Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» в 1 классе МКОУ VIII вида


Рассмотрена и рекомендована Составлена на основе примерной На заседании МО учителей адаптированной основной предметников МКОУ VIII вида пос.Яр общеобразовательной программы Протокол №_____ образования обучающихся от____________ с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Принята на педагогическом Совете школы МКОУ «Ярская школа – интернат» Протокол №_______ От ___________
Утверждаю Приказом №________ От __________
Вр.И.О Директор школы МКОУ
«Ярская школа – интернат»
_____________ Н. Г. ПоздееваАдаптированная рабочая программа по предмету «речевая практика»
в 1 классе МКОУ VIII вида
Составила: учитель
начальных классов
Ушакова Е. Н.
1 категорий
2016- 2017 год
     
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету речевая практика для 1 класса составлена на основе:
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федераций от 19 декабря 2014г. №1599 СФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федераций от 10 июля 2015 года N 26 Об утверждении HYPERLINK "http://docs.cntd.ru/document/420292638"СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Годового календарного учебного графика на 2016 – 2017 уч. г.
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе в МКОУ «Ярская школа – интернат» на 2016-2017 учебный год.
- Учебник «Устная речь» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, С. В. Комарова. Москва «Просвещение» 2011г.
Предмет речевая практика входят в образовательную область – язык и речевая практика. В соответствии с учебным планом количество часов на изучение данного курса отводиться 2 часа в неделю, 66 часов в год. При проведении использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока до 35 минут каждый; январь - май – по 4 урока до 40 минут каждый).(Часы по данной дисциплине входят в федеральный компонент учебного плана).Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.
Цель - развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Задачи:
- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
- Развивать дикцию и выразительность речи;
- Учить слушать, понимать и строить устные связные высказывания;
- Воспитывать правила культурного речевого общения.
Структура курса представлена следующими разделами:
Школьная жизнь 10 часов
Ребята знакомятся со школой, учителями, праздниками. Учатся слушать и выполнять словесные инструкции учителя, давать словесный отчёт о проделанной работе. Словами обращения, знакомства «Меня зовут…»
Игры и игрушки 9 часов
Играют в игру магазин, зимние забавы. Повторяют по подобию, по памяти отдельные слова, предложения. При игре используют мимики и жесты в общении.
Играем в сказку.3 часа
Ребята знакомятся со сказкой теремок и проигрывают её. Повторяют по подобию, по памяти отдельные слова, предложения. При игре используют мимики и жесты, правила речевого общения.
Я дома. 16 часов
Знакомятся с праздниками 23 февраля, 8 марта. Как можно помочь родителям по дому. Семьёй, общением в семье, домашним адресом. Словами приветствия и прощания «Доброе утро», «Спокойной ночи». Слова поздравления «Поздравляю…».
Я за порогом дома 10 часов.
Ребята учатся встречать гостей и ходить к ним в гости. Используют слова приветствия, прощания, знакомства, обращения, благодарности.
Я и мой товарищи 11 часов
Знакомство со школьным двором, общение детей в классе. Ребята учатся использовать слова извинения «Извините пожалуйста…», благодарности «спасибо», «пожалуйста».
Я в мире природы 7 часов
Учащиеся знакомятся с миром природы, кто как живет. Произведениями о природе.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия.
К формам обучения относится урок, экскурсий, практические работ. 
Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
К методам обучения: беседа, рассказ, демонстрация и показ наглядных пособий.
 Приемы обучения: демонстрация; наблюдение, беседа, работа с учебником, самостоятельная и практическая работа.
Для эффективного обучения проводится систематическое изучение динамики развития базовых универсальных действий: индивидуального и фронтального опроса, практических работ.
Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.Организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
Коммуникативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь
Регулятивные учебные действия
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
Познавательные учебные действия
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- читать;
- писать;
- выполнять арифметические действия;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
Предметные учебные действия.
Минимальный уровень
Достаточный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
высказывание своих просьб и желаний;
используя соответствующие этикетные слова и выражения;
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебник «Устная речь» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, С. В. Комарова. Москва «Просвещение» 2011г.
Наглядность.
