Долгосрочный проект «Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ, в соответствии с ФГОС»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 46 «Совенок»
Долгосрочный проект
«Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ,
в соответствии с ФГОС»
Воспитатели: Трофимова С. М.

г. Сходня
2015-2016 гг.
Тема проекта: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Предметно-содержательная область: познавательное развитие
Тип проекта: практико – ориентированный
По продолжительности: долгосрочныйПо времени проведения: долгосрочныйПо характеру участия: воспитатели
Источники информации: требования ФГОС к созданию развивающей предметно – пространственной среды, интернет – ресурсы.
Форма представления: презентация в бумажном виде.
Методические задачи: образовательные
Цель проекта: создание комфортных, благоприятных, безопасных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.
Методические задачи:  изучить методики, технологии по организации развивающей предметно - пространственной среды;
Результативность: проектирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в 1 младшей группе.

Проблема:
Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. В повседневную практику широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет педагогам самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействуя с ребенком, обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Учет неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Одним из необходимых условий становится создание развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении.
Согласно пункту 3.3. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала группы, а также территории, прилегающей к Организации.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Задачи проекта
Задачи работы над проектом для воспитанников Задачи работы над проектом для педагогов
Включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Использование своих способностей.
Проявление самостоятельности, инициативности, творчества.
Создание оптимальных условий для игр, обучения и развития в разных видах деятельности.
Оснащение образовательного пространства средствами обучения и воспитания, расходным игровым материалом.
Наполнение среды развивающим содержанием.
Развитие игрового опыта каждого ребенка, воспитание коммуникативных навыков.
Развитие игровой, познавательной, исследовательской, двигательной, творческой активности всех воспитанников.
Обеспечение эмоционального благополучия во взаимодействии с предметно – пространственным окружением, возможности самовыражения.
Ожидаемый результат
Ожидаемый воспитанником результат проектной деятельности Ожидаемый педагогом результат проектной деятельности
Создание развивающей предметно – пространственной среды соответствующей требованиям ФГОС. Получение положительного опыта работы над проектом.
Желание участвовать в подобных проектах.
Повышение профессиональной компетенции в области ФГОС.
Повышение эффективности педагогической деятельности.
Дополнительная информация
Психология Учёт возрастных и ндивидуальных особенностей детей.
Компетентные педагогические воздействия на ребёнка.
Дизайн Эстетика оформления зон активности детей
Социология Метод беседы.
Мастер – классы.
Обмен опытом
Безопасность Организация деятельности ребёнка в соответствии с требованиями по обеспечению надёжности и безопасности.
Приложения
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ;
-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
-возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
-наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6)Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта. Важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребенком, и с группой в целом. В связи с этим планировка группы должна быть такой, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.
Принцип активности, самостоятельности, творчества.
Ребенок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения. Среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств В качестве звукового дизайна используются записи звуков природы, классических произведений, которые выполняют функцию психотерапии, успокаивают детей, настраивают на нужный лад. Этот дизайн используется как активный фон в играх, театрализованной деятельности и т.д.
Принцип трансформируемости.
В проекте развивающей предметно – пространственной среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определенные многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности. Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, реализуется с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, ширм, модульных конструкторов, мольбертов, магнитных досок и т.п. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т.д.
Эстетическая организация среды
Особые требования предъявляются к эстетическому оформлению развивающей предметно-пространственной среды, под которым подразумевается: чистота и порядок, единство стиля, гармония цвета, использование произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели.
Учет половозрастных различий детей
Построение среды с учетом половых различий предполагает предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Интеграция образовательных областей.
Развивающая предметно- пространственная среда должна подбираться с учетом принципа интеграции. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
При создании предметно-развивающей среды педагоги должны предусматривать разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
Приступая к оформлению групповых помещений, упорядочиваем предметно-развивающую среду: приводим количество материалов и оборудования в соответствие с требованиями используемой программы; выявляем и стараемся удовлетворить индивидуальные интересы, склонности и потребности каждой конкретной группы, опираясь на результаты диагностики.
