Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа № 2
Утверждаю
Директор школы __________
Приказ от №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса
Основного общего образования
Количество часов35 часов
Учитель Мельников Сергей Анатольевич
Программа разработана на основе авторской программы
по ОБЖ издательство «Дрофа» 2010 г. С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н Латчук, В.В. Марков
Ст. Тацинская
2014 г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта 2004 года, авторской программы по ОБЖ издательство «Дрофа» 2010 г. авт. С.Н. Вангородский, М. И. Кузнецов и др., основной образовательной программы школы, а так же требований к уровню подготовки учащихся 7 классов.
В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частого проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и различных опасных ЧС.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы.
Целью является формирование у обучающихся сознательного, ответственного отношения к собственному здоровью, личной безопасности и безопасности окружающих. Приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в повседневной жизни и в неблагоприятных, опасных условиях, а так же умение оказывать само- и взаимопомощь.
В данной учебной программе реализованы требования Федеральных законов «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «О гражданской обороне».
Место предмета в базисном плане
В 7 классе предмет ОБЖ введён за счет часов школьного компонента. Программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю.
Контрольных работ 4 часа.
Основными разделами курса являются:
1 Безопасность и защита человека в ЧС природного характера, 26 часов.
2 Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи, 6 часов.
3 Основы здорового образа жизни, 3 часа.
Содержание учебного предмета
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях природного характера (26ч)
Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений.
Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов.
Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия.
Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча.
Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений.
Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами.
Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Психологические особенности поведения человека в ЧС.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи(6ч)
Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства.
Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений.
Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших.
Основы здорового образа жизни (3ч)
Режим - необходимое условие здорового образа жизни. Умственная и физическая работоспособность. Профилактика переутомления.
Требования к знаниям учащихся
В результате изучения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающийся должен:
знать:
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыв на военную службу;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
предназначение, структура и задачи РСЧС;
предназначение, структура и задачи гражданской обороны;
уметь:
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
оказывать первую помощь пострадавшим;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для ведения здорового образа жизни;
оказания первой медицинской помощи;
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.
Система оценки знаний учащихся
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов
Тематическое планирование 7 класс
№ п/п
Раздел/ тема
Кол-во часов Дата Основные виды учебной деятельности Материально-техническое обеспечение
курс раздел план факт Раздел 1 Безопасность и защита человека в ЧС природного характера
1 1 Чрезвычайные ситуации природного характера
1 знакомятся с видами опасных природных явлений Комплект плакатов: «Правила поведения в ЧС природного характера»
2 2 Происхождение землетрясений
1 Изучают и записывают, происхождение землетрясений Таблицы классификаций землетрясений, компьютер, проектор
3 3 Как оценивают землетрясения, их последствия
1 Изучают способы оценивания направления землетрясения, основные сейсмические пояса Таблица соотношений магнитуды Рихтера и Меркали, компьютер, проектор
4 4 Меры по уменьшению потерь и правила безопасного поведения при землетрясениях 1 Узнают о способах снижения ущерба от землетрясений Краткое учебное пособие «Основные правила поведения в нештатных ситуациях»
5 5 Происхождение и виды вулканов
1 Записывают виды вулканов и происхождение Комплект плакатов «Правила поведения в ЧС природного характера»
6 6 Последствия извержения и меры по уменьшению потерь от извержений вулканов 1 Изучают порядок действий при угрозе извержения вулканов Компьютер, проектор, учебник
7 7 Оползни. Сели (селевые потоки)
1 Познают условия возникновения этих природных явлений Исторические сводки оползневых происшествий, таблицы классификаций оползней, селей, компьютер
8 8 Контрольная работа по теме: «Безопасное поведение при извержениях вулкана» 1 Пишут контрольную работу Тематический контроль по разделу ЧС
9 9 Обвалы. Снежные лавины