Сказки.
Схемы.
Учебный план
Раздел Кол-во часов в разделе на (четверть). Контрольно-измерительный материал (Кол-во на раздел) Теория и практ. КомбинПракт. Лаборат. Экск.
1 четверть - 18ч Школьная жизнь 5 1 1 3
Я и мой товарищи 4 1 2 1 Играем в сказку 3 1 1 1 Я за порогом дома 6 2 2 2 2 четверть – 14 ч Игры и игрушки 3 2 1 Школьная жизнь 5 1 3 1 Игры и игрушки 6 1 3 2 3 четверть – 18 ч Я и мой товарищи 7 2 4 1
Я дома
7 3 3 1 Я за порогом дома 4 2 1 1 4 четверть – 16ч Я дома 9 4 3 2 Я в мире природы
7 2 4 1 Календарно-тематическое планирование
Раздел № урока в год Тема урока Дата Основные предметные знания (базовые понятия по теме) Деятельность учащихся на уроке Коррекционная работа
1 четверть- 18 часов Школьная жизнь 1 Давайте познакомимся. 2.09 Знакомство Учащиеся знакомятся, и использовать в речи формулы знакомства и обращения Развитие артикуляционной моторики, речи.
2 Где мы учимся 5.09 Школа, класс Знакомство со школой и классом и правилами обращения, приветствия и прощания. Развитие наблюдательности, внимания, артикуляционной моторики
3 Кто нас лечит и кормит Медсестра, повар, столовая, медпункт Знакомство со столовой и медпунктом и тех, кто в них работает. Развитие наблюдательности, внимания, памяти, правил поведения.
4 Экскурсия в спортивный зал Спортивный зал Экскурсия в спортивный зал Развитие наблюдательности, внимания, памяти, правил поведения.
5 Отгадай что в моём ранце? Ранец Знакомство со школьными принадлежностями Развитие внимания, памяти, артикуляционной моторики, речи
Я и мой товарищи
6 Это школьный двор. Школьный двор Знакомство со школьным двором Развитие внимания, памяти, артикуляционной моторики, правил поведения. речи
7 Знакомство во дворе Знакомство Учатся знакомится во дворе Развитие памяти, артикуляционной моторики, дикции
8 Играем во дворе Игры Играют в игры во дворе школы Развитие памяти, внимания, общей моторики, речи
9 Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям Рассказ Учатся составлять рассказ по демонстрируемым действиям Развитие памяти, внимания, артикуляционной моторики, дикции. речи
Играем в сказку 10 Теремок Теремок, дом, животные Знакомятся со сказкой теремок Развитие памяти, внимания, артикуляционной моторики,
11 Теремок Готовят костюмы Развитие памяти, логического мышления, артикуляционной моторики, дикции
12 Играем в сказку Инсценировка сказки Развитие памяти, логического мышления, артикуляционной моторики, дикции, речи
Я за порогом дома
13 Знакомство в гостях Гости Учатся, знакомятся в гостях Развитие памяти, логического мышления, артикуляционной моторики, правил поведения, речи
14 Я в гостях у друга Гости, друг Учатся вести себя в гостях 15 Как я гостей встречал Учатся принимать гостей 16 Покупка школьных принадлежностей Покупка, школьные принадлежности, магазин, деньги, продавец Повторяют школьные принадлежности и знакомятся где их можно купить Развитие памяти, внимания артикуляционной моторики, дикции, правил поведения, речи.
17 Покупка школьных принадлежностей Покупка школьных принадлежностей в магазине. Повторяют слова обращения, приветствия и прощания. 18 Ролевая игра «Магазин «Школьник». Покупка школьных принадлежностей в магазине 2 четверть – 14 часов Игры и игрушки
19 В магазине игрушек Магазин, игрушка, ночь Учащиеся повторяют правила поведения в магазине, слова приветствия, прощания, обращения. Развивать память, внимание, логическое мышление. Артикуляционную моторику, дикцию, речь, правила поведения.
