Адаптированная рабочая программа по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» (2 класс)


Министерство образования Республики Башкортостан ГБОУ Красновосходская коррекционная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Согласовано: Утверждено:
Зам.директора по УВР Директор школы
________ /Э.Р. Гайсина./ ________/Р.Г.Гайсин./
«__» ___________ 2016 г. «__»___________2016 г.

Адаптированная рабочая программа
по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов»
для обучающихся 2 класса
на 2016-2017 учебный год
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «31» августа 2016 г.

Составила психолог-педагог: Габдуллина К.А.
с. Красный Восход - 2016 г.
Паспорт рабочей программы
Тип программы:
-адаптированная образовательная программа коррекционных образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость).
Статус программы:
Адаптированная рабочая программа по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Назначение программы:
-для обучающихся коррекционной школы образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: учащиеся 2 класса ГБОУ КШИ
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: для 2 класса 65 часов;
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю.
Форма контроля: обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей в начале и в конце учебного года.
Пояснительная записка
Составлена на основе программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева и авторской программы О.Н.Тимченко «Программа по курсу "Развитие психомоторики и сенсорного восприятия"для учащихся 1- 4 классов специальной /коррекционной/общеобразовательной школы VIII вида.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации » от 29.12.2012г № 273-ФЗ.
2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный. 1-4 кл. под редакцией В. В. Воронковой Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации;
3. «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год». Приказ Министерства образования и науки от 19.12.2012г № 1067;
4.Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов», 26.12.2000 г.;
5.Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г;

Актуальность
         Забота нашего государства о подрастающем поколении распространяется и на детей с физическими и психическими недостатками, в частности, на этих детей распространяется Закон о всеобщем обязательном образовании. Основным типом школ для таких детей являются коррекционные школы для обучающихся с ОВЗ, в которых осуществляется обучение и подготовка их к посильной трудовой деятельности, дальнейшей социализации в обществе. Учащиеся получают всестороннее духовное и физическое развитие, овладевают основами научных знаний. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.

Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих закономерностях развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению ребенка с ОВЗ, об учете зон актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого – педагогической программы.

Программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" имеет своей целью: дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.         Достижение цели предполагает решение ряда задач:
- обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
Основные направления работы:
1. Формирование знаний сенсорных эталонов.
2. Обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого – либо предмета.
Общая характеристика предмета
Целостное восприятие - важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с интеллектуальными нарушениями, затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала.
Кроме того, сенсорное развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями в целом, значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно.
Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости.         Для умственно отсталых детей характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Применение на психокоррекционных занятиях приемов, облегчающих восприятие (показ предметов, использование стимулирующих реплик и направляющих внимание вопросов, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и т.д.), побуждает учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению действий с объектом и к формулированию полученных результатов. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.         Особое внимание уделяется специальному формированию умений планировать предстоящую деятельность, контролировать ход работы и давать отчет по ее окончании.         Предмет предусматривает развитие и воспитание детей в различных видах деятельности (игра, изо-деятельность, аппликация и т.д.), преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением.
Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
   — развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.
      — тактильно-двигательное восприятие.
Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Речь идет о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности, позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщенное представление о самом объекте.  
         — кинестетическое и кинетическое развитие.
 Кинестетические ощущения (кожная, вибрационная чувствительность, т. е. поверхностная чувствительность) — чрезвычайно важный вид чувствительности, так как без них невозможно поддержание вертикального положения тела, выполнение сложно координированных движений. Кинестетический фактор несет информацию о взаиморасположении моторных аппаратов в статике и движении. Он тесно связан с осязанием, что способствует обеспечению более тонких и пластичных подкреплений сложных комплексов рук, ног, кистей, пальцев, органов артикуляции, глаз и т. д.      
        — восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. Ученые констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным функциям, что свидетельствует о незавершенности в этих возрастных фазах процессов сенсомоторного развития.
   — развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.            
  — восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;    
Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов.      Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного. Пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями не могут дать полные представления об исследуемом объекте; для них характерна ориентировка на отдельные, часто несущественные признаки объекта.       — развитие слухового восприятия.
 Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая неактивность познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. У детей с интеллектуальной недостаточностью отсутствует должное соответствие между словом, обозначающим предмет, и конкретным образом. Недостаточно воспринимая и осмысливая предметы и явления окружающей действительности, учащиеся не испытывают потребности в их точном обозначении. Накопление слов, обозначающих свойства и качества объектов и явлений, осуществляется значительно медленнее, чем у сверстников с нормальным развитием. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».
            — восприятие пространства.
Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях.            
 — восприятие времени.     
Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. Еще сложнее формируются у детей представления о последовательности основных жизненных событий и их продолжительности. А умением определять время по часам ученики коррекционной школы зачастую не овладевают и к старшим классам.
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорного развития в соответствии с учебным планом, рассчитана на 65 часов в год (2 часа в неделю).
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Всего
16 часов 15 часов 18 часов 16 часов 65 часов

Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся, способствует умственному развитию.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса.
Курс занятий имеет коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры. Отметим, что данные занятия ни в коей мере не подменяют коррекционную направленность всего процесса обучения в коррекционной школе. Они предназначены исключительно для тех детей, которые испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала вследствие недостаточного развития перцептивной (сенсорной) сферы.
Планируемые результаты изучения курса.

Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных и предметных результатов.
Личностные и метапредметные результаты.
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Развивать мотивы учебной деятельности, формировать личностный смысл учения.
Ценить и принимать такие базовые ценности как родина, природа, мир.
Ценить и принимать мнения других, уважительно относится к высказываниям и мыслям товарищей.
Оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие.
Воспитывать уважение к своему народу, Родине, природным богатствам.
Формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и одноклассниками.
Развивать эстетические потребности, ценности и чувства.
Формирование мотивации к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Формировать установку на здоровый, безопасный образ жизни, мотивации к творческому труду.
Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Формировать уважительное отношение к чужому мнению.
Освоение социальной роли обучающегося.
Формирование норм поведения в обществе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие умения не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Предметные УУД
-Ученик научится сравнивать предметы по форме (одинаковые и разные).
-Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога, составлять план действий.
-Научиться правильно пользоваться письменными принадлежностями.
-Выполнять точные движения при штриховке двумя руками
-Пользоваться элементами расслабления.
-Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом.
-Смешивать цвета, называть их.
-Конструировать сложные формы из 6-8 элементов.
-Находить нереальные элементы нелепых картинок.
-Определять противоположные качества и свойства предметов.
-Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
-Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу.
-Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.
-Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
-Определять возраст людей
-Определять цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, черный, коричневый)
-Ориентироваться в окружающем пространстве, считая точкой отсчета себя или другой предмет, ориентироваться на плоскости листа в клеточку, на странице книги.
-Выполнять элементы-линии по определенному алгоритму.
-Различать органы чувств (нос, глаза, уши, язык, кожа) и их функции (чувствуем запах, вкус, тепло, холод, шероховатость, мягкость, шелковистость, видим.)
Содержание учебного предмета
Программа курса для 2 класса включает следующие разделы:

Раздел 1. Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 часа) Раздел 2. Развитие моторики, графомоторных навыков (9 часов)       Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях.. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).      Раздел 3.Тактильно-двигательное восприятие (4 часа)      Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.
Раздел 4. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа)      Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природных явлений).
 Раздел 5. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (10 часов)      Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из трех-четырех предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (три-четыре детали — машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (три-четыре детали с разрезами по диагонали).      Раздел 6. Развитие зрительного восприятия (6 часов)      Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения). Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.      Раздел 7. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (8 часов)      Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).      Раздел 8. Развитие слухового восприятия (6 часов)      Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.      Раздел 9. Восприятие пространства (8 часов)      Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.      Раздел 10. Восприятие времени (8 часов)      Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам.
Учащиеся должны уметь:
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
быстро и точно передвигаться в пространстве;
анализировать и сравнивать предметы по двум признакам (форма, величина, цвет);
последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;
выполнять творческие работы из пластилина по образцу педагога;
конструировать несложные предметы без опоры на образец;
выделять предмет из группы;
определять картинку к заданному эталону;
определять материал, из которого сделан предмет;
выполнять пальчиковые упражнения;
различать основные цвета, знать оттенки цветов;
классифицировать фигуры по нескольким признакам;
ориентироваться на листе бумаги и на собственном теле;
составлять предмет из частей;
выполнять графические работы под диктовку педагога.
Календарно-тематический план
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» - 2 класс
65 часов
I четверть

