Конспект урока по русскому языку на тему Разбор предложения по членам предложения. (3 класс)


Урок по русскому языку в 3 классе
Тема: Разбор предложения по членам предложения.
Цель: повторить характеристики предложения по цели высказывания, интонации и структуре; отработать порядок выполнения синтаксического анализа предложения.
Задачи:
-создать условия для формирования умений у учащихся находить и выделять главные и второстепенные члены предложения;
-содействовать проведению пропедевтической работы по формированию умения находить в предложении и определять части речи; развивать речь учащихся, мышление, умение доказывать и отстаивать свое мнение, делать выводы;
- воспитывать аккуратность в работе, культуру умственного труда, любовь к русскому языку.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Подготовка рабочего места.
-Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать  пожеланием.
– Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала хорошее настроение. А теперь присаживайтесь на свои рабочие места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
2.Актуализация опорных знаний.
- Составьте слово, используя приставку корень суффикс окончание.
1 ряд: Полёт, краски, дочка, лапа = покраска
2 ряд: Поласкать, наказать, визжать, записать = показать
3 ряд: Понёс, слово, курица, крапива = пословица
-Что интересного заметили в получившихся словах? (о.д.)
Оформление тетрадей.
- Кто догадался, какую букву будем писать в мин. чистописания? (П)
Пропишите.
- Ребята,  приглашаю вас на « Эстафету».
Два  ученика  вставляют пропущенные буквы  у  доски, остальные  в  тетрадях. Вы готовы?
В.сной б..житПр..глянет мален..кая
Г..лубенький Незабу…ка
Гл..зок быстр…
Незабу…ки дер..воДавайте начнём  проверять по очереди.
-В первом столбике есть ошибки?
- Во втором столбике есть ошибки?
-А между первым и вторым столбиком есть разница?( Есть.)
 -Значить это что?( Предложение)
 -Для чего нужны предложения? (Чтобы выражать свои мысли, чувства, разговаривать друг с другом.)
- О ком это предложение?
- Какие члены предложения называются главными?
- Что называет подлежащее?
- На какой вопрос оно отвечает?
- Что называет сказуемое? На какой вопрос оно отвечает?
- Как подчёркивается в предложении подлежащее и сказуемое?
-Какие члены предложения называются второстепенными? Что они называют, на какие вопросы отвечают? Как подчёркиваются?
3.Самоопределение к деятельности.
– Какую работу можно провести с предложением? Как называется такой разбор?(синтаксический разбор предложения).
– Сформулируйте тему урока.  (Синтаксический разбор предложения).
- Запишем предложение в тетрадь и произведём синтаксический разбор.
417195019875500398145019875500378142518923000359092519875500337185019875500Весной проглянет голубенький глазок незабудки.
6858002222500
-Что такое синтаксис?
Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений, и взаимодействие в них различных частей речи.
Для успешной работы предлагаю вам сформулировать учебные задачи:
Вспомнить виды предложений.
Выполнить синтаксический разбор предложений.
– Молодцы! Можем эти задачи считать планом урока.
4. Организация усвоения способов деятельности
– Первая учебная задача: вспомнить виды предложений. Посмотрите внимательно на экран и дополните:
1. Предложения по цели высказывания бывают  …
(повествовательное – о чем-либо рассказывает (повествует), побудительные – побуждает к выполнению действия, вопросительные – задаётся вопрос);
2. Предложения по интонации бывают……… (восклицательные и невосклицательные);
3. Предложения по наличию грамматических основ бывают………. (простые – содержат 1 грамматическую основу и сложные – содержит 2 и более грамматических основ);
4. Предложения по наличию второстепенных членов бывают ………. (распространённые – предложение с второстепенными членами и нераспространённые – предложения, содержащие только грамматическую основу).
– Эти пункты относятся к характеристике предложения. Что ещё можем определить в предложении? (разобрать по членам предложения и по частям речи, составить схему).
Молодцы!
Первую учебную задачу выполнили, отметьте на полях выполнение задачи и оцените свою работу на данном этапе.
А теперь немного отдохнем. (Физминутка)
Следующая задача – тренироваться в выполнении синтаксического разбора.
Чего для этого не хватает? (Предложения).
Работа в группах.
Из слов составь предложение, выполни синтаксический разбор, определи части речи.
1группа.
Развернулась благоухающая чашечка ландыша.
2 группа
На месте вчерашних луж хрустели ледяные корочки.
3 группа
Из чащи леса бежит прозрачный ручеёк весенней воды.
Работа в парах
С.185 у.508
Составить предложение о весне по схемам и сделать его синтаксический разбор.
(Каждая группа записывает своё предложение на доске)
Работа с учебником
Стр. 184 упр. 504
Третью  учебную задачу выполнили , отметьте в личной карточке выполнение задачи и оцените свою работу на данном этапе.
5. Итог урока. Оценивание детей.
– Существует такое высказывание:
Человек прожил день зря, если не узнал что-то новое.
-Для вас день прожит не зря?
-Что нового вы узнали?
Выставление оценок.
6. Рефлексия
Вспомните, как вы работали на протяжении всего урока, и поставьте  итоговую оценку за весь урок:
Сегодня на уроке я … (составлял предложения, находил главные члены предложения).
- какие члены предложения называются главными? (подлежащее и сказуемое).
- что такое подлежащее?
- что такое сказуемое?
… находили второстепенные члены предложения.
- что такое второстепенные члены предложения? (остальные члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого).
- как подчеркнуты главные члены предложения? - как подчеркнуты второстепенные предложения?