Модель-описание предметно-развивающей среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста (консультация для воспитателей)


Модель-описание
предметно-развивающей среды групповой комнаты
для детей старшего дошкольного возраста
(консультация для воспитателей)
Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе. Для детей старшего дошкольного возраста среда раскрывается новыми гранями, степенями свободы, которые ребенок может освоить или отбросить. Среда в старшей группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование, историческая эпоха. Она достаточно разнообразна и насыщена, изменчива и динамична. Дошкольнику предоставляется значительная свобода и самостоятельность. Это позволяет определять и проявлять отношение к среде, воспринимать ее по-своему, подражать, комбинировать, создавать. Характерным для модели этой группы является и «перетекание» мини-сред: из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. Такой подход обеспечивает более глубокое понимание происходящих вокруг явлений, событий.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.  Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по зонам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Центры или зоны при желании и необходимости, легко трансформируются. То есть   предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.  При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять.
Групповая комната представлена тремя зонами: рабочей,  активной и спокойной.
Рабочая зона: (занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности):  центрпознавательнойи исследовательской деятельности, центр продуктивной и творческой деятельности,  центр правильной речи и моторики.
Активная зона (занимает самую большую площадь в группе) включает в себя: центр игры, центр двигательной деятельности, центр конструирования, центр музыкально театрализованной деятельности.
Спокойнаязона:  центр книги,  центр отдыха, центр природы.
Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Необходимы материалы, учитывающие гендерные различия - интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
Важно иметь большое количество «подручных» материалов: веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.
В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это:  печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды группы и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно - пространственной среды.
Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Содержание уголков
Название уголка, задачи. Компонент
Уголок «Родные просторы»: всесторонне изучение родного города, края, страны; расширение области социально-нравственных чувств и ориентаций, пробуждение любви к родному городу, краю, России, воспитание патриотических чувств, чувства любви к родному городу.
- тематические альбомы: «Наш детский сад», «Семья», «Наш город» (образование, культура, спорт, медицина, промышленность) «Наша Тамбовщина» (медицина, спорт, культура, образование), «Россия» (города, костюмы, песни, национальная кухня), предметы одежды и быта, искусства народов Тамбовщины,  других регионов России; - художественная литература (стихи, рассказы, произведения о родном крае, России). - традиции, обычаи, фольклор Тамбовщины, других регионов России (описания, иллюстрации);- дидактические игры по краеведению - флаг, гербы и другая символика городов Тамбовской области, России; Фотография президента РФ.
- мини-музей («Предметы русского быта»; «Символика государств», «Игрушки в прошлом и настоящем» и др.);- видеокассеты, диски с записью природы родного края, достопримечательностей родного города, достопримечательностей других городов России.
схема-подсказка «Работа в музее»
Уголок речи и  грамоты:   развитие правильного физиологического дыхания, закрепление в речи чистого произношения  звуков; обучение различным способам словообразования; формирование грамматически правильной речи.
- дидактические игры,  направленные на развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи, развитие словаря, грамматического строя речи, для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;- картотека пальчиковых, коммуникативных, словесных игр; - материал для звукового анализа и синтеза;- серии сюжетных картинок;- картотека предметных картинок
- предметы, пособия, игрушки для развития мелкой моторики, правильного дыхания, тактильных ощущений; - фишки, разноцветные магниты для звукового анализа и синтеза;- ковролин, разрезная азбука, кубики «Азбука», настенный алфавит, магнитная азбука.
- мнемотаблицы для составления стихов, рассказов;- алгоритмы для составления стихов, рассказов;- оценочный лист.
Уголок природы: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе. - дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира;- модели строения растений, признаков живого, фенологических изменений в природе;- альбомы, фотографии, иллюстрации, картины, видеофильмы, слайды с изображением сред обитания, объектов живой и неживой природы; - календари погоды и природы; -гербарии;
- подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе; - рисунки о природе и поделки детей из природного материала;- макеты;
- живые объекты: комнатные растения, аквариум с рыбками, черепахи, хомячки, клетка с птицами; - инвентарь для ухода за растениями и животными: лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, совочки, горшочки, передники, нарукавники;- инвентарь для посадки семян и рассады;- «огород на окне».