п/п Название темы
Кол-во часов дата Тип урока
Элементы
содержания
Виды деятельности Требования
к уровню
подготовки
обучающихся
Форма
контроля.
Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 – 2 Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий. 2 03.09.
05.09. Комбинированный Совершенствование движений и сенсорномоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. Групповое и индивидуальное обследование Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога. Текущий, фронтальный Предметные картинки
Развитие крупной и мелкой моторики рук, графомоторных навыков
3 Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел, «Кольцеброс»).  1 10.09. Комбинированный Развитие навыков основных мыслительных операций:
-навыков соотносительного анализа. Занятие-игра Удерживать равновесие. Текущий, фронтальный Мячи, спортивный инвентарь
4  Развитие координации движений (игры с мячом, обручем).  1 17.09. Комбинированный Развитие слухового восприятия, внимания
Занятие-игра Согласовывать действия и движения разных частей тела. Текущий, фронтальный Обручи, мячи.
5-6 Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед – поворот направо и т.д.).  2 19.09.
24.09. Комбинированный Развитие навыков целенаправленно выполнять действия по двухзвенной инструкции педагога;
Занятие-путешествие
Выполнять упражнения по заданию педагога, обозначать словом. Текущий, фронтальный   7 Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.  1 26.09. Комбинированный Развивать речь, память, внимание.
Занятие-
игра Выполнять пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением. Текущий, фронтальный Л.Г.Моисеева, «Готовим руку к письму», «Издательство Речь», 2004;
8 Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус) 1 01.10.
Комбинированный Совершенствование движений и сенсорномоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
Развитие навыков умения работать синхронно с обеими руками.
Занятие-
практикум Шнуровать, нанизывать бусы Текущий, фронтальный Натуральные предметы: бусы, материалы для шнуровки.
9 Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету («Волшебные линии», «Рисуем вместе».) 1 03.10.
Комбинированный Совершенствование движений и сенсорномоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии. Занятие-практикум
Обводить по трафарету, заштриховать в разных направлениях. Текущий, фронтальный Внутренние и внешние трафареты
10 Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.  1 08.10.
Комбинированный Развивать мелкую моторику кисти и пальцев рук
Занятие-
игра Обводить по трафарету и шаблону..Текущий, фронтальный Трафареты, геометрические фигуры.
13  Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин). «Украсим школу к празднику!» 2 10.10.
15.10. Комбинированный Развивать умение комментировать свои действия
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
Занятие-
практикум Уметь завязывать шнурки, ленточки; нанизывать бусы, пуговицы. Текущий, фронтальный Игры со шнурками;
пособие «Гусеница»
14-15 Графический диктант (по показу)  2 17.10
22.10. Комбинированный Совершенствование движений и сенсорномоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
Развивать внимание, память.
Практическая работа Выполнять графический диктант Текущий, фронтальный 16-17 Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм 1 24.10.
Комбинированный Совершенствование движений и сенсорномоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
Практическая работа Сгибать бумагу. Вырезать прямоугольных, квадратных, треугольных форм Текущий, фронтальный Листы бумаги, ножницы
Работа в технике «объемной» аппликации 2 29.10.
31.10. Комбинированный Развивать фантазию, мелкую моторику;
Практическая работа Выполнять «объемную» аппликацию. Текущий, фронтальный Листы бумаги разного формата; Материалы для аппликации;
II четверть

