоль одной прямой, но в противоположных направлениях.
(Рисунок, 3 случая перетягивание каната)
Если F1 > F2, тогда величина равнодействующей силы Fр = F1 - F2, и направлена по направлению силы F1.
Если F1 < F2, то Fр направлена по направлению действия силы F2.
Если две противоположно направленные силы равны по величине, то их равнодействующая сила равна нулю, т.е. Fр = F1 - F2 = 0. В этом случае говорят, что силы себя уравновешивают.
Работа в группах (в парах???) соответствие формул
V. Закрепление (7мин)
Физкультминутка
Очень физику мы любим!
Шеей влево, вправо крутим.
Воздух – это атмосфера,
Если, правда, топай смело.
В атмосфере есть азот,
Делай вправо поворот.
Так же есть и кислород,
Делай влево поворот,
Воздух обладает массой
Мы попрыгаем по классу.
Практическая работа. (работа в парах)
Опыт1
Цель: убедиться на опыте, что равнодействующая двух сил, направленных в одну сторону равна их сумме.
Приборы и материалы: динамометр, набор грузов.
Прикрепить к динамометру 1 груз, определить силу тяжести.
Прикрепить к динамометру 2 груз, определить силу тяжести.
Определить равнодействующую сил.
Сделать вывод.
VI. Рефлексия (1мин) (Работа в группах)
Вам необходимо в соответствующую клетку поставить знак
«+» – Если для расчёта равнодействующей, силы необходимо сложить;
Или
«–» – Если для расчёта равнодействующей, силы необходимо вычесть.
Два мальчика тянут канат в противоположные стороны. Рассчитывая равнодействующую сил тяги мальчиков…
Спортсмен держит на вытянутой руке гирю. Рассчитывая равнодействующую силы тяжести спортсмена и гири…
Парашютист с раскрытым парашютом опускается на землю. Рассчитывая равнодействующую силы тяжести и силы сопротивления воздуха…
Маленький мальчик сел к папе на колени. Рассчитывая равнодействующую силы тяжести мальчика и папы…
Камень бросили в воду и он опускается на дно озера. Рассчитывая равнодействующую силы тяжести и силы сопротивления…
VII. Итоги урока
Домашнее задание: нет????