20 Моя любимая игрушка Учащиеся знакомят всех со своей любимой игрушкой. 21 Ролевая игра «Ночь в магазине игрушек» Магазин, игрушка, ночь Представляют и играют в игру «Ночь в магазине игрушек» Школьная жизнь
22 Готовимся к празднику Праздник, Новый год, ёлка, дед мороз, снегурочка Учатся готовится к празднику, знакомятся с праздником «Новый год» Развивать память, внимание Артикуляционную моторику, дикцию, речь,
23 Ёлочная игрушка Ёлочная игрушка Знакомятся с ёлочной игрушкой, для чего она нужна Развивать память, внимание Артикуляционную моторику, речь, мелкую моторику.
24 Ёлочная игрушка Выполняют ёлочную игрушку 25 Что я подарю на Новый год? Подарок Знакомятся с подарками на Новый год, словами поздравления Развивать память, артикуляционную моторику, речь, дикцию.
26 Дидактическая игра «Украсим ёлку» Украшение ёлки Украшают ёлку. Развивать внимание, наблюдательность, артикуляционную моторику, речь, мелкую моторику.
Игры и игрушки
27 Новогодние чудеса Новогодние чудеса Знакомятся с Новогодними чудесами Развивать память, внимание, артикуляционную моторику, речь.
28 Составление рассказа «Новый год на пороге» по серий сюжетных картинок Рассказ Составляют рассказ «Новый год на пороге» по серий сюжетных картинок Развивать память, внимание, артикуляционную моторику, речь, дикцию.
29 Сказки о ёлочных игрушках Сказка, ёлочные игрушки Знакомство со сказками о ёлочных игрушках Развивать память, внимание, артикуляционную моторику, речь, дикцию.
30 Игры под музыку к Новому году Игра Повторяют игры. Развивать память, внимание, речь, правила поведения, общую моторику
31 Зимние забавы детей. Зимние забавы Играют в снежки, катаются с горки, лепят снежных фигур. Развивать память, внимание, речь, правила поведения, общую моторику
32 Новый год. Ёлка. Новый год, ёлка Участвуют в новогоднем представлений, повторяют слова благодарности. Развивать память, внимание, речь, правила поведения.
3 четверть – 18 часов Я и мой товарищи
33 Беседа на тему «Что мне запомнилось на Новогоднем празднике? Беседа, Новогодние праздники Учимся беседовать по теме «Что мне запомнилось на Новогоднем празднике? Развивать память, речь, артикуляционную моторику, дикцию.
34 Зима и её особенности Зима Знакомство с признаками зимы Развивать память, речь, артикуляционную моторику, дикцию.
35 Зимняя прогулка Прогулка Прогулка в парке Развивать память, наблюдательность, речь, правила поведения.
36 Составление рассказа «Мы ходили кататься на горку» Горка Составляют рассказ «Мы ходили кататься на горку» Развивать память, речь, артикуляционную моторику, дикцию.
37 Мои товарищи в классе Товарищи Учатся общаться с товарищами в классе Развивать память, речь, артикуляционную моторику, дикцию.
38 Как мы общаемся Общение, правила Развивать память, речь, артикуляционную моторику, дикцию.
39 Мне нужна помощь Помощь Учатся обращаться за помощью к взрослым Развивать память, речь, артикуляционную моторику, дикцию.
Я дома
40 Я дома Дом Учатся вести себя дома Развивать память, речь, артикуляционную моторику, дикцию, правила поведения.
41 Помощники Помощники Знакомство с оказанием помощи родителям по дому. Развивать память, речь, артикуляционную моторику, дикцию, общую моторику.
42 Составление рассказа по сюжетной картинке «Один дома». Рассказ Составляют рассказ по сюжетной картинке «Один дома». Развивать память, артикуляционную моторику, дикцию, речь
43 Составление рассказа «Граница Родины на замке» по серий сюжетных картинок Рассказ Составляют рассказ «Граница Родины на замке» по серий сюжетных картинок Развивать память, внимание, артикуляционную моторику, дикцию, речь
44 Мамин праздник Праздник, 8 марта Знакомство с праздником 8 марта Развивать память, артикуляционную моторику, дикцию, речь
45 Подарок маме Подарок Учатся преподносить подарок маме Развивать память, внимание, логическое мышление, артикуляционную моторику, дикцию, речь
46 Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку. Рисунок, рассказ описание. Составляют описательный рассказ о маме по собственному рисунку. Развивать память, внимание, логическое мышление, артикуляционную моторику, дикцию, речь
Я за порогом дома
47 Транспорт Транспорт Знакомятся с транспортом и правилами поведения в транспорте Развивать память, внимание, логическое мышление. Артикуляционную моторику, дикцию, речь, правила поведения.
