«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»


Пояснительная записка к программе курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов составлена на основании авторской «Программы курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова (Нижний Новгород).
Рабочая программа в 3-4 классах рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Программа курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» нацелена на максимальную коррекцию имеющихся у школьников недостатков развития и построена с учетом своеобразия их психических процессов.
Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С.Выготского об общих законах развития аномального и нормального развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной, психолого-педагогической программы. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения умственно отсталых детей требуют обязательного учета психофизических особенностей каждого ребенка, создания необходимых условий для полноценного развития, становления его как субъекта учебной деятельности.
Программа курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет цель: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
- обогащение чувственного познавательного опыта(умение наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленного на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир (цвет, вкус, запах, ритм, звук);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного – является необходимым для развития познавательной деятельности. Чтобы познакомиться с предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, показать. Разные виды деятельности – это возможность для обогащения словарного запаса детей. Особое внимание уделяется специальному формированию умений планировать предстоящую деятельность, контролировать ход работы и давать отчет по окончании.
Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает следующие разделы:
1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков;
2. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
3. Восприятие пространства, времени;
4. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовые качества, барических ощущений);
5. Тактильно-двигательное восприятие;
6. Кинестетическое и кинетическое развитие;
7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
8. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Все запланированные формы работы включают обучение, игру, изобразительную деятельность, физкультуры, развития речи. Это позволяет создать основу для успешного усвоения учащимися программ знаний, дает возможность спрогнозировать дальнейшую положительную социализацию в обществе.
Для изучения курса подобран весь необходимый учебно-методический материал:
«Коррекционно-развивающие занятия» С.И.Тукачева, «Графические диктанты» Т.В.Голубь, «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах» Н.М.Гончарова, Л.С.Дыбань, В.Д.Иманова, «35 занятий по подготовке детей к школе (развитие речи, письмо, счет, чтение)» Л.А.Костарева, «Веселые домашние задания» М. Султанова.
Тематическое планирование коррекционных занятий
3 класс

п/пТема урока Кол-во часов Дата Цели и задачи Основные понятия
1 2 3 4 5 6
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. 3 часа
1. Экскурсия «Щедрая осень» 1 Целенаправленно выполнять действия по инструкции; ориентация в пространстве Времена года
2. Игры с осенью. «Листья в саду» 1 Формировать умение самопроизвольно согласовывать свои движения и действия Виды листьев
3. Оригами «Рыбки» 1 Развитие воображения, мышления, совершенствование зрительно-двигательной координации Цветная бумага, геометрические фигуры
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование. 3 часа
4. Графический диктант «Слон» 1 Зрительное определение отличительных признаков Палитра, клетка
5. «Ветнянки-вырезанки» 1 Классификация геометрических фигур Цветная бумага, белая бумага
6. Работа с конструктором 1 Анализировать и сравнивать предметы по форме, цвету, величине; исправление недостатков моторики Конструктор
Восприятие пространства. 3 часа
7. Игры с осенью 1 Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога Времена года