- алгоритм выполнения трудовых операций по уходу за комнатными растениями, другими живыми. объектами;-оценочная карта со значком-картинкой.
Книжный уголок:
освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.
- детские книги по программе;- любимые книги детей (книги по интересам);
- тематические альбомы;
- сезонная литература;- портреты детских писателей;- книги-самоделки (изготовленные детьми, детьми совместно с родителями);- книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки.
 - стеллаж или открытая витрина для книг, стол, стульчик, мягкий диван;- магнитофон с набором аудиокассет, дисков с записью литературных произведений.
- материал для изготовления книжек-самоделок «Сотвори книгу сам»;- схема «Правила работы с книгой»
Уголок математики: развитие у детей математических представлений; совершенствование ориентировки в пространстве и на плоскости; развитие умения работать с геометрическим материалом.
- дидактические игры математического содержания; - перфокарты;- разнообразные головоломки;- пособия для формирования временных представлений;- занимательный и познавательный математический материал;
- пособия и материалы для счета (комплекты цифр, математических знаков), геометрические фигуры- ковролин, наборы геометрических фигур, счетного материала для ковролинового полотна и магнитной доски;- измерительные приборы;
- оценочная карта достижений;- пооперационные карты; - схемы.
Театральный уголок: развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений; формирование навыков речевого общения, наиболее полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации; развитие творческого воображения и подражательности, работа над выразительным исполнением ролей; обучение использованию в речи слов и выражений, необходимых для характеристики персонажей. - дидактические игры, направленные на развитие творческих, артистичных способностей;- мини-сценарии детских постановок, праздников;- тематические альбомы о театре;- фото детей в театральных постановках.
- ширма;- стойка-вешалка для костюмов;- костюмы, маски, атрибуты для постановки различных сказок;- разные виды театра:
плоскостной;
пальчиковый;
стержневой;
кукольный;
перчаточный;
настольный;
напольный;
- зеркало, парики;- аудиозаписи детских песен;- аудиозаписи различных звуков окружающего мира;
- пиктограммы с настроением; эмоциями;- «модели перевоплощений»
Уголок сюжетно-ролевой игры:
развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
 - дидактические игры социально-нравственного характера;- дидактические игры, направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых;- картинки с изображением различных трудовых процессов; - альбомы «Наша группа», «Моя семья» и др;
-атрибуты  для сюжетно-ролевых игр; - наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: игрушечная бытовая техника, мебель, посуда, игрушки-орудия труда;- разнообразные технические игрушки: заводные, инерционные, с с управлением;- игрушки-персонажи, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей);- объемные модули (надувные и набивные);-подвижная мебель на колесиках;-сборно-разборные домики легкой конструкции, переносные зонты; - предметы-заместители;
- схема «Правила дружной игры»;- модель-последовательность «Убираем игрушки».
Уголок творчества:
развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.  - репродукции картин, произведения графики, альбомы;-  детские энциклопедии по изодеятельности; - книжки-раскраски с образцами;- картотека тематических книжек-раскрасок;- альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись», и др.;- дидактические  игры для развития творческих способностей;
- цветная и белая бумага, картон, ватман, наклейки, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;- восковые и акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки угольный карандаш; - глина, пластилин, тесто, наборы для детского творчества;- материалы для декора: бусины, семена, фантики, тесьма, фольга инструменты: кисти различные, ножницы, палитры, каркасы для лепки, доски для лепки, печатки, валик, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам;- панно для выставки детских работ, магнитная доска, мольберты;- клеенчатые скатерти, разносы, банки, подставки;
- схемы последовательного рисования предмета;- пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из глины, бумаги и других материалов;- «Что я умею», «Чему хочу научиться».
Уголок безопасности дорожного движения: 
закреплять правил дорожного движения. Учить детей применять полученные знания в совместной игровой деятельности.
