«Некоторые аспекты преподавания курса «Элементы физики» в специальной (коррекционной) школе VIII вида»


«Некоторые аспекты преподавания курса «Элементы физики» в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является их трудоустройство, социальная адаптация и дальнейшее приспособление к жизни. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, используя которые они могли бы самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить в семье и в трудовом коллективе.
Овладение обучающимися коррекционных школ VIII вида какой-либо профессией не может ограничиваться выработкой только производственных умений и навыков, а предполагает также наличие минимального технического кругозора, которое невозможно без овладения элементарными знаниями, умениями и навыками по физике.
Целесообразность обучения учащихся коррекционных школ VIII вида элементам физики учитывает те условия, в которых живут и воспитываются обучающиеся - это современные условия быта, прогресс в технике, окружающая среда и многое другое. Именно поэтому, наряду с традиционными предметами: русский язык, чтение, математика, в учебном плане нашей школы предусмотрен курс «Элементы физики» (VIII - XII классы).
Предмет «Элементы физики» является не столько учебной дисциплиной, сколько пропедевтическим и общеразвивающим в социальном плане курсом, помогающим обучающимся коррекционной школы практически осмыслить и усвоить самые элементарные сведения об общих закономерностях природы, законах движения, взаимодействии физических тел, электричестве и многом другом.
Образовательные задачи введения данного предмета в программу обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида связаны с формированием представлений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни, и необходимостью пробуждения интереса к познанию природы, опираясь на естественное желание ребенка разобраться в многообразии физических явлений.
Предмет «Элементы физики» имеет большое воспитательное и коррекционное значение, так как содержит сведения, способствующие расширению общественно значимого опыта у детей с ограниченными возможностями здоровья; формированию навыков аналитического мышления, ведь то, или иное физическое явление раскрывается на основе установления причинных, следственных, временных и других связей, у обучающихся развивается внимание, наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление. Знания, умения и навыки, полученные учащимися специальной (коррекционной) школы при изучении данного курса, с одной стороны, повышают общий уровень их развития и, с другой, создают основу для развития умений и навыков правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач и социально адаптироваться в обществе.
Тесная связь обучения с трудом, жизненная направленность обучения являются основными требованиями к обучению элементам физики учащихся коррекционных школ VIII вида. Межпредметная связь трудового обучения и элементов физики направлена на совершенствование трудовой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Курс "Элементы физики" обеспечивает теоретическую подготовку, которая способствует детям с ограниченными возможностями здоровья более осознано овладевать трудовыми умениями и навыками по той или иной специальности, предусмотренной программой школы. Знания учащихся по элементам физики дают учителю трудового обучения возможность использовать их при решении практических вопросов на уроках труда.
И наоборот, рассматривая с учащимися те или иные свойства тел или веществ, физические закономерности, учитель использует те ситуации, с которыми ученик сталкивается на уроках труда, полученные при наблюдении в тех же самых мастерских.
Таким образом, знания учащихся углубляются, пополняются, расширяются и становятся более осознанными. Возрастные особенности и особенности восприятия детей с умственной отсталостью обязывают сообщать информацию "короткой строкой" и проводить разделение вербального и зрительного рядов, использовать пояснительные рисунки и оформлять ученические тетради в виде опорных конспектов. При этом для проверки качества усвоения материала можно использовать, устный опрос, решение качественных задач, контрольные работы и тест - опросы.