8. Практическое занятие 1 Формировать умения выполнять работу по инструкции Салфетки, мулине, трафарет
9. Пространственная ориентировка на листе бумаги (листок-цветок) 1 Сформировать навыки ориентации на плоскости бумаги Лист бумаги, цветные карандаши
Восприятие особых свойств предметов (осязание, обоняние, вкусовые качества). 2 часа
10. «Волшебный мешочек» 1 Исправление недостатков; различие и сравнение разных предметов на вкус, запах Овощи, муляжи
11. Травушка-муравушка (осязание, лечебные травы) 1 Определение на ощупь плоскостных предметов. Собственные ощущения Лекарственные травы
Тактильно-двигательное восприятие. 2 часа
12. Определи на ощупь (трафарет) 1 Развитие и координация движения кисти рук и пальцев Трафареты
13. «Розы» - раскатываем пластилин 1 Целенаправленность действий по инструкции педагога Пластилин
Кинестетическое и кинетическое развитие. 2 часа
14. Мимика «Имитация повадок» 1 Развитие зрительного восприятия; умение изображать «братьев меньших» Пирфограммы. Животные
15. «Я рисую радость» 1 Активизация жизненного опыта Краски, палитра
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. 1 часа
16. Фенологический рассказ 1 Формировать умения давать полное описание явлений и объектов Рассказ
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. 2 часа
17. Пересчитываем все на свете 1 Обогащение чувственно-познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять Картина
18. Нахождение отличительных признаков «Зарядка для ума» 1 Развитие глазомера Картина
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. 3 часа
1. Разучивание игры «Вызов номеров» 1 Целенаправленно выполнять действия по инструкции; ориентироваться в пространстве Игра, мяч, обруч, бант, шнур
2. «Забавные кляксы» 1 Развитие воображения, мышления, совершенствование зрительно-двигательной координации Клякса, акварель
3. Нарисуй продолжение истории 1 Исправление недостатков моторики; обогащение чувственно-познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи и на рисунке) История, рассказ
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. 4 часа
4. Корректурная проба с геометрическими фигурами 1 Выявление скорости распределения и переключения внимания, его устойчивости Геометрические фигуры
5. Изготовление геометрического конструктора 1 Формировать умения узнавать предметы по заданным признакам Геометрические фигуры
6. Конструирование из геометрических фигур «Машина» 1 Коррекция недостатков познавательной деятельности в процессе целенаправленного восприятия форм, конструкции предмета Конструктор, геометрические фигуры
7. Конструирование из геометрических фигур «Башенка» 1 Коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического формирования восприятия форм, цвета, свойства предмета Конструктор, геометрические фигуры
Восприятие пространства. 1 час
8. «Ожившие точки» 1 Развитие зрительного восприятия, формирование точности выполнения задания Предметы
Тактильно-двигательное восприятие. 4 часа
9. Работа с комбиблоком. Изготовление грузового корабля 1 Формировать умение составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам Комбиблоки. Грузовой корабль
10. Работа с комбиблоком. Изготовление лодки индейцев (каноэ, пирога) 1 Давать полное описание объектов, учить видеть временные рамки своей деятельности Комбиблоки
11. Работа с комбиблоками. Изготовление поезда 1 Формировать навыки самопроизвольно согласовывать свои движения и действия Комбиблоки12. Работа с комбиблоками. Изготовление замка 1 Сформировать навыки работы с комбиблокамикомбиблокиРазвитие слухового восприятия и слуховой памяти. 2 часа
13. Графический диктант 1 Формирование точности, целенаправленности движений и действий Диктант. Медведь
14. Нарисуем музыку 1 Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир Ноты, музыка
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. 3 часа
1. Следящая нить (краски, нитки, бумага) 1 Развитие координации движений руки и глаз Краски, нитки, бумага
2. Экскурсия. Лепим из снега 1 Развитие воображения и координации движений Формочки
3. Рука желаний (обведи ладонь, напиши) 1 Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур Геометрические фигуры