Итак, в каждой группе детского сада учитывается:
- возрастные особенности детей,
- социально-психологические особенности детей,
- интересы, потребности детей данной группы.
Наряду с этим осуществляется работа по эстетическому оформлению группы, которая делится на два этапа:
1) теоретическая проработка и проведение поискового эксперимента по моделированию пространства группы на плане;
2) практическая работа по зонированию группы на основе теоретически или экспериментально созданной модели.
При этом учитываются психофизиологические факторы: зрительные, слуховые, тактильные ощущения, которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами развивающей предметно – пространственной среды.
Зрительные ощущения: учитывается освещение и цвет объектов как факторов эмоционально-эстетического воздействия и психофизиологического комфорта. При окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, т.к. однообразие быстро надоедает, вызывает охранительное торможение.
Слуховые ощущения: учитывается совокупность звучания звукопроизводящих игрушек. В групповом помещении не должны находиться предметы, игрушки, раздражающие слух, неприятные по звучанию. Слуховые воздействия должны быть эстетичными. Предполагается наличие аудиотехники с комплектом дисков с музыкальными произведениями в каждой группе.
Тактильные ощущения: материалы, используемые для изготовления объектов развивающей предметно – пространственной среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка.
Эстетическое оформление группы позволяет упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических.
Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми, поэтому необходимо повышение квалификации педагогов в данном направлении. Для этой цели разработан план методической работы с кадрами, по повышению их профессиональной компетентности в области инновационных подходов к созданию среды в ДОУ. При этом используются методы, стимулирующие активность самих педагогов.
Организационные условия
- среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»;
- оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;
- все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;
- предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением;
- размещение материалов должно быть функциональным;
- предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;
- среда должна быть полифункциональной;
- среда должна иметь подвижные границы.
Индивидуальная работа:
1.Составление перечня необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей (по образовательным областям)
2.Приобрести и изготовить своими руками  дидактические и развивающие игры, наглядный и демонстрационный материал в соответствии с возрастными характеристиками воспитанников.
3. Посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и района;
4. Создание и оформление предметно-пространственной развивающей среды кабинета татарского языка.
5.Создание центров для сюжетно- ролевых игр
6.Создание уголков для художественно- продуктивной и экспериментальной деятельности детей.
7. Обновление уголков природы, дежурства.
8.Создание условий для организации пространства в раздевалке (информационные стенды для родителей, организация для выставки творчества детей)
9.«Создание мини-огорода на подоконнике».
10.Ежегодное красочное оформление территории детского сада в летний и зимний периоды.
11.Изготовлению игрового макета по пдд из бросового материала «Улица моего села».
12. Создание и оформление предметно-пространственной развивающей среды кабинета татарского языка.
13.Пополнение видеотеки, методической библиотеки вновь изданными пособиями, а также пополнение библиотеки для детей.
14. Оформление музыкального зала к праздникам
Работа с детьми:
1.Изучение интересов, склонностей, предпочтений, особенностей детей группы.
2.Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования.
3. Оформление групповой комнаты к новогоднему празднику.
4. Посадка и уход за комнатными растениями.
5. Изготовление различных поделок в кружке «Мастерята», для  выставки и оформления холла  детского сада.
Работа с родителями:
1. Привлечь родителей к активному участию в организации развивающей предметно -пространственной среды группы.
2.Показ открытых мероприятий – занятия, игры, развлечения.
3. Показ организации предметно – развивающей среды для родителей.
4.Создание презентации  на тему: «Предметно-развивающая среда в детском саду в рамках ФГОС ДО» в электронном виде. Выступление на родительском собрании. 
Форма отчета по проделанной работе:
1.Распространение педагогического опыта по данной теме. Познакомить педагогов с опытом работы по изученному вопросу.
2.Выступление на педсовете: «Роль педагога в развивающей среде».
3. Создание презентации «Предметно-развивающая среда в детском саду в рамках ФГОС ДО» в электронном виде