Формы и методы работы с учебником географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.


Формы и методы работы с учебником географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
География является одной из важнейших учебных дисциплин в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Изучение географического материала расширяет кругозор об окружающем мире у учащихся с нарушением интеллектуального развития, они получают знания о природе, населении, хозяйстве родного края, своей страны и других государств, об особенностях взаимодействия человека и природной среды, знакомятся с культурными традициями народов России и других стран.
География, несмотря на привлекательность учебной информации, вызывает определенные трудности у школьников с интеллектуальной недостаточностью по причине большой доли абстракции изучаемого материала, значительного количества специальных терминов, ограниченности информации об окружающем мире у учащихся.
С тех пор как в школах появились книги, работа с ними стала одним из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода — возможность для ученика многократно читать учебный материал в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную.
Работая в школе VIII вида, я заметила, что многие ученики с нарушениями в развитии не умеют работать с учебником. Для учащихся это является сложным видом умственной деятельности, и начинаться она должна с ознакомления с его структурными элементами. Сначала ребята учатся находить названия учебника, нужную страницу, картинку, текст. Учащихся необходимо научить приёмам ориентировки в учебной книге: находить введение, оглавление, шрифтовые выделения, заголовки, абзацы. Важно сформировать у них умение правильно и быстро ориентироваться в книге, т. е. находить нужный текст, задания и вопросы к нему, иллюстрации и схемы. Обращать внимание на образцы выполнения задания или упражнения, разобрать их. Важно чтобы эта работа проводилась систематически, изменяясь и усложняясь соответственно возрастным особенностям учеников коррекционной школы. Главное, чтобы выработался алгоритм такой деятельности.
Работа с учебником проводится параллельно по двум направлениям:
1.Работа с учебником с помощью учителя.
2.Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника.
За время обучения в школе ученики должны овладеть следующими умениями и навыками:
-уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице;
-устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника;
-сравнивать изучаемые явления;
-делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам;
-составлять словарь по теме;
-составлять план по тексту учебника;
-писать конспекты;
-выполнять опыты, описанные в учебнике.
Первое, с чего я начинаю работу – это с ознакомления с учебником: кто автор учебника, год издания, форзац учебника, оглавление, обозначение. По структуре учебника провожу игру “Книжкин компас”.
План игры “Книжкин компас”. По учебнику Т.М.Лифанова и Е.Н.Соломина « География 6 класс».
I. Задания по оглавлению.
1.Сколько глав в учебнике?
2.А сколько параграфов во второй главе?
3.Верно ли, что во втором параграфе 6 пунктов?
4.Сколько пунктов посвящено теме “ Вода на земле”?
5.Чем заканчивается каждый пункт?
6.На какой странице тема: «Острова и полуострова».
Рассмотрим применение некоторых приемов работы с учебником при изучении темы “Явления природы” (стр.13-15; 6кл.)
I вид работы. Чтение текста по абзацам с обсуждением. Совместно с учителем составляется план прочитанной темы.
Чтение текста План
1. Прочитали первое предложение. Вывод. 1.Знакомство с явлениями природы.
2. Прочитаем первый абзац. Вывод. 2.Образование ветра.
3. Прочитаем второй абзац. Вывод. 3. Осадки, что к ним относится.
5. Прочитаем четвертый абзац. Вывод. 5. Правила поведения во время грозы.
План записывается в тетради учащихся.

II-й вид работы. Самостоятельная работа.
Самостоятельную работу учитель может предложить ребятам и во время, отводимое на проведение проверки знаний учащихся. При всем многообразии видов самостоятельной работы учащихся успех обусловлен определенными дидактическими условиями:
1. Наличие у учащихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения.
2. Присутствие в содержании задания нового материала, придающего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятельного решения.
3. Необходимость фиксации результатов самостоятельной работы в записях, рисунках, чертежах, схемах.
4. Работа с учебником должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы на уроке.
На следующем уроке, например по теме: «Природные явления» можно задать домашнее задание на отыскание дополнительной информации о природных явлениях в виде загадок.
Так же одной из форм работы с учебником на уроке можно считать комментированное чтение параграфа.
Вопросы при этом могут быть следующими.
1.Что из прочитанного вам уже известно?
2.Что нового вы узнали?
3.Как выделены в тексте новые понятия?
4.Ответы на эти вопросы помогают научить учеников коррекционной школы ориентироваться в тексте.
Следующая форма работы – устные или письменные ответы на вопросы к параграфу. Эта работа позволяет решать сразу несколько задач:
способствует закреплению материала в ходе урока (фронтально);
формирует умение отвечать кратко и четко;
облегчает дифференцированный подход к обучению: ученикам школы VIII вида с разным уровнем подготовки даются разные по сложности вопросы (при этом слабоуспевающие ученики с отклонениями в развитии могут получать положительные оценки);
при письменных ответах появляется возможность выставлять дополнительные оценки.
Можно проводить письменную работу над новыми терминами. Для этого необходимо выписать эти термины и их определения. Важно научиться записывать термины так, чтобы их можно было легко находить среди других записей – брать в рамку, ставить звездочку подчеркивать или выделять;
Не менее важным этапом в работе с учебником является внимательное рассматривание рисунка. Правильная постановка вопросов в процессе рассматривания рисунков имеет большое дидактическое значение. Задача учителя заключается в том, чтобы своими вопросами направлять внимание учащихся на то, что является главным в данном рисунке. Иногда работа по рассмотрению рисунка проходит так, что учитель излагает содержание рисунка, включая его в свой рассказ. Такая работа с рисунком в процессе сообщения нового материала ценна тем, что учитель дал образец того, как нужно рассказывать, и показал, что рисунок помогает понять и усвоить новый материал. Работа с рисунками учебника может заключаться в сравнении рисунков. Работа с рисунками учебника может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что изображено на рисунке. Это показывает, что рисунок и текст учебника – единое целое. В практике учителей данный вид работы с рисунком учебника проводится двояко. В одних случаях содержание рисунка разбирается по вопросам, после чего учитель предлагает найти текст к рисунку и прочитать его. В других случаях учащиеся рассматривают рисунок, а затем находят текст к рисунку и читают его.

Вывод:
Учебник является необходимым условием для того, чтобы у учащихся образовались новые устойчивые временные связи, чтобы учащиеся прочно усвоили материал, объясненный учителем. Учебник создает для ребят возможность возвращаться к данному материалу, для того чтобы глубже продумать и закрепить этот материал или отдельные его части.
Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмыслении и закреплении знаний, при проверке домашних заданий