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование 3 часа
4. «Частичка сердца» 1 Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур Геометрические фигуры
5. Графический диктант «Пароход» 1 Пространственная ориентировка на листе бумаги Трафарет, образец
6. Конструирование «Башня» 1 Развитие глазомера, координация движений Конструктор
Восприятие пространства. 2 часа
7. Фенологический рассказ «В зимнем лесу» 1 Развитие слухового восприятия окружающей природы Рассказ
8. «Волшебный веер» (сгибание бумаги влево, вправо) 1 Целенаправленность выполнения движений Бумага
Восприятие особых свойств предметов (осязание, обоняние, вкусовые качества) 2 часа
9. Собственные ощущения: холодный, горячий, кислый, горький, сладкий, соленый 1 Развитие особых свойств путем ощущений Фрукты, овощи
10. «Душистая полянка» 1 Развитие особых свойств путем обоняния Лекарственные травы
Тактильно-двигательное восприятие. 3 часа
11. «Кукла-закрутка» (ткань, бумага) 1 Формирование умения скручивать лоскутки ткани Ткань, вата, бумага
12. Снаряди свою куклу-закрутку 1 Движение в заданном направлении Образец
13. «Звездочка за 1 минуту» 1 Пространственная ориентировка на листе бумаги Карандаши, бумага
Кинестетическое и кинетическое развитие. 2 часа
14. Выразительность движений (имитация игры на музыкальных инструментах) 1 Целенаправленность выполнения движений Карточки
15. Выполнений упражнений по заданию учителя (звери, птицы) 1 Развитие восприятия, обозначение словом положения движений тела Карточки
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. 2 часа
16. Нарисуем музыку 1 Развитие слухового восприятия Диск
17. Загадочные картинки 1 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза Рисунки
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. 3 часа
18. «Отгадай, найди, раскрась» 1 Дифференцированное зрительное восприятие Схемы
19-20 «Зоопарк на столе», «Эти забавные зверюшки» 2 Целенаправленность выполнения движений Образец
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. 3 часа
1. Штриховка и развитие речи: «Любимый герой» 1 Обогащение познавательного интереса на основе наблюдений Штриховка
2. Все делаем своими руками 1 Привитие санитарно-гигиенических навыков Инструкция
3. Точечные рисунки 1 Уметь целенаправленно выполнять действия по инструкции Точка
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. 4 часа
4. Веселый поезд 1 Умение ориентироваться на плоскости листа Плоскость
5. Пароход 1 Умение классифицировать геометрические фигуры Фигура
6. Рисуем узоры 1 Умение анализировать и сравнивать предметы по признакам Предмет
7. Закончи ряд 1 Формирование пространственной ориентировки Объект
Восприятие пространства. 2 часа
8. Богатырские забавы 1 Совершенствование зрительно-двигательной координации Забавы
9. Нарисуй наоборот 1 Развитие слухо-голосовой координации Наоборот
Восприятие времени. 2 часа
10. Фонологический рассказ «В весеннем лесу» 1 Умение определять последовательность событий Рассказ
11. Букварь здоровья 1 Умение выделять части суток и порядок дней недели Сутки, дни, недели
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. 3 часа
12. Животное – игрушка или друг 1 Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Игрушка, друг
13. Точка, точка – огуречик – вот и вышел человечек 1 Формирование способности эстетически оформлять работы Геометрические фигуры
14. Тайны природы 1 Привитие экономии и бережливости к окружающему миру Природа
Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти. 4 часа
15. Отгадай, найди, расскрась1 Коррекция тактильно-двигательных мышц рук Движение
16. «Во саду ли, в огороде» 1 Развитие диалогически связной речи, эмоционально окрашенной Огород, сад
17. Забавы «Румяные щечки» 1 Коррекция движений крупной и мелкой моторики Забава
18. Мы итоги подведем и отдыхать пойдем 1 Закрепление полученных знаний и умений Задание
Тематическое планирование коррекционных занятий
4 класс

п/пТема урока Кол-во
часов Дата Цели и задачи Основные
понятия
1 2 3 4 5 6
Развитие крупной и мелкой моторики, графоморных навыков. 4 часа
1. Рисование ладошками 1 Обучение ловкости и умению быстро ориентироваться на плоскости бумаги Мелкая моторика рук