п/п Название темы
Кол-во часов дата Тип урока
Элементы
содержания
Виды деятельности Требования
к уровню
подготовки
обучающихся
Форма
контроля.
Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Тактильно – двигательное восприятие
1 Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые) 1 07.11. Комбинированный Воспитывать умение анализировать свою деятельность путём самоконтроля и взаимоконтроля
Практическая работа Определять на ощупь величины предметов. Текущий, фронтальный Натуральные предметы
2  Определение на ощупь формы предметов. «Угадай, что в коробочке!» 1 12.11. Комбинированный Развитие тактильного восприятия.
Работа с геометрическим конструктором Определять на ощупь формы предметов. Текущий, фронтальный Натуральные предметы
3 Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). 1 14.11. Комбинированный Развитие мелкой моторики кистей рук и пальцев, тактильное восприятие;
Развивать память, внимание
Занятие- игра Раскатывать пластилин. Текущий, фронтальный Пластилин, глина.
   4 Игры со средней мозаикой . «Гномики на цветочной поляне». 1 19.11. Комбинированный Совершенствование движений и сенсорномоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
Занятие-
путешествие
Играть со средней мозаикой. Текущий, фронтальный Мозаика, натуральные предметы.
Кинестетическое и кинетическое развитие
1  Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений. 1 21.11. Комбинированный Развитие способностей учащихся, формирование у них умения самостоятельно оперировать информацией. Занятие-
практикум Выполнять упражнения по заданию педагога, обозначать словом. Текущий, фронтальный 2  Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога). 1 26.11. Комбинированный Развитие запоминания, узнавания, воспроизведения; внимания, мышления. Занятие-путешествие
Выполнять упражнения по заданию педагога, обозначать словом. Текущий, фронтальный 3 Движения и позы всего тела. 1 28.11. Комбинированный Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.
Занятие-
Игра «Зеркало» Выполнять упражнения по заданию педагога, обозначать словом. Текущий, фронтальный 4 Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений) 1 03.12. Комбинированный Развитие высших психических функций учеников: восприятия, различных видов памяти (вербальной, аффективной, образной, двигательной) Занятие-
практикум Имитировать движения. Текущий, фронтальный Предметные картинки
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
 1  Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб) 1 05.12.
Комбинированный Коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся. Пополнять и активизировать словарь школьника.
Занятие-
практикум Конструировать объёмные предметы из составных частей.
Сравнивать предметы, состоящих из 2-3 частей. Текущий, фронтальный Объемные геометрические фигуры
2 Форма предметов. Выделение признаков формы. Конструирование без опоры на образец (круглые, треугольные, квадратные). Классификация по форме. 1 10.12. Комбинированный Формировать умение использовать в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий. Занятие-путешествие
Различать основные геометрические фигуры. Сбор геометрических фигур из частей. Работать с геометрическим конструктором. Текущий, фронтальный Геометрические фигуры
3-4 Группировка предметов по форме (объемные, плоскостные). 1 12.12.
Комбинированный Совершенствовать умение называть предметы и явления. Характеризовать их по основным свойствам Работа с геометрическим конструктором
Выделять формы предметов. Анализировать предметы. Текущий, фронтальный Объемные и плоскостные геометрические фигуры
5 Цвета и оттенки цветов. 1 17.12. Комбинированный Совершенствование движений и сенсорномоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
Занятие-
практикум Знать и называть основные цвета. Различать основные цвета. Текущий, фронтальный Набор предметов
6 Различение цветов и оттенков. 1 19.12. Комбинированный Развитие навыков основных мыслительных операций:
-навыков соотносительного анализа;
-навыков группировки и классификации. Занятие-
практикум Знать и называть основные цвета и оттенки.
Различать основные цвета и оттенки. Текущий, фронтальный Набор предметов
7 Подбор оттенков к основным цветам. 1 24.12. Комбинированный Различать основные цвета. Текущий, фронтальный 8 Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога. 1 26.12. Комбинированный Развитие навыков различия предметов по форме и величине Работа с геометрическим конструктором Группировать предметы и их изображения по форме. Текущий, фронтальный Набор предметов
III четверть

