Создание предметно-развивающей среды с учётом требований ФГОС в группе предшкольного (старшего дошкольного) возраста.


1 слайд. Создание предметно - развивающей среды в группе предшкольного (старшего дошкольного) возраста МОУ Городская основная общеобразовательная школа города Калязина.
2 слайд. Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка. Мы, педагоги группы дошкольного образования МОУ ГООШ, попытались создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.
Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В группе мы выделили следующие зоны для разного рода видов активности:
3 слайд. 1 зона - рабочая
4 слайд. 2 зона - активная
5 слайд. 3 зона - спокойная.
6 слайд. Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.
7 слайд. И так. Направление Художественно — эстетическое развитие.
Центр «Творчества»
В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.).8 слайд. Направление Речевое развитие.
Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций.
9 слайд. Направление Познавательное развитие.
В центре по познавательному развитию на стенде «Изучаем» выставляется материал по тематике недели.
10 слайд. Экологический центр
Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир».
11 слайд. Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций: грунт, семена, крупы, камни. В нём находится оборудование для осуществления опытно-экспериментальной деятельности: лупы, микроскопы, мензурки, колбы, часы и т. д.
12 слайд. Центр «Математики». В данном центре располагаются наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.
13 слайд. В «Нравственно-патриотическом» центре расположен мини-краеведческий музей, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Калязинского района. Здесь же расположена литература по краеведению, фотографии с достопримечательностями города, оформлены альбомы с генеалогическими древами воспитанников группы, альбом «Мой город», «Моё имя». Так же размещена государственная символика родного города, Тверской области и России. В нем находятся образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д.
14 слайд. «Строительный» (конструктивный) центр хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально.
15 слайд. Так же в группе имеется «театрализованный» центр куда входят различные виды театров.
16 слайд. и Центр Информационно-коммуникационных технологий «ИКТ» в котором размещены — телевизор, ноутбук, DVD-плеер, магнитофон, микрофоны, коллекция дисков и записей с музыкой и сказками. Ноутбук используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций на телевизор, а также как интерактивный тренажер для индивидуальных занятий с детьми.
Направление Социально-коммуникативное развитие.
17 слайд. Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (т. е. ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков.
Направление Физическое развитие.
18 слайд. Центр физического развития оборудован традиционным физкультурным оборудование.
При построении предметно – пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:
19 слайд. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
20 слайд. Принцип активности, самостоятельности, творчества;
21 слайд. Принцип стабильности, динамичности;
22 слайд. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
23 слайд. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
24 слайд. Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
25 слайд. Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщить всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми…». Создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми!
Спасибо за внимание!