2. Работа комбиблоком «Я строю город-сад» 1 Развитие воображения, координации движений Комбиблок
3. Графический диктант «Динозавр» 1 Обучение ловкости в обращении с карандашом Трафарет
4. Экскурсия «Запах леса» 1 Привитие любви к окружающей природе Техника безопасности
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. 4 часа
5. Работа с конструктором (поезд с вагонами) 1 Выявление уровня зрительной памяти и развития восприятия предметов Конструктор
6. Воздушные самоделки (игра с мыльными пузырями) 1 Развитие воображения, полноценного восприятия Самоделки, мыльные пузыри
7. Графический диктант «Лебеди» 1 Тренировка мышц рук Образец
8. Сказочная глина (корзинка с овощами, фруктами) 1 Формирование интереса к познанию окружающего мира Овощи, фрукты
Восприятие пространства. 3 часа
9. Аппликация «Экзотические рыбки» 1 Формирование умения ориентироваться в пространстве Аппликация
10. Квиллинг «Маленькие шедевры» 1 Обучение детей нескольким основным приемам в накручивании и моделировании бумажных полосок Квиллинг
11. Продолжи рисунок (по заданию учителя) 1 Развитие слухоголосовых координаций Трафарет
Тактильно-двигательное восприятие. 2 часа
12. «Розы» раскатываем пластилин 1 Формирование точности и целенаправленности движений и действий Свойство пластилина
13. Определи на ощупь «Волшебный мешочек» 1 Формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и отражать их в речи Предметы
Восприятие особых свойств предметов (осязание, обоняние, вкусовые качества). 2 часа
14. Травушка-муравушка (лекарственные травы) 1 Учить определять предмет (растение) по запаху Лекарственные травы
15. Определи по вкусу (фрукты, овощи) 1 Обогащение словарного запаса с использованием соответствующей терминологии Термины
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. 2 часа
16. Творческая работа (составь рассказ) 1 Развитие воображения, целенаправленного внимания, связной речи Рассказ
17. Игра «Лисонька», «Совушка-сова» 1 Полноценное восприятие заданий и исправление недостатков моторики Игра
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. 2 часа
18. «Зарядка для ума» 1 Коррекция недостатков познавательной деятельности в процессе целенаправленного восприятия учебной деятельности Тесты, ребусы
19. «Путаница». Найди отличия (серия картинок) 1 Картинки
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. 3 часа
1. Экскурсия «Что рассказал последний листок осени» 1 Развитие воображения, мышления, связной речи Предметы
2. Игра «Волк и охотники» 1 Целенаправленность выполнения действий по инструкции педагога Игра
3. Веселая эстафета 1 Развитие координации движений крупной моторики Эстафета
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. 2 часа
4. «Царство леса» (лепим зверей) 1 Формирование зрительного восприятия, сопоставление предметов Образец
5. «Неваляшка» 1 Развитие наблюдательности, внимания, воображения Геометрические фигуры
Восприятие пространства. 2 часа
6. Оригами «Аквариум с рыбками» 1 Формирование умения ориентироваться на листе бумаги по речевой инструкции Оригами
7. Игра «Хорошо как мы мы сидим», «Выше ноги от земли» 1 Определение расположения предметов в пространстве (справа – слева, выше – ниже) Игра
Тактильно-двигательное восприятие. 2 часа
8. «Цветы», «Орнамент» (работа с мозаикой) 1 Формирование точности и целенаправленности движений и действий Мозаика
9. Графический диктант «Поезд» 1 Тренировка мышц рук трафарет
Восприятие особых свойств предметов (осязание, обоняние, вкусовые качества). 2 часа
10. Различие и сравнение разных предметов. (По признаку веса: тяжелый-легкий, стул, бумага, подушка, ведро, карандаш) 1 Учить классифицировать предметы по форме, величине, функциональному назначению)Предметы
11. «Чем богат и знаменит» (лук, укроп, чеснок, петрушка) 1 Учить определять вкусовые качества, описывать словесно собственные ощущения Овощи
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. 2 часа
12. Мини-рассказ «Мой любимый четвероногий друг» 1 Развитие зрительного восприятия и слуховой памяти, связной речи Картинки
13. В гостях у сказки (просмотр к\фильма) 1 Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Сказки
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. 2 часа