п/п Название темы
Кол-во часов дата Тип урока
Элементы
содержания
Виды деятельности Требования
к уровню
подготовки
обучающихся
Форма
контроля.
Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Развитие зрительного восприятия.
1 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3 – 4 деталей (по инструкции учителя). 1 16.01. Комбинированный Воспитывать умение анализировать свою деятельность, путём самоконтроля и взаимоконтроля
Практическая работа Сравнивать предметы, состоящих из 3-4 частей.
Различать основные геометрические фигуры. Текущий, фронтальный Предметные картинки, предметы разнообразные
2-3 Нахождение отличий на наглядном материале. «Найди различие и сходство».  2 21.01.
23.01. Комбинированный Развитие умения выделять сходства и различия Практическая работа Находить отличительные и общие признаки предметов Текущий, фронтальный Предметы разнообразные по форме;
Предметные картинки.
4 Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»
1 28.01. Комбинированный Развивать зрительную память, внимание.
Занятие-игра Находить отличительные и общие признаки предметов. Текущий, фронтальный Предметы разнообразные по форме
5  Сравнение контурных изображений предметов и объектов, отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной и т.д.).
1 30.01. Комбинированный Развитие навыков мыслительных операций: анализа, сравнения Занятие-
практикум Подбирать к геометрическим фигурам предметы, похожие по форме. Сравнивать контурные изображения предметов Текущий, фронтальный Контурные изображения разнообразных предметов
6  Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
  1 04.02. Комбинированный Развитие способностей учащихся, формирование у них умения самостоятельно оперировать информацией.
Занятие-
практикум Выполнять упражнения для профилактики и коррекции зрения Текущий, фронтальный З.П. Малева «Как сохранить и улучшить зрение», Челябинск -2000.
Восприятие особых свойств предметов.
1  Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры.  1 06.02. Комбинированный Развитие запоминания, узнавания, воспроизведения; внимания, мышления.
Занятие-путешествие
Выполнять упражнения по измерению температуры Текущий, фронтальный Градусник, термометр.
2 Практические упражнения по измерению температуры окружающей среды.(измерение температуры воды из холодильника и из чайника).  1 11.02. Комбинированный Развивать инициативу, стремление к активной деятельности. Развитие способностей учащихся, формирование у них умения самостоятельно оперировать информацией.
Занятие-
игра Выполнять упражнения по измерению температуры окружающей среды..Текущий, фронтальный Термометр
3 Ознакомление с основными видами вкуса.  1 13.02. Комбинированный Развитие высших психических функций учеников: восприятия, различных видов памяти (вербальной, аффективной, образной, двигательной)
Занятие-
практикум Знать основные виды вкуса. Текущий, фронтальный Предметные картинки, муляжи
4 Различение вкусовых качеств (сладкое – горькое, сырое – вареное). 1 18.02. Комбинированный Коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся. Пополнять и активизировать словарь школьника.
Занятие-
практикум Уметь сравнивать различие вкусовых качеств. Текущий, фронтальный Фрукты
5 Развитие обоняния (контрастные ароматы, пищевые запахи).  1 20.02. Комбинированный Формировать умение использовать в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий. Занятие-путешествие
Сравнение контрастных ароматов Текущий, фронтальный Предметные картинки, наборы предметов
6-7 Восприятие чувства тяжести от разных предметов. Словесное обозначение барических ощущений. 2 25.02.
27.02. Комбинированный Совершенствовать умение называть предметы. Характеризовать их по основным свойствам Занятие-
игра Различать основные цвета. Текущий, фронтальный Наборы предметов
Развитие слухового восприятия.
1 Дифференциация звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, бубен).  1 04.03. Комбинированный Развитие способностей учащихся, формирование у них умения самостоятельно оперировать информацией.
Занятие-
практикум Различие Текущий, фронтальный Набор предметов
2-3  Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). 2 06.03.
11.03. Комбинированный Развитие навыков основных мыслительных операций:
-навыков соотносительного анализа;
-навыков группировки и классификации.
Занятие-
практикум Различать музыкальные и речевые звуки по громкости и длительности. Текущий, фронтальный Аудиозаписи
4 Различение мелодии по характеру. Прослушивание музыкальных произведений. 1 13.03. Комбинированный Развитие способностей учащихся, формирование у них умения самостоятельно оперировать информацией. Практическая работа Конструировать объёмные предметы из составных частей. Текущий, фронтальный Зрительный тренажер
5 Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды).  1 18.03. Комбинированный Развитие запоминания, узнавания, воспроизведения; внимания, мышления. Практическая работа Подражание звукам окружающей среды. Текущий, фронтальный Сюжетные картинки
6 Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи». 1 20.03. Комбинированный Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.
Занятие-
игра Работать с геометрическим конструктором. Текущий, фронтальный Предметные картинки;
натуральные предметы
IV четверть

