РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 8 класса



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности
для учащихся 8 класса
Составитель:
преподаватель-организатор ОБЖ
II квалификационной категории
Максимов В.П.
2012/2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования.
В программе реализованы требования Федеральных законов "О гражданскойобороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Постановлений Правительства Российской Федерации от 16.01.95 N 43 "О Федеральной целевой программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях", от 24.07.95 N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций"; Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Преподавание предмета ОБЖ в основной школе с использованием действующих учебников представляет определенную трудность. Обязательный минимум содержания по предмету ОБЖ должен быть реализован в течение одного года, в 8 классе. В то же время действующие учебники обеспечивают реализацию обязательного минимума содержания в течение 5 лет. Поэтому для его реализации в рабочей программе используется два учебника А. Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7 и 8 классов – М: Просвещение, 2010 год. Данные учебники соответствуют учебной программе, ярко иллюстрированы, имеют хорошую нормативную базу и практические задания на моделирование различных ситуаций.
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
- развитие личностных и духовных качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
- освоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- овладения умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю), в том числе на проведение практических работ – 10 часов.
Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий:
- обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
- оказание первой медицинской помощи;
- чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Формы организации образовательного процесса — изучение и первичное закрепление новых знаний, комбинированные уроки, семинары и круглые столы, индивидуальные консультации.
Технология обучения – традиционная.
Виды и формы контроля — тесты, зачеты.









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ













СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
1.1. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
1.2. Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
1.3. Безопасность на водоемах
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
1.4. Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел П. Оказание первой медицинской помощи.
2.1. Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность — основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
2.2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Средства оказания первой медицинской помощи при травмах и утоплении. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
Раздел III. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
3.1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационноопасных, химически опасных и пожаровзрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидротехнических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
3.2. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для  разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ.
Главная задача курса 8 класса – дать учащимся знания, умения, навыки выживания в различных жизненных ситуациях. В результате чего они должны знать и уметь:
(минимальные требования к уровню подготовки учащихся)
- уметь правильно оценить ситуацию во время техногенных аварий, пожаров и взрывов;
- знать правила поведения во время ЧС с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, гидродинамических авариях;
- знать правила безопасного поведения в быту, предупреждение травм в старшем школьном возрасте;
- уметь применять знания по оказанию первой медицинской помощи;
- знать основы здорового образа жизни;
- объяснять и применять на практике правила дорожного движения, знать об ответственности за их нарушение.
Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся (в конце каждого триместра) осуществляется в виде тестирования.
Требования к уровню усвоения дисциплины.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
 
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Основная литература:
1.Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7-й класс, учебник для общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общей редакцией А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2010.
2. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й класс, учебник для общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общей редакцией А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2010.
3 . Конституция Российской Федерации.
4. Федеральные законы: "Об обороне", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"// Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. М., 1998 2006.
5. Рыбин А. Л. Дорожная азбука на дороге / А. Л. Смирнова. - М.: Просвещение, 2006.
Дополнительная учебная литература:
1. Баль Л. В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л. В. Баль. - М.: Просвещение, 2005.
2. Дуров В. А. Русские награды / В. А. Дуров. - М.: Просвещение, 2003.
3. Лях В. И. Основы здорового образа жизни / Л. В. Лях. - М.: Просвещение, 2005.
Учебные и справочные пособия:
1. Комплект учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» (автор А. Т. Смирнов). 2. Учебно – наглядные пособия: - плакаты: «Воинские звания и знаки различия», «Военная форма одежды», «Устройство автомата Калашникова», «Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия, «Правила поведения во время пожара»; - средства индивидуальной защиты: противогазы, ватно–марлевые повязки, аптечка; - автомат Калашникова. Перечень рекомендуемых средств обучения: - средства индивидуальной защиты: противогазы, ватно–марлевые повязки, аптечка.Дидактический материал: - тесты по всем разделам и темам.