14. Беседа «Откуда пришла елка и дед Мороз» 1 Формирование умения слушать и слышать воспроизведенное учителем Буклеты
15. Создаем красоту и украшаем дом к празднику 1 Развитие глазомера, обучение ловкости и бережливости Бумага
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. 4 часа
1. Игровые задания 1 Обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки, нацеленные на развитие памяти, мышления, речи, воображения, отражать их в речи 2. Составь рассказ 1 3. Задание на внимание «Из чего состоит…» 1 Целенаправленно выполнять действовать по инструкции педагога 4. Задание на развитие памяти «Маленькие человечки» 1 Анализировать и сравнивать предметы по форме, цвету, величине Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. 3 часа
5. Конструирование предметов из кругов, штриховка 1 Развивать мелкие мышцы рук, мышление, воображение, внимание. Формировать навыки самостоятельной работы Трафареты, шарики, простые и цв.карандаши6. Графический диктант «Лошадь» 1 Обогащение познавательного опыта на основе формирования умения наблюдать 7. Работа с точками 1 Восприятие пространства. 3 часа
8. Изучаем знаки дорожного движения 1 Зрительно определять отличительные признаки двух предметов 9. Точечные рисунки 1 Учить умению ориентироваться на плоскости листа бумаги 10. Оригами. «Трусишка зайка беленький» 1 Учить классифицировать геометрические фигуры Тактильно-двигательное восприятие. 3 часа
11. Аппликация. «Мимоза» 1 Учить умению анализировать и сравнивать предметы по форме, цвету, величине 12. Конструирование. «Замок» 1 13. Графический диктант. «Бабочка» 1 Развитие восприятия и мышления Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. 3 часа
14. Сочинялка 1 Формирование пространственных ориентировок, совершенствование зрительно-двигательной координации 15. Оформление книги 1 16. «Барби на празднике»; «Барби на ранчо» 1 Развитие воображения, мышления, внимания, развития слухового восприятия, формирование эстетического восприятия окружающего мира во всем многообразии цветов, форм, звуков Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. 4 часа
1. Давайте поиграем 1 Развитие крупной моторики, точности движений Задания
2. Составь рассказ 1 Обогащение чувственного познавательного опыта, нацеленного на развитие речи Картинки, тексты
3. Задание на внимание: «Из чего состоит…» 1 Целенаправленное выполнение действий по инструкции педагога Картинки
4. Задание на развитие памяти: «Маленькие человечки» 1 Уметь анализировать и сравнивать предметы по форме, цвету, величине Человечки
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. 3 часа
5. Конструирование предметов из кругов, штриховка 1 Коррекция мелкой моторики рук, воображения, мышления Трафареты, круги
6. Графический диктант «Лошадь» 1 Развитие памяти, глазомер Трафареты
7. Оживи точки 1 Развитие логического мышления (классификация, обобщение) Образец
Восприятие пространства. 3 часа
8. Изучаем знаки дорожного движения 1 Учить зрительно определять отличительные признаки двух предметов Дорожные знаки
9. Квиллинг «Смешарики» 1 Учить умению скручивать гофрированную бумагу Смешарики
10. Оригами «Собачка» 1 Учить классифицировать геометрические фигуры Геометрические фигуры
Тактильно-двигательное восприятие. 3 часа
11. Аппликация «Тюльпаны» 1 Тренировка мышц рук, умение анализировать и сравнивать предметы Виды бумаги
12. Конструирование «Замок» 1 Обучение ловкости при работе с мелкими и крупными деталями Конструктор
13. «Рассели жителей» 1 Развитие произвольного внимания (концентрация, переключение) Тексты-задания
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. 3 часа
14. Сочинялки 1 Коррекция внимания, связной речи, зрительной памяти Тексты, предложения
15. Склеенные предложения 1 16. Логические задачи «Поиск чисел»; «Переставь местами» 1 Развитие мыслительных процессов Задачи
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. 3 часа
17. «Круги на воде» 1 Развитие творческого воображения и образного мышления Камешки, вода
18. «Запоминай и нарисуй» 1 Расширение словарного запаса, развитие речи Тексты
19. «По нитке до клубка» 1 Умение ориентироваться на плоскости Тексты