-подборка книг (А. Северин «Три чудесных цвета», Н.В. Алешина «Санки», А. Дорохов «Влиятельная палочка», С. Михалков «Дядя Степа - милиционер»), иллюстрации с различными видами транспорта;
-дидактические игры («Внимание! Переходим улицу», «Разрешается -запрещается», «Найди свой домик»); «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
-картотека наблюдений («Опасные участки улиц», «Экскурсия к Волге», «Дорожные знаки»);
-картотека подвижных игр («Перекресток», «Красный, желтый, зеленый», «Перейди улицу»).
-информативные плакаты из серии «Я и улица», «Мой друг -светофор»; план-схема микрорайона;
-видеофильмы, диафильмы, слайды.
- всевозможные игрушки: транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика;
-макет улицы, макет «Перекресток»; светофор;
-напольный коврик с разметкой улиц и дорог;
- дорожные знаки.
-схемы жестов регулировщика;
-раскраски, ребусы;
-схемы проблемных игровых ситуаций.
Физкультурный уголок  продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать  основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, телесную рефлексию. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность  детей.
 -дидактические игры, направленные на знакомство детей с разными видами спорта; - книги о спорте и ЗОЖ; - альбомы и фотографии с известными спортсменами;- картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта;- картотеки игр: подвижных, малой подвижности; на развитие дыхания; - картотеки гимнастики; - зарисовки о последовательности выполнения упражнений, движений; - рисунки детей о спорте;
- шведская стенка, маты, ковровая дорожка;- спортивный инвентарь (кегли, мячи, обручи, дуги, пластмассовые гантели, «кольцеброс»  и др.)  - нетрадиционное спортивное оборудование;- схемы-правила о пользовании спортивным оборудованием;- карты-достижения («Я сегодня научился»);- «дневничок здоровья»;- модель «правильного питания».
Уголок конструирования:   развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).
 - модели, схемы, чертежи, картинки различных построек- фотоматериалы, иллюстрации городов, мостов, улиц и т.п;- макеты города, железной дороги, улиц и т.п;- альбомы «Дома в прошлом», «Дома сказочных героев»  - фото детских построек;
 - наборы конструкторов: крупногабаритный, напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний;- мозаики крупные, средние, мелкие; - пазлы;- строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины;- нетрадиционный материал: картонные коробки, оклеенные цветной пленкой, бумагой;- контейнеры разных размеров;- игрушки для обыгрывания построек;- игрушки-трансформеры;
- алгоритмы выполнения различных построек;- алгоритмы работы в уголке;-схемы достижения (значки): «Получилось!», «Еще постараюсь» (для самооценки и самоконтроля).
Уголок уединения: обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы - картотека релаксационных упражнений
- мягкая модульная мебель, подушки- игрушки;- мягкие игрушки;- телефон;- бумага, боксерские перчатки.
Уголок музыки: развитие музыкальных способностей и творческих проявлений; совершенствование навыка игры на металлофоне, гармошке, губной гармошке; развитие музыкального слуха, внимания, эмоциональной отзывчивости; приобщение  детей к истокам народного творчества.
- музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство детей с музыкальными инструментами, музыкальным творчеством;- фото, портреты известных композиторов, - музыкальные книги, открытки; - магнитофон или музыкальный центр;- комплект кассет, дисков;- детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, детское пианино (игрушечное), бубен, губная гармошка, маракасы, трещотка, деревянные ложки и др.-  звучащие предметы- заместители- музыкальные шкатулки, игрушки, - микрофон;-караоке;
- схемы-правила обращения с музыкальными инструментами.
Уголок экспериментальной деятельности «Почемучки»:
развитие первичных естественнонаучных представлений; наблюдательности, любознательности,
активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;- серии картин с изображением природных сообществ;- книги познавательного характера, атласы;- тематические альбомы;- коллекции;
-материалы распределены по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет»,  «Стекло», «Резина»;- природный материал: песок, вода, глина, камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.);кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы. .дерева, пробки и т.д.;- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др;- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки
- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов- карточки-подсказки (разрешающие
-запрещающие знаки) ;
-«Что можно, что нельзя».
 Также в групповом помещении располагается интерактивная доска, это позволит организовать работу с моделями, видеоматериалами, слайдами, схемами по любому направлению.
          Представленная модель предметно-развивающей среды создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.