п/п Название темы
Кол-во часов дата Тип урока
Элементы
содержания
Виды деятельности Требования
к уровню
подготовки
обучающихся
Форма
контроля.
Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Восприятие пространства.
 1-2 Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения.  1 03.04.
08.04. Комбинированный Воспитывать умение анализировать свою деятельность путём самоконтроля и взаимоконтроля Занятие - практикум Выполнять движения в заданном направлении Текущий, фронтальный 3 Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше – ближе». 1 10.04. Комбинированный Развитие умения правильной ориентировки в школьном помещении
Занятие - практикум Выполнять движения в заданном направлении Текущий, фронтальный Сюжетные картинки
4 Ориентировка на листе бумаги.  1 15.04. Комбинированный Развивать память, внимание
Занятие-путешествие
Ориентироваться на листе бумаги Текущий, фронтальный Листы бумаги разного формата
5  Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа.  1 17.04. Комбинированный Коррекция познавательной деятельности
Занятие-
игра Правильно расположить предметы в вертикальном поле листа Текущий, фронтальный Листы бумаги разного формата Листы бумаги разного формата
6 Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между предметами. 1 22.04. Комбинированный Формировать умение использовать в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий. Занятие-игра
Правильно расположить предметы в горизонтальном поле листа;
Обозначать пространственные отношения между предметами Текущий, фронтальный Листы бумаги разного формата Набор предметов
7 Пространственная ориентировка на поверхности парты.
1 24.04. Комбинированный Научить ориентироваться на поверхности парты Занятие-
практикум Ориентироваться на поверхности парты. Набор предметов
8 Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.
1 29.04. Комбинированный умение использовать в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий. Занятие-
практикум Правильно использовать в речи предлоги Сюжетные картинки, наборы предметов
Восприятие времени.
1 Порядок месяцев в году. Знакомство с календарем.  
1 06.05. Комбинированный Развитие высших психических функций учеников: восприятия, различных видов памяти Занятие-
практикум Различать сутки, неделю, месяц, год. Текущий, фронтальный Календарь, сюжетные картинки
2 Времена года. Работа с графической моделью.  1 08.05.
13.05. Комбинированный Совершенствовать умение называть признаки и явления времен года. Коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся. Пополнять и активизировать словарь школьника. Занятие-
практикум Называть времена года, знать порядок смены времен года. Текущий, фронтальный Графический модель «Времена года», сюжетные картинки
3-4 Знакомство с часами (Циферблат, стрелки).  2 15.05. Комбинированный Совершенствовать умение называть предметы и явления. Характеризовать их по основным свойствам Занятие-
игра Определять время по часам Текущий, фронтальный Часы
Предметные картинки
5 Меры времени (секунда, минута, час, сутки).  1 20.05. Комбинированный Развитие способностей учащихся, формирование у них умения самостоятельно оперировать информацией Занятие-
практикум Различать меры времени Текущий, фронтальный Часы
Предметные картинки
6 Определение времени по часам. Игры с моделью часов.  1 22.05.
27.05. Комбинированный Развитие способностей учащихся, формирование у них умения самостоятельно оперировать информацией. Занятие-
игра Определять время по часам Определять длительность временных интервалов Текущий, фронтальный Часы
Предметные картинки
7 Закрепление умения определять время по часам. 1 29.05. Комбинированный Развитие способностей учащихся, формирование у них умения самостоятельно оперировать информацией. Занятие-
практикум Определять времени по часам Текущий, фронтальный Часы
Предметные картинки
Учебно - методическая литература:
1. Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева и авторской программа О.Н.Тимченко «Программа по курсу "Развитие психомоторики и сенсорного восприятия"для учащихся 1- 4 классов специальной /коррекционной/общеобразовательной школы VIII вида;
2. Л.Г.Моисеева, «Готовим руку к письму», «Издательство Речь», 2004;
3. И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду», Книголюб - 2005;
4. О.В.Узорова, Е.А. Нефедова «Игры с пальчиками», ООО «Издательство Астрель», Москва – 2004;
5. Н.В.Клюева, Ю.В. Филиппова «Общение дети 5-6 лет», Ярославль, Академияразвития – 2006;
6. С. Семенака «Уроки добра» коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет, АРКТИ, Москва – 2005;
7. Психология. Занятия с детьми 1 – 2 классов, Издательство «Учитель – АСТ», Волгоград – 2004;
8. Л.М.Шипицына. Развивающие игры с дидактическим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Санкт-Петербург, Речь-2004;
9. Гиперактивный ребенок – это не проблема! Москва-2012;
10. Дагмар Альтхауз, Эрна Дум «Цвет-форма-количество» Перевод, издательство «Просвещение», 1984 г;
11. Г.К. Колос. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Издательство «АРКТИ», Москва-2007;
12. Е.С. Анищенкова. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. АСТ. Астрель. Москва-2007;
13. Н.Г. Метельская «100 физкультминуток на логопедических занятиях» Творческий центр «Сфера», Москва-2007;
14. О. Боровик «Развитие воображения (методические рекомендации)» Центр Гуманитарной Литературы «РОН» В.Секачев., Москва-2000;
15. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. «Веселая психогимнастика, или Как научить ребенка управлять самим собой», Издательство «Аркти», Москва-2012;
16. З.П. Малева. «Как сохранить и улучшить зрение», Челябинск – 2000;
17. И.В. Ковалец. «Азбука эмоций» Гуманитарный Издательский Центр «ВЛАДОС» - 2004;
18. С.Гаврина, Н.Кутявина, И.Топоркова, С.Щербинина. «Учимся читать и рассказывать» Академия развития, 2006.