48 Прогулка в автомобиле Автомобиль Учатся вести себя в автомобиле Развивать память, артикуляционную моторику, дикцию, речь, правила поведения.
49 Я пешеход Пешеход Знакомятся с правилами поведения пешехода. Развивать память, артикуляционную моторику, дикцию, речь, правила поведения.
50 Я пешеход Закрепляют правила поведения пешехода на улице Развивать память, внимание, артикуляционную моторику, речь, правила поведения.
4 четверть – 16 часов Я дома
51 Семья Семья Учащиеся знакомятся с семьёй. Развивать память, артикуляционную моторику, речь, правила общения.
52 Вежливое общение Общение Учатся вежливо общаться, используя слова формулы Развивать память, артикуляционную моторику, речь, дикцию, правила общения
53 Мой адрес Адрес Знакомятся с домашним адресом Развивать память, внимание, артикуляционную моторику, речь, дикцию,
54 Спокойной ночи Спокойной ночи Знакомятся со словами спокойной ночи и употребление его в речи Развивать память, внимание, артикуляционную моторику, речь, дикцию
55 Спокойной ночи. Составление предложений пожеланий перед сном с опорой на условно – графическую схему. Составляют предложения пожелания перед сном с опорой на условно – графическую схему. Развивать память, внимание, артикуляционную моторику, речь, дикцию
56 Составление рассказа как я ложусь спать. Составляют рассказ, как я ложусь спать. 57 Доброе утро Доброе утро Знакомятся со словами доброе утро и употребление его в речи Развивать память, внимание, артикуляционную моторику, речь, дикцию
58 Игра «Живые загадки» Загадки Играют в игру «Живые загадки» Развивать память, внимание, артикуляционную моторику, речь, дикцию, общую моторику.
59 Как начинается твоё утро? Утро Составляют рассказ, как я начинается твоё утро? Развивать память, внимание, артикуляционную моторику, речь, дикцию
Я в мире природы
60 Мир природы Природа Знакомятся с миром природы Развивать память, внимание, артикуляционную моторику, речь, дикцию, правила поведения.
61 Кто как живёт Жильё, дом, гнездо, нора, скворечник, дупло. Знакомятся, где живут животные, птицы Развивать память, внимание, артикуляционную моторику, речь, дикцию, правила поведения.
62
Составление рассказа по сюжетной картинке «В живом уголке» Живой уголок
Составляют рассказ по сюжетной картинке «В живом уголке»
Развивать память, внимание, артикуляционную моторику, речь, дикцию, правила поведения.
63 Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин Заяц, морковка, рассказ Составляют рассказ «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин Развивать память, внимание, логического мышления.
артикуляционную моторику, речь, дикцию, правила поведения,
64 Сказка «Колосок» Колосок, сказка Знакомятся со сказкой «Колосок» Развивать память, внимание, артикуляционную моторику, речь, дикцию, правила поведения.
65 Откуда хлеб пришёл? Хлеб, зерно, трактор. Знакомятся, откуда пришёл хлеб Развивать память, внимание, артикуляционную моторику. Речь, дикцию, правила поведения, логического мышления.
66 Итоговое занятие Повторяют весь пройденный материал за год Развивать память, внимание, артикуляционную моторику, речь, дикцию, правила поведения и общения.
Мониторинг уровня сформированности практических умений учащихся за 1 класс

Вид ФИО учащегося
деятельности Умение формулировать просьбу и желание Умение использовать этикетные слова и выражения в речи; Умение воспринимать на слух сказки и рассказы; Умение отвечать на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал или без него.
Условные обозначения: Н – низкий (не умеет делать) С – средний (делает с помощью) В – высокий (делает самостоятельно)