1 Знакомятся с обвалами и снежными лавинами Таблица классификаций обвалов, компьютер, проектор
10 10 Последствия оползней, селей, лавин, обвалов и меры по уменьшению потерь от них 1 Записывают способы снижения ущерба от обвалов, оползней, селей, снежных лавин Компьютер, проектор, учебник
11 11 Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, селей, обвалов, лавин 1 Изучают правила поведения в местах возникновения ЧС геологического характера Схемы правил безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, селей, обвалов, лавин, компьютер, проектор
12 12 Ураганы, бури, смерчи, их происхождение и виды
1 Знакомятся с областями зарождения тропических циклонов, признаки определения Таблицы шкалы ветрового режима, и области зарождения циклонов
13 13 Последствия ураганов, бурь, смерчей, последствия по уменьшению ущерба от них 1 Изучают меры, принимаемые при поступлении сигнала об угрозе метеорологического явления Компьютер, таблицы классификаций ветровых режимов
14 14 Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь, смерчей 1 Записывают правила поведения в доме и на открытой местности при сигнале опасности Схемы правил безопасного поведения при угрозе и внезапном происхождении бурь, ураганов, смерчей
15 15 Контрольная работа по теме: безопасное поведение при угрозе бури, урагана, смерча 1 Пишут контрольную работу Тематический контроль
16 16 Наводнения, их происхождения и виды
1 Заучивают классификацию и причины происхождения Комплект плакатов «Правила поведения в ЧС природного характера»
17 17 Последствия наводнений, меры по уменьшению ущерба от них 1 Записывают последствия и меры по защите от наводнений Компьютер, проектор, комплект плакатов
18 18 Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнения 1 Изучают действия населения в разных случаях ЧС Компьютер, проектор, схемы поведения при наводнениях
19 19 Цунами, его происхождение, классификация, последствия 1 Знакомятся с причинами происхождения и классификации цунами Компьютер, проектор, схема «Классификация цунами»
20 20 Прогнозирование, меры по уменьшению ущерба и правила поведения во время цунами 1 Познают современные методы прогнозирования и способы уменьшения ущерба Компьютер, проектор, схемы прогнозирования и безопасного поведения при угрозе цунами
21 21 Происхождение и классификация лесных и торфяных пожаров 1 Записывают классы лесных пожаров и торфяных пожаров Исторические сводки лесных пожаров, показ слайдов: «Классы лесных пожаров»
22 22 Последствия и предупреждение лесных и торфяных пожаров 1 Узнают о современных способах оповещения и предупреждения от пожаров Видеофильм «Основы противопожарной безопасности»
23 23 Правила безопасного поведения в зоне лесного пожара и при его тушении 1 Пишут тест Тестовые вопросы по правилам поведения при пожаре и при его тушении
24 24 Человек и стихия. Характер и темперамент 1 Самоподготовка Работа с учебником, компьютер
25 25 Контрольная работа по теме: безопасное поведение при цунами, в зоне лесного пожара
1 Пишут контрольную работу Тематический контроль
26 26 Психологические особенности человека во время стихийного бедствия и после него 1 Записывают способы психического самосовершенствования Вопросы и задания к психологической тренировке человека
Раздел 2ОМЗ и правила оказания медицинской помощи
27 1 Повязки. Общая характеристика
1 Практическая отработка наложения повязок Компьютер, проектор, правила наложения повязок
28 2 Отработка практических навыков наложения повязок на руку 1 Практическая отработка наложения повязок ИПП, бинты, шины
29 3 Отработка практических навыков наложения повязок на ногу 1 Практическая отработка наложения повязок ИПП, бинты, шины, тугие повязки
30 4 Правила оказания ПМП при переломах верхних и нижних конечностей 1 Практическая отработка наложения тугих повязок, шин Компьютер, проектор
31 5 Способы эвакуации пострадавших
1 Изучают порядок применения способов эвакуации в зависимости от места перелома Таблицы порядка применения способов эвакуации, ремни, лямки
32 6 Контрольная работа по теме: правила оказания ПМП при переломах 1 Пишут контрольную работу Тематический контроль
Раздел 3 Основы Здорового Образа Жизни
33 1 Режим-необходимое условие ЗОЖ
1 Записывают способы повышения самоподготовки Компьютер, проектор, работа с учебником
34 2 Умственная и физическая работоспособность
1 Самостоятельная работа Компьютер, самоподготовка, работа с учебником
35 3 Профилактика утомления. Содержание дня
1 Самостоятельная работа Самоподготовка, составления личного примерного режима дня
Литература
С.Н. Вангородский, М.И. Латчук, В.В. Марков «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 класс, издательство «ДРОФА», 2010 год.
Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» №4, издательство «Просвещение», 2010 год.
Дидактические материалы ОБЖ 5-9 классы под руководством Б.И. Мишина издательство «ДРОФА», 2010 год.
Учебное пособие для учителей ОБЖ издательство «ПРОСПЕКТ», 2010 год.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО Заместитель директора по УВР
учителей_____________ ______________
от № _____________2014 г
Руководитель МО_______